Техника и методика обучения высокого и низкого старта. Высокий старт: техника выполнения, команды

В легкоатлетических соревнованиях спортсмены начинают бег с использованием одного из двух видов стартов - высокого или низкого. Высокий старт в легкой атлетике применяется далеко не в каждом случае. достойных спортивных результатов является успешное освоение и того, и другого способа. Особенно важно правильно стартовать в спринтерских соревнованиях. Опытный тренер включает технику выбегания в каждую разминку при занятиях со спортсменами.

Высокий старт - техника и особенности

Как правильно стартовать с высокого положения? Подготовительным этапом перед освоением высокого старта может служить выбегание из "падающей" позиции. В чем оно заключается? Легкоатлет высоко поднимается на стопу и подает вперед плечи, не сгибаясь при этом в тазобедренных суставах. Таким образом он начинает «падать» вперед. При этом ему следует активно стартовать.

В начальном обучении любого спортсмена очень важен подробный разбор с бесконечным повторением каждой отдельно взятой стартовой команды. Чтобы успешно освоить выполнение высокого старта, на первых тренировках практикуют быстрое выбегание на небольшие расстояния (15-20 метров). Позже можно будет дистанцию увеличить до 30-40 метров.

Обучение технике высокого старта

Спортсмены, особенно юные, должны привыкнуть к нахождению перед подачей команд на расстоянии за полтора-два метра до линии старта (не ближе). Когда тренер произносит команду «На старт», спортсмену следует толчковую ногу поставить всей ступнёй вперед, подведя носок к самой линии старта.

Маховая нога при этом устанавливается назад на половину шага и опирается на переднюю часть стопы. Ступни обеих ног располагаются параллельно относительно друг друга по траектории движения. При этом сильного мышечного напряжения быть не должно, стартовать нужно в легком раскрепощенном состоянии.

Услышав команду «Внимание», легкоатлет переносит на другую ногу массу тела, сгибает ноги в коленях и наклоняется вперед туловищем. Руки при этом должны согнуться в локтях с выносом вперед той из них, которая противоположна толчковой ноге. Запомнить это важно, так как юные спортсмены способны перепутать Как вариант, рука, будучи согнутой, может быть свободно опущена вниз.

Начинаем двигаться

Когда звучит команда «Марш», спортсмены начинают бег, используя с основном маховую ногу, которая согнута в колене. с высокого старта подразумевает начало в виде активного движения, акцент в котором делается именно на маховую ногу.

Первые шаги после линии старта влияют на набор бегуном максимальной скорости. Чтобы стартовать как можно лучше, следует производить их путем упругой постановки ступней под корпусом, сохраняя при этом стартовый наклон.

Спустя какое-то время нужно выпрямить туловище и увеличить длину шага. Если предстоит бежать дистанцию более 400 метров, команда «Внимание» не подается. Чтобы отточить технику процесса выбегания при высоком старте, на тренировочных занятиях следует использовать процедуру старта и с двумя, и с тремя командами. Высокий старт в легкой атлетике, кроме того, возможен также с применением опоры или без таковой.

Другая техника

Низкому старту спортсменов обучают практически в той же последовательности, как и высокому. Каждое занятие начинается с повторения правильной техники начала движения. Спортсмены в массовом порядке обязаны освоить выполнение каждой отдельно взятой стартовой команды. Если "одолевших" правильную технику среди команды легкоатлетов не слишком много, следует повторно тренироваться, добиваясь успеха. В процессе обучения тренер привлекает и учеников - с целью показа и обозначения неточных действий.

Как и бег с высокого старта, оттачивают его юные спортсмены сначала сами, затем по тренерской команде. После освоения ими основных навыков тренер может организовать выбегание наперегонки на небольшую дистанцию (до 25 метров). В отработке техники низкого старта требуются стартовые колодки - без них невозможны тренировки настоящих спортсменов.

Если речь идет о занятиях физкультурой в массовом порядке (например, на школьном уроке), в их качестве можно использовать небольшие углубления в Это позволит стартовать учащимся одновременно в большом количестве. Но если группу юных учеников необходимо подготовить к легкоатлетическим соревнованиям, без беговых колодок не обойтись.

Как правило, ученикам труднее бывает освоить низкий, чем высокий старт. Техника его сложнее. При отработке навыков возможны многочисленные ошибки, основные из которых мы постараемся рассмотреть ниже.

Главные ошибки

Так что же может помешать спортсмену стартовать удачно? Основная ошибка при низком старте - в таком положении спины, когда спортсмены стартуют с поднятой головой, глядя впереди себя. Данная неправильная позиция ведет к чрезмерному мышечному напряжению. Для исправления ошибки голову следует опустить и спину слегка выгнуть.

Другой распространённой погрешностью является перенесение массы тела на руки, когда они слишком сильно согнуты в локтях. Начиная движение, спортсмену придется активно отталкиваться от покрытия руками, и ноги начнут работать позже, чем нужно. Правильным будет при старте основной упор делать на толчок ногами от колодки.

Если плечи бегуна отведены назад (за стартовую линию), и он, что называется, «сидит на пятках», вся масса тела будет приходиться на ноги. Высокого качества стартования добиться при этом не получится - данный угол сгибания ног требует чрезвычайно сильно развитой ножной мускулатуры. Кроме того, начальное движение, скорее, придется по направлению вверх, а не вперед, что замедляет стартовый разгон. Чтобы встать правильно, спортсмену следует наклонить туловище, опустить голову и руки расположить практически отвесно.

На что еще обратить внимание

Ошибки, которые спортсмены делают, частенько касаются неправильного положения корпуса. Таз может быть поднят излишне высоко с практически полным выпрямлением ног в коленях. Тогда первый шаг выйдет скомканным, так как качественно стартовать с такой позиции очень и очень сложно. Поэтому следует опустить таз пониже и держать его положение под контролем. Следует большее внимание уделить сгибу, но держать при этом спину параллельно поверхности дорожки.

Другая ошибка перед началом старта - когда плечи слишком "завалены" на стартовую линию, масса тела переходит в основном на руки спортсмена. Начиная бег, последнему предстоит отталкиваться в основном руками, а не ногами, что гораздо тяжелее. Чтобы избежать этого, следует подать туловище несколько назад, плечи разместить ровно на линии старта, а руки поставить вертикально. Но плечи не должны быть и отведены слишком далеко назад - аналогичная ошибка при выполнении команды "На старт" рассматривалась выше.

Что следует предпринять

Большинство неправильных действий спортсмены совершают, когда звучит команда "Марш". Основное из них - практически сразу выпрямить туловище до вертикального положения. Шаг маховой ногой получается слабым и слишком мелким. Это ведет сразу же к значительной потери стартовой скорости. Исправить ситуацию можно, начиная стартовать с сохранением корпуса в наклонном положении.

В процессе тренировок имеет смысл ограничить процесс выпрямления корпуса с помощью дополнительных средств. В качестве последних может выступать наклонная планка или протянутый над жгут.

Если мышцы ног (главным образом мышцы бедра - его передней поверхности) спортсменов развиты пока недостаточно, практиковаться можно с применением небольших выпрыгиваний из положения приседа или полуприседа.

Еще одна широко распространенная ошибка заключается в чересчур большом первом шаге, который производится маховой ногой, что автоматически вызывает кратковременную остановку и потерю скорости на последующем этапе. Первый шаг целесообразно выполнять более активно, ставя стопу под себя. В процессе тренировки на дорожку имеет смысл нанести нарисованные отметки для начальных шагов.

Помним о ногах

При проработке данного момента особенное внимание следует уделить правильной постановке обеих ног. Неверным будет и отведение спортсменом подбородка назад при первом шаге. Это ведет к нарушению ритма бега и общей координации в начале движения, при котором быстрый набор скорости невозможен. Подбородок оказывается поднятым вверх, что неизбежно ведет к слишком скорому выпрямлению корпуса. Контролировать данный момент также необходимо - следить за работой подбородка, который должен быть опущен и прижат к груди.

Если же на первом шаге бедра поднимаются слишком высоко, то такой шаг выйдет слишком коротким и сразу лишит участника преимущества. Поэтому стопа должна быть расположена низко по отношению к беговой поверхности.

Секреты спортивного мастерства

Какие же "фишки" помогут тем, кто стремится хорошо освоить и низкий, и высокий старт? Техника успешного бега содержит некоторые секреты, хорошо известные опытным тренерам по легкой атлетике.

Усиления движения маховой ноги в процессе первого шага с общим ускорением добиваются активным отведением одноименной руки назад. В процессе первых шагов на старте двигать руками следует быстро и коротко. Руки задают темп движения ногам, особенно в начале дистанции.

Смотреть при разгоне следует на беговую дорожку немного впереди себя. Стартуя, спортсмену следует следить за наклоном туловища вперед, который должен производиться под углом не менее 45 градусов, избегать прогиба спины в пояснице, голову держать прямо. Уменьшать наклон тела следует постепенно в начале дистанции. Активный вынос бедра ведет к увеличению длины каждого шага. Это правило верно независимо от того, приняли вы низкий или высокий старт. Техника активного выноса отрабатывается на протяжении первых 12-15 шагов, затем бег становится более равномерным.

Схема обучения технике низкого и высокого старта.

Выполнил:

Учитель физической культуры

ГБОУ Школа №978

Смирнов Максим Александрович

Москва – 2018

    Схема обучения технике низкого старта.

Последовательность обучения технике низкого старта

Упражнение №1

Старты из различных исходных положений

Упражнение №2

Стоя на сильно согнутой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

Упражнение №3

Старт из положения «упор присев»

Упражнение №4

Выполнение команд «На старт!» (низкий старт) и «Внимание!» без стартовых колодок

Упражнение №5

Бег с низкого старта без колодок(без сигнала и по сигналу учителя).

Упражнение №6

Установка стартовых колодок.

Упражнение №7

Выполнение команд «На старт!», «Внимание!» (ноги упираются в стартовые колодки).

Упражнение №8

Выталкивание из стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.

Упражнение №9

Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и с сигналом учителя).

    Схема обучения технике высокого старта

Последовательность обучения технике высокого старта.

Высокий старт из различных исходных положений применяется как упражнение, подводящее к низкому старту.

Упражнение № 1

Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

Упражнение № 2

Старты «падением» из положения, стоя на носках.

Учащийся, наклоняя плечи, как бы падает, вперед теряя равновесие. В момент окончательной потери равновесия занимающийся делает быстрый шаг (с акцентированным выносом бедра) и бежит в наклоне заданный отрезок.

Упражнение № 3

Старты «падением» из положения, стоя в наклоне вперед (руки опущены вперед или на коленях).

Упражнение № 4

В парах - бег преодолевая сопротивление партнера, на отрезках 15-20 м.. При выполнении этого упражнения ученик из положения, стоя в наклоне вперед упирается прямыми руками в спину партнера, оказывающего умеренное сопротивление.

Упражнение № 5

И.п. – стоя в наклоне вперед. Сильнейшая (толчковая) нога впереди. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с работой рук.

Упражнение № 6

Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую ногу.

Обучение следует начинать со всем классом сразу: объяснить, показать и принять положение высокого старта по команде. В исходном положении нужно сразу же сильно наклонить туловище вперед. Затем по команде «Марш» учащиеся пробегают 10-15м. Как только техника высокого старта будет освоена всеми учащимися, можно переходить к его совершенствованию. В этом случае учитель может использовать поточно-групповой (по 5-7 человек) и поточный (одному ученику - друг за другом) методы совершенствования высокого старта. Ученики занимают положение по команде учителя «На старт!», «Внимание!», а по команде «Марш!» начинают бег.

Упражнение № 7

Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку.

Принимая данное положение, учащийся ставит толчковую ногу на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии, другую на такое же расстояние отставляет назад. Рука разноименная впереди стоящей ноги, ставится перед линией старта. Масса равномерно распределяется на ногу и руку.

Упражнение № 8

Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала и по сигналу учителя. Движение начинается с энергичного отталкивания, выполняемого одновременно двумя ногами. Нога стоящая сзади энергично выносится бедром вперед с одновременным взмахом противоположной руки. Нога, находящаяся впереди резко выпрямляется. Первые шаги делаются в большом наклоне, который постепенно уменьшается. Длина шагов увеличивается, бег ускоряется, а занимающийся переходит к бегу.

Конспект урока

по физической культуре.

Тема урока : Легкая атлетика в 4-м классе. Высокий старт.

Задачи урока :

  • Обучение технике высокого старта и стартового разгона.
  • Развитие быстроты, ловкости, координационных способностей посредством эстафет с предметами.
  • Воспитательные: формирование устойчивого интереса к активному образу жизни,к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
  • Здоровье- сберегающие: формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.

Необходимое оборудование и инвентарь :

Футбольные конусы – 16 шт., свисток.

План урока:

I. Вводная часть -10 мин.

II. Основная часть - 30 мин.

Таблица. Краткое содержание урока.

Дозировка

Организационно-методические указания

I. Вводная часть - 15 мин.

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.

1 мин.

2. Техника безопасности на занятиях

2 мин.

3. Ходьба по линиям зала, с различным положением рук. Ноги на носках, перекатом с пятки на носок.

30 сек.

Следить за правильностью осанки.

4. Бег восьмеркой, равномерный.

1 мин.

Ногу ставить на переднюю часть стопы. Учимся бегать по виражу.

5. Перестроение в колонну по 4.

← 6м → туда – делаем упражнение

3 м обратно – отдыхаем шагом

5.1. Прыжки вперед на двух ногах на передней части стопы.

5.2. То же правым боком. Стопы на ширине плеч. Это расстояние между стопами удерживаем.

5.3. То же левым боком.

5.4. То же спиной вперед

6 метров

6 метров

6 метров

6 метров

Дистанция между четверками 3 метра

Коленный сустав сгибается минимально.

Упор на прыжок вверх, а вперед продвигаемся незначительно.

6. 1. Прыжки, стопы стоят носки наружу.

6.2. То же, носки внутрь.

6.3. То же, но со сменой положения стоп через два прыжка.

6 метров

6 метров

6 метров

Расстояние между стопами удерживаем.

7. Бег спиной вперед,

обратно лицом вперед.

6 метров

Для постановки стопы на переднюю часть.

Туловище держать вертикально.

8. Бег «ножницы» - прыжки на стопе, носок на себя, маховая нога прямая.

6 метров

9. Прыжки с ноги на ногу

2 по 6 метров

10. Эстафета 6 метров.

3 мин

Во избежание столкновения: обегать колонну с левой стороны, после передачи эстафеты.

II. Основная часть - 25 мин.

1. Теоретические сведения о высоком старте. Стартовые команды. На каких дистанциях применяется. Показ

2 мин

На высоком старте применяются только две стартовые команды.

2. Определение «толчковой» и «маховой» ноги.

Встать на линию и как бы падать вперед. Та нога которая пойдет вперед. Чтобы не упасть будет на высоком старте сзади – толчковая.

3 раза

3.1. Выполнить команду «на старт».

3.2. Выполнить команду «марш».

3 по 5 метров

3 по 10 метров

Правильное положение рук – разноименное с начала движения.

Наклон туловища к линии старта.

4. Учимся выбегать вовремя.

4.1. И.П. высокий старт, стоя правым боком к дистанции.

4.2. Принять положение высокого старта правым боком к дистанции.

1 раз

1 раз

Не должно быть заступа.

4.3. Принять положение высокого старта левым боком к дистанции.

4.4. То же спиной вперед к дистанции.

1 раз.

Поворот строго через левое плечо.

5. Игра «Вызов номеров»

7 мин.

6. Эстафета:

| ← 6 метров →∆

Передача эстафеты – касание правой ладонью правой ладони партнера.

2 раза

III. Заключительная часть - 5 мин.

Ходьба с упражнениями на дыхание.

Подведение итогов урока.

Задать домашнее задание.

Упражнения для укрепления рук (отжимания),

спины («лодочки»),

пресса.


С ОПОРОЙ НА РУКУ

Задача№1 . Создать представление о технике высокого старта с опорой на руку.

Средства :

1. Сообщение сведений, где, с какой целью применяется высокий старт с опорой на руку. Ознакомить с правилами соревнований.

2. Рассказ о технике и основных требованиях к правильному выполнению упражнения в целом.

3. Показ упражнения в полной координации преподавателем или наиболее подготовленным учеником в полной координации и с акцентом на различные детали техники.

4. Опробование.

Методические указания :

Высокий старт с опорой на руку применяется в эстафетном беге 4х100 м на 2,3,4 этапах. Это позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке, равную скорости передающего эстафету.

В других беговых дисциплинах правилами соревнований по легкой атлетике высокий старт с опорой на руку запрещен для выступлений на соревнованиях. Однако он используется как тренировочное средство для высокого старта на длинные и средние дистанции и подается на две команды «На старт!», «Марш!» или к низкому старту и подаётся на три команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Иногда этот старт называют «низкий старт с одной руки».

Задача№2. Учить положению бегуна по команде «На старт!»

Средства :

1. Дать представление о технике выполнения высокого старта с опорой на руку.

2. Выполнение команды «На старт!».

Методические указания:

Обучение проводится фронтально. По команде «На старт!» занимающиеся подбегают к линии старта, толчковая нога устанавливается на расстоянии 1.5–2 стопы от стартовой линии, маховая также на 1–2,5 стопы от носка толчковой. Тяжесть тела распределена на обе ноги, стопы параллельны (рис. 14). По команде «Внимание» туловище наклоняется, противоположная толчковой ноге рука ставится перед линией старта посередине Рис. 14

туловища, другая отводиться максимально назад (рис. 15).

Рис. 15 Рис. 16

По команде «Марш!» бегун начинает стартовое ускорение, которое продолжается до достижения максимальной скорости (рис. 16). Для спортсмена высокого класса – это 45 м и более, а для начинающих – 10–20 м.

Двигательные установки и основные ошибки те же, что при выполнении высокого старта на короткие дистанции.

Задача№4. Учить положению бегуна по команде «Внимание!».

Средства:

1. Рассказ и показ.

2. Выполнение команды «На старт!», «Внимание!» с исправлением ошибок.

3. Многократное выполнение стартовых положений.

Методические указания:

При выполнении команд «На старт!» и «Внимание!» необходимо принимать устойчивое и удобное положение. Важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руку и ноги.

Двигательные установки:

1) по команде «Внимание!» туловище наклоняется, противоположная толчковой ноге рука ставиться перед линией старта, образуя высокий свод (4 пальца вместе-наружу, большой внутрь) посередине линии туловища, другая, согнутая в локтевом суставе, отводиться максимально назад.

2) в этом положении ноги согнуты. Оптимальный угол сгибания в коленном суставе составляет 90–100 градусов, у другой ноги – 100–140 градусов, голени при этом параллельны.

3) взгляд направлен вперед-вниз, на расстояние 40–50см впереди стартовой линии. Плечи слегка выведены вперед за линию опоры рук (не более 5–10 см).

4) тяжесть тела равномерно распределяется на три точки опоры – ноги и руку.

Основные ошибки и приёмы их исправления:

– плечи недостаточно выведены вперед. Для устранения ошибки вывести плечи до перпендикуляра к дорожке. Распределить вес тела на руку и ноги.

Методические указания :

По команде «Марш!» (или по стартовому выстрелу) опорная рука снимается с одновременным отталкиванием ногами и сразу следует быстрая смена положения рук.

ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ

Эстафетный бег – это командный вид легкой атлетики, который по эмоциональности и увлекательности превосходит остальные виды. Эстафетный бег проводится на стадионе и вне его. Главным в эстафете является то, что во время бега участники команды поочередно пробегают определенные правилами соревнований отрезки дистанции, передавая друг другу эстафетную палочку в выделенной 20-метровой зоне.

Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в XIX в. Впервые он был включен в программу IV Олимпийских игр (Лондон, 1908 г.). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции – 200+200+400+800 м.

В легкой атлетике различают следующие виды эстафетного бега:

– эстафетный бег, проводимый на стадионе (4х100 м, 4x400 м – это классические, т.е. олимпийские виды);

– эстафеты на любые дистанции и с любым количеством этапов, а также «шведские» эстафеты, например: 800 + 400 + 200 + 100 (или в обратном порядке);

– эстафеты, проводимые вне стадиона, например, на улицах городов. Они отличаются разной длиной и количеством этапов, могут состоять только из мужчин или женщин, а также быть смешанными, где бегут и мужчины, и женщины.

По скорости техника бега по дистанции в эстафетах не отличается от техники бега соответствующих видов. Особенностью эстафетного бега является техника передачи эстафетной палочки в ограниченной зоне на высокой скорости. В соответствии с правилами соревнований в эстафетном беге палочку нужно передавать в коридоре длиной 20 м. В эстафете 4х100 м бегунам II, III и IV этапов дается дополнительный разбег от начала коридора в пределах 10 м, что позволяет набрать более высокую скорость к месту передачи эстафетной палочки. С учетом зон разбега и передачи палочки спортсмены пробегают на I этапе 110 м, на II – 130 м, на III – 130 м, на IV – 120 м. Поэтому при расстановке участников команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

В эстафетном беге 4х400 м и всех остальных эстафетах дополнительного разбега не дается, и участники должны стартовать, находясь в 20-метровом коридоре. Скорость бега в этих эстафетах ниже, и поэтому не дается дополнительного разбега.

На I этапе эстафетного бега 4х100 м бегун стартует с низкого старта в вираж, как при старте на 200 м. Эстафетная палочка держится тремя пальцами правой руки, а указательный и большой пальцы выпрямлены и упираются в дорожку у стартовой линии. Для того чтобы бегун I этапа бежал у бровки дорожки, он должен всегда держать палочку в правой руке, а передавать в левую руку своему партнеру. Когда бегун, передающий эстафету, достигает контрольную отметку, принимающий бегун начинает стартовый разгон. Вбегая в зону передачи эстафеты, оба бегуна сближаются, первый догоняет второго, передающий бегун за 2 беговых шага должен дать краткую команду голосом для того, чтобы принимающий бегун выпрямил и отвел руку назад для передачи эстафеты. После выполнения передачи бегун, принявший эстафету, выполняет быстрый бег по своему этапу, а бегун, передавший эстафету, постепенно замедляя бег, останавливается, но не выходит за боковые границы своей дорожки. Только после пробегания зоны передачи другими командами он покидает дорожку.

Бегун II этапа несет эстафетную палочку в левой руке и осуществляет передачу бегуну III этапа в правую руку. На III этапе бегун бежит по виражу как можно ближе к бровке и передает эстафету на IV этапе с правой руки в левую руку. В зоне передачи бегуны должны бежать, не мешая друг другу, т.е. по краям беговой дорожки в зависимости от руки, осуществляющей передачу.

При рациональной технике передачи эстафеты принимающий палочку должен осуществлять бег и прием эстафеты не оглядываясь назад, сохраняя высокую скорость. Обычно он стартует с высокого старта или с низкого старта с опорой на одну руку. При высоком старте бегун поворачивает голову немного назад, чтобы видеть контрольную отметку и подбегающего к ней бегуна. При старте с опорой на одну руку бегун смотрит назад через плечо неопорной руки, или, опустив голову, смотрит назад под неопорной рукой. Очень важный элемент техники в момент передачи – бег в одном ритме, т.е. бежать надо в ногу. Также важно найти оптимальную «фору» для начала бега, начиная бег при такой длине «форы», когда совпадение скоростей передающего и принимающего происходит на середине зоны передачи.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА №11:

Низкий старт и стартовый разбег

Начало бега (старт): наиболее выгоден низкий старт. Он позволяет быстро начать бег и на небольшом участке достигнуть максимальной скорости. Для лучшего упора ногами при старте применяется стартовый станок или колодки. Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35 - 45 см. от стартовой линии (1 -- 1,5 столы), а задняя -- 70 -- 85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Некоторые бегуны сокращают расстояние между колодками от одной стопы и менее, отодвигая при этом назад переднюю колодку (растянутый старт) или приближая заднюю колодку к передней (сближенный старт). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 -- 50°; а задней -- 60 - 80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18--20 см.

Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2 -- 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге. По команде «На старт! » бегун подходит к колодкам, приседает и ставит руки на дорожку. Затем, стопой более слабой ноги упирается в опорную площадку задней колодки, стопой другой ноги -- в переднюю колодку, и опускается на колено сзадистоящей ноги. В последнюю очередь он ставит руки перед стартовой линией на ширине плеч или чуть шире. Руки у линии опираются на большой, указательный и средний пальцы, большие пальцы обращены друг к другу. Руки выпрямлены в локтях, взгляд направлен вниз, на стартовую линию.

По команде «Внимание!» следует поднять таз выше плеч на 20-30 см, но ноги в коленных суставах полностью не выпрямлять. Независимо от расстановки колодок и антропометрических данных спринтера, углы между бедром и голенью соответственно 100 - 130°. Плечи подаются вперед, тяжесть тела распределена на 4 опорные точки.

Стартовый разбег выполняется на первых 7 - 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна -- силы ног, длины тела, физической подготовленности. Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.

Методика

  • 1. Бег из различных положений высокого старта, 15 - 20 м.
  • а) И. П. -- стать лицом к финишу, ноги вместе, руки свободно вдоль туловища. Выполнение -- падая вперед, начать бег.
  • б) И. П. -- то же. Толчковая нога впереди, маховая сзади. Выполнение то же.
  • 2. Научить установке стартовых колодок.
  • 3. Научить выполнению команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «Внимание!» научить рационально распределять вес тела на ноги и руки.
  • 4. Научить выбеганию со стартовых колодок.
  • а) опробовать низкий старт, пробегая отрезки 20-30 м;
  • б) И. П. -- упор лежа на согнутых руках. Выполнение -- с одновременным выпрямлением рук выносить поочередно каждую ногу до касания коленом груди (6-8 раз каждой ногой);
  • в) стать в колодки, поставить руки на расстоянии 60 -70 см впереди от линии старта. Выполнение -- выносить маховую ногу коленом к груди с одновременным выпрямлением толчковой ноги (7-8 раз);
  • г) стать в колодки, выполнить команду «Внимание!» и, сильно оттолкнувшись, сделать тройной прыжок с переходом на бег:
  • д) положить несколько матов высотой 60 см на дорожку в 1 м перед стартовой линией. Стать в колодки, выполнить команду «Внимание!». Сильно оттолкнувшись, послать себя вперед, до падения на маты.
  • 5. Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м.
  • 6. То же, фиксируя время.

Низкий старт на вираже

Стартовые колодки располагаются у внешнего края дорожки, что обеспечивает пробегание начала дистанции по прямой, касательной к дуге внутреннего края. В дальнейшем техника та же, что и в низком старте по прямой.

Методика:

  • 1. Объяснить и показать рациональное размещение колодок;
  • 2. Старты по виражу с разной скоростью;
  • 3. Использовать средства обучения низкому старту по прямой.

Методические указания:

При установке колодок целесообразно начинать обучение с обычного варианта низкого старта. Следует контролировать правильное распределение веса тела на 4 опорные точки. Расположение плеч относительно стартовой линии и таза относительно плеч. Все стартовые упражнения в начале обучения выполнять на оптимальной скорости и без команды, а затем постепенно переходить к групповым стартам с подачей команд.

Основные ошибки:

  • 1. Голова запрокинута назад, т. к. бегун смотрит на финиш, спина прогнута;
  • 2. Руки согнуты, центр тяжести сдвинут назад;
  • 3. Плечи поданы далеко вперед за стартовую линию.

Финиширование

Финиширование -- это усилия бегуна на последних метрах дистанции.

Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с максимальной скоростью, выполняя на Последнем шаге бросок в финишном створе грудью или плечом.

Методика

  • 1. Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад;
  • 2. То же, в спокойном и быстром беге;
  • 3. Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью

Методические указания:

Упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5 человек.

Основные ошибки:

  • 1. Финиширование прыжком;
  • 2. Остановка сразу после финиша;
  • 3. Ранний наклон туловища.

После завершения обучения бегу на спринтерские дистанции переходят к его совершенствованию.

Статьи по теме: