Создание условий для проведения зимних прогулок, игр и забав на территории детского сада. Спортивные упражнения на воздухе зимой Роль скольжения по ледяным дорожкам

Старшим и младшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4-8 метров, ширина 40-60 см) даются разные задания: повернутся кругом, присесть и снова выпрямиться, поставив ногу правильно или на одной ноге, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким ледяным дорожкам (2-3 метра), расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов.

Подвижные игры для детей на свежем воздухе зимой. На ледяных дорожках.

По длинной дорожке.

На утоптанном снегу заливается водой дорожка длиной 4-8 м и шириной 40-60 см. Дети, энергично разбежавшись по снегу, скользят по ледяной дорожке, стараясь проскользить всякий раз подальше.

На ледяной дорожке сперва в 3-4, а потом в 5-6 м от ее начала кладут цветной кубик. Ребенок, разбежавшись и скользя по ледяной дорожке, старается наехать на кубик и сдвинуть его с места ногой.

Один из детей при скольжении ногой отодвигает кубик, лежащий примерно в 2-3 м от начала дорожки, на то расстояние, которое он преодолеет. Следующий ребенок старается проскользить и отодвинуть кубик еще дальше и т. д. Игрок, отодвинувший кубик дальше всех, считается выигравшим. При повторении игры он бежит и выполняет задание последним, стараясь улучшить свое собственное достижение.

Дети объединяются в группы по трое. Двое из них бегут по снегу справа и слева вдоль ледяной дорожки, держа в руках кусок толстой веревки длиной 1-1,2 м. Третий скользит пo ледяной дорожке, присев или стоя, держась за веревку. Играющие по очереди меняются местами.

Во время скольжения предлагается повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить после разбега лицом вперед, поставив ноги параллельно или на одной ноге, поймать брошенный снежок.

Можно разбегаться и скользить по недлинным (2-3 м) ледяным дорожкам, расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов.

По ледяной дорожке (длина 15-20 м) с невысокой горки можно скользить вдвоем-втроем «поездом», положив руки на пояс впереди стоящего, и в других положениях, наклонять и поднимать упавшую варежку, ловить брошенный кем-нибудь снежок и попадать им в цель, выполнять другие интересные задания.

Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.

При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые упражнения по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег- прыжки. Например:

1. подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята»;

2. прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.

При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз. Иногда допускается использование одного и того же движения в подвижной игре и физическом упражнении. После скольжения по ледяным дорожкам дети неохотно переключаются на игры с другими видами. Объясняется это тем, что за короткое время (10-12 мин) дети не успевают удовлетворить свою потребность в данном движении. Поэтому после скольжения по ледяным дорожкам можно предложить следующие игры: «Подними предмет», «Кто первый развернётся?» и др.

6. Методика обучения:

А) Создание условий

Ледяную дорожку лучше всего устроить на территории участка детского сада. В этом большую помощь могут оказать члены родительского комитета. Уход за ледяной дорожкой в этом случае обеспечивают родители детей старших групп. Такая взаимосвязь позволит совершенствовать методику обучения детей скольжению на ледяной дорожке, обмениваться положительным опытом работы.

Площадь ледяной дорожки зависит в основном от числа занимающихся. Кроме того, необходимо учитывать, что дети 6-7 лет впервые усваивают навыки скольжения на ледяной дорожке, катаясь в основном по прямой. Поэтому длина ледяной дорожки должна быть 12-15 м. Такая длина обеспечивает каждому ребенку достаточную упражняемость в технике скольжения по прямой и сравнительную свободу действий.

Необходимо правильно выбрать место для заливки ледяной дорожки с учетом расположения источника водоснабжения, раздевалки. Важно, чтобы ледяная дорожка была хорошо защищена от холодных северных ветров и снежных заносов.Площадку для ледяной дорожки готовят с осени. Ее выравнивают: засыпают землей ямы и впадины, срезают лопатой бугры и кочки. Вокруг площадки будущейледяной дорожки необходимо сделать валик из земли или из снега шириной 30-40 см, высотой 15-20 см, чтобы при заливке вода не вытекала за пределы ледяной дорожки. Заливать можно водой из колодца, проруби, водопровода. Удобно возить воду в бочке, поставив ее на сани. Бочку подвозят к дальнему краю площадки и опрокидывают, вода разливается равномерным слоем и замерзает. Лучше всего заливать из шланга водопроводной водой. Для заливки ледяной дорожки пригодны пожарные гидранты, краны, применяемые в летнее время для поливки улиц.

Длина шланга должна быть такой, чтобы вода свободно попадала к любому месту ледяной дорожки. Шланг можно изготовить из кусков резиновой трубки диаметром 25-30 мм. В местах соединения надеть шланги на металлическую трубу такого же диаметра и обмотать места соединения проволокой или же можно составить шланги из отдельных звеньев длиной 20-30 м, соединив их с помощью гаек РОТО. Желательно иметь пожарный ствол брандспойта, распыляющий струю воды.

Заливают ледяную дорожкойув ясную погоду, после того как промерзнет верхний слой земли на 2-4 см, т. е. примерно 2-3 дня мороз должен быть не менее -3, -5.

Сначала следует несколько раз полить землю холодной водой из брандспойта. Если до начала заливки выпал снег, то его укатывают специальным щитом длиной 1 м и шириной 2 м, в передней части которого монтируется крепление в виде троса или толстой проволоки. Двое взрослых, желательно на лыжах, тащат за этот трос щит, чуть приподняв переднюю его часть, чтобы не захватывать снег во время движения, а приминать его. На щит можно положить груз. После приглаживания и уплотнения снега щитом нужно дать ему затвердеть. На это требуется 5-6 ч.

При температуре воздуха от -3 до -7 грунт промерзает на 3-5 см и вполне пригоден для первоначальной заливки. Воду на грунт наливают постепенно, тонким слоем. Струю воды направляют вверх примерно под углом 45-50° при температуре воздуха от - 1 до -5°. В этом случае мелкие капли воды частично охлаждаются и вода на поверхности льда замерзает быстрее. Смачивать снег нужно дождеобразно. Нельзя направлять струю в упор к земле, так как на снегу могут образоваться вымоины. Нельзя класть брандспойт на землю, иначе под снегом образуются сильные вымоины, в которых вода долго не замерзает.

Когда после первоначальной заливки образуется тонкая ледяная корка, заливку повторяют. Особое внимание следует обратить на равномерность заливки по всей ледяной дорожке. Нельзя допускать утечки воды за пределы заливаемой площади. На неровном поле в местах понижения нужно наливать несколько больше воды, а на возвышенностях соответственно меньше или же периодически пропускать их, не заливая.

Чтобы достигнуть большой толщины льда (4-6 см), надо начинать заливку в первые же заморозки. Если даже и наступит потепление, весь лед не растает, основная его масса сохранится и при последующем похолодании можно продолжить наращивание льда. Таяние верхнего слоя ледяного покрова, с одной стороны, выравнивает поверхность, но при сильном снегопаде чистить лед в таких условиях невозможно. Приходится ждать, пока вода замерзнет, и только после этого с помощью скребков очистить лед. Если вновь ожидается потепление, то очищать ледяную дорожку от снега не следует, так как он предохранит лед от таяния.

В установившуюся холодную погоду весь процесс первоначальной заливки повторяют. Когда слой льда будет 1-1,5 см, воду льют при температуре воздуха от -5 до -10° под меньшим углом - 25°. При температуре от -10 до -20° распылитель держат низко, чтобы мелкие капли воды не успевали замерзнуть.

Заливку удобнее начинать с наиболее удаленного от водопроводного крана участка, продвигаясь слева направо и справа налево, постепенно назад к крану. При таком способе заливщику не приходится ходить по воде и мочить шланг. Ледяную дорожку лучше заливать вдвоем: один льет воду из шланга, другой помогает ему: оттаскивает шланг, открывает и закрывает водопроводный кран и т. д.Ледяная дорожка должна быть всегда в хорошем состоянии, иначе ухудшается скольжение и дети затрачивают больше усилий при катании. Плохо скользят и при сильном морозе. В таких случаях занятия на ледяной дорожке отменяются.После групповых занятий на поверхности ледяной дорожки, как правило, остаются следы, царапины, выбоины, трещины. Ледяные срезки очищают широкими фанерными движками с жестяной полосой внизу или с помощью снегоочистительного скребка, который изготовляется из дюралюминия шириной 10 см, высотой 45 см, толщиной 1,5-2 мм. В качестве держателя к скребку прикрепляют изогнутую в форме буквы «П» металлическую трубу длиной 2-5 м.

Для ручной очистки небольших наплывов применяют ручной стружок, изготовленный из стального листа шириной 150 мм, высотой 70 мм. Широкая его часть с одной стороны затачивается, а к другой прикрепляется палка (ручка). Трещины и выбоины шпаклюют мокрым снегом, а затем поливают холодной водой.

Поверхность льда желательно отшлифовать. Шлифуют лед с помощью прямоугольного деревянного ящика без дна (шлифовальное корыто) длиной 1,5-2 м, шириной 0,5-0,8 м, доски толщиной 4-5 см. Нижнее ребро ящика обивают резиной (шланг или поролон). К ящику прикрепляют веревку или проволоку длиной 2,5 м, за которую тянут ящик. При шлифовке вода (лучше горячая) поступает по шлангу в ящик. Благодаря резине вода не вытекает за пределы ящика и во время движения равномерно покрывает лед тонким слоем. Для получения достаточного давления на ящик кладут с обеих сторон какой-либо груз. Шлифовку льда проводят так же, как и заливку ледяной дорожки. Уровень воды в ящике во время заливки должен быть 5-8 см. Вода в нем должна быть все время. С помощью поливочного шлифовального ящика достигается более высокое качество льда, чем при заливке шлангом.

Б) Организация детей

Во время катания надо следить за дыханием детей. Прежде всего они должны уметь дышать через нос и не задерживать дыхания. Под особым контролем врача, медицинской сестры и воспитателя должны быть дети, жалующиеся на заболевания уха, горла и носа. Такие дети обычно допускаются к занятиям при температуре воздуха от -4 до -8°. Дозировка занятий для них уменьшается, им разрешается заниматься в шубках, так как охлаждение тела может привести к вспышке хронического процесса. Врачу необходимо информировать воспитателей о профилактике обморожений пальцев ног, рук, ушей, носа, щек, а также половых органов у мальчиков.

Воспитателю нужно постоянно следить за состоянием одежды детей, которая не должна быть тесной или чрезмерно просторной. Это предотвратит возможность обморожения и потертостей.

После перенесенного какого-либо заболевания ребенок допускается к занятиям только по разрешению врача детского сада или районной поликлиники, а в некоторых случаях необходим осмотр врачей-специалистов.

В) Приемы обучения

Дети дошкольного возраста очень рано (с 3 лет) могут научиться скользить по ледяным дорожкам. Но в условиях детского сада трудно организовать обучение катанию по ледяным дорожкам с детьми младших возрастов: у них слишком слабые голеностопные суставы и ноги могут подвертываться, и требуется квалифицированное руководство, чтобы предотвратить возникновение, поэтому в детских садах проводится обучение катанию по ледяным дорожкам с детьми более старшего возраста (5-6 лет).

Чем лучше общая физическая подготовленность детей, тем быстрее они овладевают этим видом движения. В процессе обучения большое место занимают физические упражнения, укрепляющие мышцы ног, в частности стопы, а также помогающие воспитанию таких физических качеств, как равновесие, ловкость, глазомер и др. С этой целью уже в младших группах (3-4 лет) проводится скольжение по плотно утоптанному снегу. Ширина дорожки 50-70 см, длина 6-10 м. Сначала дети катаются с помощью взрослых, затем самостоятельно. Воспитатель показывает и объясняет, что надо сделать энергичный разбег по снегу и скользить на двух ногах, отставив одну ногу назад, примерно на ширину плеч, корпус держать прямо или немного присев. Дети старшего дошкольного возраста могут скользить по прямой дорожке и одновременно выполнять различные задания (присесть и снова выпрямиться, скользить боком, на одной ноге и др.), а также скатываться с ледяной горки. Скат горки шириной примерно 1 м, длиной 15-20 м.В дальнейшем занятия переносятся на участок. Катание по ледяным дорожкам проводится в начале прогулки. Обучение сначала организуется небольшими группами (5-6 человек), затем всей группой. По ледяным дорожкам не проводится в дни, когда запланированы физкультурные или музыкальные занятия. Если дети во время катания по ледяным дорожкам получили большую нагрузку, то игры большой подвижности на прогулке проводить уже не рекомендуется.

На снегу и на льду сначала можно повторить упражнения, которые давались в помещении, и другие, а затем научить «посадке», разбегу с последующим скольжением, скольжению с поочередным отталкиванием правой и левой ногой, поворотам, торможению.

Необходимо объяснить детям, что кататься надо в одну сторону - против часовой стрелки. При правильном исходном положении туловище немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты г, коленях, стоим немного разведены в стороны и наклонены внутрь; руки согнуты в локтях и расставлены в стороны, взгляд обращен вперед. Чтобы запомнить это положение, следует его повторять после выполнения различных упражнений. Например, дети делают из этого положения приседания или полуприседания и снова возвращаются к нему.

Катание на санках . С трех лет дети возят санки, перевозят кукол, игрушки, снег, с помощью педагога катаются с невысокой горки. Съезжая с горки, дети ставят ноги на полозья, держатся обеими руками за шнур, натягивая его перед собой, при этом слегка отклоняются назад. Старшие дошкольники съезжают с горки не только по одному, но и по двое. Они садятся на санки вплотную друг за другом и ставят ноги на полозья. Сидящий впереди держится за шнур, натягивая его, а сидящий сзади держится руками за товарища. При повторном спуске меняются местами. Спуск с горок может усложняться выполнением разных заданий, направленных на воспитание ловкости: проехать в «воротца» из лыжных палок, в конце спуска выполнить поворот в обозначенное место, метнуть снежок в дерево. Катание с горок чередуется с катанием на ровном месте.

3 .Методика обучения скольжению по ледяным дорожкам

Скольжение по ледяным дорожкам . С пяти лет дети осваивают скольжение по наклонной и горизонтальной дорожке после разбега (длина дорожки - 6-8 м). Они энергично разбегаются по снегу, отталкиваются у начала дорожки, а затем скользят по льду. Педагог объясняет и показывает детям, что длительность скольжения зависит от скорости разбега и энергичности отталкивания. В момент скольжения дошкольники учатся выполнять разные задания: скользить, поставив руки на пояс, выполнять ритмичные приседания, сбивать ногами льдинки. Выполнение скольжения формирует у ребенка функцию равновесия, умение ориентироваться в пространстве.

Нурсаетова З.Г., инструктор по физкультуре МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ

Скольжение но ледяным дорожкам

  1. Начиная с 3-4 лет малыши с удовольствием скользят по льду с поддержкой одного или двух взрослых (с обеих сторон) .
  2. После того как малыши освоят скольжение по прямой ледяной до­рожке длиной 6-10 м, они могут перейти на наклонную дорожку длиной до 20 м.
  3. На горизонтальной ледяной дорожке можно поставить флажок и предложить детям доскользить до него с одного толчка («захватить вра­жеское знамя») .
  4. Из палок можно соорудить над дорожкой «дуги» высотой 50 см, которые при скольжении нельзя задевать (игра «Проезжаем в тоннеле») .
  5. Положите на ледяную дорожку какой-либо предмет (снежок, ку­бик) и предложите ребенку во время скольжения нагнуться и поднять его, а на конечном пункте - у флажка - положите его. Делать это нужно без остановок и падений.
  6. Детям до 6 лет можно разрешить скатываться на ногах с небольших (до 1 м высотой) деревянных горок.
  7. Не разрешайте кататься детям на ледяных дорожках и с горок более 20-30 минут.

Городки

  1. Учить детей игре в городки можно с 5 лет, проводя не более двух партий подряд. Если число партий увеличивается, то количество фигур уменьшается - до двух-четырех.

В зависимости от возраста и роста детей длина городков может соста­вить 10, 12 или 14 см, а бит - 40, 45 и 50 см. Та часть биты, за которую берутся рукой, должна быть тоньше и иметь гладкую поверхность, чтобы ее удобно было держать. Для начинающих городошные площадки делают земляными, для хорошо играющих - цементные.

Устраивать городошные площадки следует как можно дальше от площадок для других игр - чтобы случайно не попасть битами или город­ками в детей, прохожих.

  1. Городошные квадраты делают размерами 1 х 1 м, 1, 2 х 1, 2 м и 1, 5 х 1, 5 м. У земляного «города» полукон проводится в 2 м от квадрата, кон в 4 м для детей 5 лет, у цементного «города» полукон и кон соответствен­но в 4 и 8 м (7 лет) .
  2. Позади квадратов (в 2-3 м от них) сооружается преграда для бит: земляной вал или сетка высотой до 50 см - для безопасности игроков, а также чтобы биты и городки далеко не улетали.
  3. При игре «Кто дальше угонит городок» биты бросают с полукона.
  4. Не разрешайте детям подходить к игроку ближе чем на 10 м.
  5. После упражнений и игр со стоячим городком следуют такие же упражнения и игры с лежачим городком.
  6. Тренироваться в метании бит по первым фигурам нужно с полукона.
  7. Обучая детей игре в городки, не следует придерживаться опреде­ленного порядка в чередовании фигур, как это бывает у взрослых.
  8. В этой игре необходимы постоянное присутствие и помощь взрос­лого.

Ходьба на лыжах

  1. Начинать ходить на лыжах можно с 2-3 лет. Научите сначала ма­лыша стоять на лыжах на месте, не теряя устойчивости. Начинающему удобнее кататься в валенках.
  2. Ступающий шаг - первая ступенька на пути овладения лыжной ходьбой - совершается так: ребенок поднимает передний конец лыжи, а потом прижимает задний конец и делает шаг вперед. Колени держать слегка согнутыми, подав тело чуть вперед. Руки расставлены в стороны (выполняют роль балансера) .
  3. При ходьбе на лыжах в морозную погоду приучите малыша вды­хать воздух через нос, а выдыхать через рот.
  4. Когда ребенок приобретет первые навыки ходьбы на лыжах (при­мерно к 5-6 годам) , можно натянуть на задник ботинка резинку а концы ее с крючками зацепить за носковый ремень. Нога приобретет устойчи­вость, и лыжами будет легче управлять.
  5. Лыжник должен делать широкий, свободный размашистый шаг.
  6. Покажите ребенку, как держать лыжные палки: проденьте руку снизу в ремешок палки так, чтобы ремешок пришелся между большим и указа­тельным пальцами. Палки следует ставить в снег на расстоянии 8-10 см от лыжи под небольшим наклоном. Рука полусогнута не напряжена. Тол­чок рукой делается энергичный.
  7. Если заметите, что при ходьбе ребенок стал плохо сгибать колени, предложите ему упражнение, помогающее восстановить утраченный на­вык: после разбега, как следует отталкиваясь палками, проехать по инерции под палками, поставленными треугольником - через 2-4 ворот пол ряд.
  8. На более крутые горки ступающим шагом не подняться. Поэтому научите малыша подъему следующими (в зависимости от крутизны) способами:

    а) «лесенкой» (когда гора совсем крутая) - встать левым боком к горе, поднять левую лыжу, чтобы пятка и носок поднялись невысоко над сне­гом. Переставить лыжу на полшага в гору и опустить левым ребром на снег. Теперь тяжесть тела с обеих лыж переносится на левую. Таким же способом поднять второю лыжу и переставить почти вплотную к первой. Положение палок: левая - чуть выше левой лыжи, правая - чуть ниже правой лыжи. Лыжи должны стоять ровно;

    б) «полуелочкой» - ставить одну ногу прямо, прихлопнуть лыжей по снегу, а вторую лыжу отвести (носок в сторону, лыжа на внутреннем реб­ре) . Тяжесть тела на правой ноге.

  9. Способы торможения с горы:

    а) «полуплугом» - доехать до середины горы, а затем одну лыжу (первую) поставить на ребро и сводить носки лыж почти вместе. При этом пятка первой лыжи отводится как можно дальше от другой;

    б) «плугом» (если потребуется остановиться быстрее) - обе лыжи сводятся носками, а пятки разводятся как можно шире, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро.

    Спуски и подъемы разучиваются одновременно.

  10. Спускаться с гор можно прямо и наискось в основной стойке. Ос­новная стойка - ноги чуть согнуты в коленях, тело чуть наклонено вперед, руки согнуты в локтях. Напомните детям, чтобы они скользили, не напря­гаясь, и делали энергичные толчки пятками, помогая движению всем те­лом. Тогда шаги получаются большими. Второй, скользящий шаг нужно делать только тогда, когда почти затихнет скольжение первого.
  11. Игра «Не свали палку». Расставьте на пологом и длинном склоне сверху вниз в 2-3 м друг от друга лыжные палки. Ребята должны объез­жать палки то с одной, то с другой стороны, не задевая их. Потом игру можно усложнить: «Кто быстрее спуститься».
  12. Дошкольнику рекомендуется кататься с невысокой горы: крутизна склона - до 15, длина ската - до 20 м.
  13. Лучше всего проводить занятия до 10-12 часов дня, при темпера­туре от -5-9 до -14-15°С, в безветренную погоду. Продолжительность занятий - от 10 до 15 минут с детьми 3 лет, 15-20 минут - с детьми 4 лет, 20-30 минут - с детьми 5 лет, до 30-35 минут с детьми 6 лет, 2-3 раза в неделю.

Катание на санках

  1. Дети 3-4 лет любят кататься на санках по ровной местности и со снежных гор. Дети 5-6 лет поочередно катают друг друга, подталкивая санки сзади или везя их за веревочку. Самым маленьким подойдет горка высотой 1 м, а дошкольники могут скатываться с 2-метровой горки. Что­бы малышам безопаснее было подниматься на горку, не забудьте посы­пать ступеньки песком.
  2. Детям не рекомендуется носить санки на горку. Лучше соорудить для этого специальный желоб и везти по нему санки.
  3. Следите, чтобы дети не простаивали подолгу в очереди (разгоря­ченные они могут переохладиться) . Во время катания с горки подбадри­вайте трусишек, одерживайте шалунов, разнообразьте игры, чтобы одна и та же игра не приедалась детям. Но насильно, без желания не заставляйте выполнять упражнения.
  4. Разнообразьте катание с горок. Подвесьте веревочку с колокольчи­ком над горкой на высоте вытянутой руки. Вместо колокольчика можно привязать мяч или ленту (ее нужно снять) .
  5. Другой вариант: съезжая с горки, дети попадают снежком в цель.
  6. Если окажется, что не все дети пришли на горку с санками, не беда - можно кататься и вдвоем. Управляет санками сзади сидящий.
  7. Родители, стоя внизу, наблюдают за порядком на горке. Не разре­шайте: перебегать горку с одной стороны на другою по скату, останавли­ваться после спуска. Учите, как садиться на санки (садиться нужно посе­редине санок, ноги вытянуть вперед) .
  8. Если наступит оттепель и кататься с горок будет нельзя, предложи­те малышам игру в снежки «Чей снежок самый меткий». Установив какой-либо предмет, предложите ребятам попасть в него с расстояния 7-10 м. Разнообразьте игры: «Чей снежок улетит дальше», «Кто бросит снежок выше всех».

Список используемой литературы:

  1. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  2. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  3. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

Воспитатель Кушнаренко Я.В.

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, веселых игр и развлечений. Зима дарит детям особенные радости, забавы на снегу, на льду.

        Ледяные дорожки . Скольжение по ледяным дорожкам - один самых доступных видов спортивной деятельности. Игры и упражнения на ледяных дорожках - эффективное средство, стимулирующее двигательную активность, улучшающее состояние здоровья и общую физическую подготовленность. Прежде всего благотворные изменения происходят в развитии органов дыхания. Ребенок, двигаясь по ледяной дорожке, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Постоянно чередуются напряжения и расслабления мышц ног, что положительно влияет на укрепление свода стопы. Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время движений. Начать обучение катанию по ледяным дорожкам можно держась за руку взрослого. Когда ребенок будет чувствовать себя на льду более уверенно, можно приступать к усложнениям.

Упражнения:  

1. Проехать, удерживая равновесие с разными положениями рук.

2. Проехать с приседанием в конце дорожки.

3. Проехать боком.

4. Проехать в приседе с выпрямлением в конце дорожки.  

        Катание на санках. Катание на санках - занятие не только приятное и любимое детьми всех возрастов, но еще и полезное. Ведь, как известно, любишь кататься - люби и саночки возить.
Такая зарядка на свежем морозном воздухе - хорошая тренировка мышечной и дыхательной систем. А съезжая с крутой горки, ребенок не только получает заряд веселья и хорошего настроения, но и учиться преодолевать страх, а значит воспитывает характр.

Упражнения:

1. Проехать лежа на животе, отталкиваясь ногами.

2. Проехать лежа на животе, отталкиваясь руками.

3. Проехать боком, отталкиваясь ногами.

4. Проехать между предметами, отталкиваясь ногами.

5. Спуск с горы.

        Катание на лыжах . Трудно найти в зимний период более полезные физические упражнения, чем ходьба на лыжах. Ходьба на лыжах вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность,
помогает упражнять в балансировании тела и быстром беге, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод - прекрасный возбудитель мышц и средство закаливания, поскольку движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу легких. Лыжные занятия способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка.

Упражнения :

1. Ступающий шаг.

2. Скользящий шаг.

3. Попеременный двухшажный шаг.

4. Поворы на месте.

5. Повороты в движении.

6. Подъем на горку прямо.

7. Подъем на горку лесенкой.

8. Спуск с горки.

       
Хоккей. Хоккей является эффективным средством, стимулирующим двигательную активность, улучшающим состояние здоровья и общую физическую подготовленность.

Упражнения:  

1. Ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от шайбы.

2. Прокатывание шайбы клюшкой друг другу, задерживая ее.

3. Ведение шайбы клюшкой вокруг предметов и между ними.

4. Попадание шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.

        Постарайтесь, чтобы ребенок получал удовольствие от зимы, и как можно раньше объясните ему, что если выпал снег, это вовсе не означает, что он должен оставаться дома.

Используемая литература

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей;

2. Сулим Е.В. Зимние занятия по физкультуре с детьми 5-7 лет.






ЗАДАЧИ: Способствовать физическому развитию. Развивать психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.). Формировать координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия. Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитание положительных морально-волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в своих силах


Структура занятия по обучению спортивным упражнениям ВВОДНАЯ ЧАСТЬ подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части, развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале (упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия) ВВОДНАЯ ЧАСТЬ подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части, развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале (упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ обучение детей спортивным упражнениям, ознакомление детей с новым материалом, повторение, закрепление и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ обучение детей спортивным упражнениям, ознакомление детей с новым материалом, повторение, закрепление и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ снижение общей возбудимости и приведение организма в относительно спокойное состояние. (ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ снижение общей возбудимости и приведение организма в относительно спокойное состояние. (ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра)




Задачи обучения детей катанию на санках ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Формировать желание и умения кататься на санках. Учить катанию на санках с горки, Знакомство с правилами катания на санках. Везти санки поочередно правой и левой рукой. Везти санки обеими руками. Катать санки, перевозя снег, кукол. Катать санки, перевозя друг друга. Входить на гору, ведя за собой санки. Кататься с невысокой горы самостоятельно Знать правила подъема с санками на гору средняя Развивать умение самостоятельно перевозить санки любым способом, катать друг друга. Учить детей самостоятельно скатываться с горы, тормозить при спуске. Толкать санки вперед следуя за ними. Катать санки, перевозя друг друга Кататься с невысокой горы самостоятельно Знать правила подъема с санками на гору Тормозить при спуске Игры и эстафеты с санками старшая Развивать ловкость, силу, скорость в упражнениях и играх с санками. Учить детей скатываться с горы, выполнять повороты. Знать правила подъема с санками на гору Везти одни санки вдвоем Спуск с более крутой горы Кататься с горы вдвоем Съезжая с горы, поворачивать Игры и эстафеты с санками подготовительная Развивать выносливость, силу при катании на санках тройками, развивать ловкость при скатывании на санках с горы и выполнении различных игровых упражнений в движении, Учить правилам безопасности. Знать правила подъема с санками на гору Возить друг друга тройками Кататься, сидя на конце санок спиной вперед и отталкиваясь ногами. Кататься с горы сидя вдвоем на санках. При спуске с горы тормозить с помощью ног, поворачивать, выполнять разнообразные игровые задания: поднимать и доставать (подвешенный) предмет, проехать в ворота, попасть снежком в цель. Игры и эстафеты с санками




Задачи обучения детей скольжению по ледяным дорожкам ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Учить скользить по недлинной, ледяной дорожке при помощи взрослого. Катать ребенка по дорожке держа его за руки. Скользить по недлинной, слегка наклонной дорожке при помощи взрослого Скользить по горизонтальной дорожке оттолкнувшись с места. средняя Учить детей самостоятельно скользить по ледяной дорожке. Скольжение по ледяной дорожке при поддержке Скольжение по горизонтальной дорожке после быстрого разбега (3-5 шагов) старшая Упражнять в сохранении равновесия, ловкости при скольжении по дорожке с разбега и в разных положениях тела. Развивать умения скользить по ледяной дорожке с разбега, приседая и вставая во время скольжения Скользить по горизонтальной дорожке после разбега. Скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания. Скользить по ледяной дорожке присев. Скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться и т.д. Скользить и выполнять движения руками: руки в стороны, за спиной, за головой и т.д. Скользить и во время скольжения поворачиваться боком, спиной вперед. Скользить на одной ноге, на параллельных ногах. подготовительная Развивать ловкость при скольжении с разбега и выполнении различных упражнений на ледяной дорожке. Скользить с невысокой горки. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега. Скольжение по дорожке в полуприседе и глубоком приседе Скольжение по дорожке с разными заданиями для рук (в стороны, за спиной, за головой) Скольжение боком, спиной вперед, на одной ноге. Скользить с невысокой горки.




Задачи обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Развивать умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах. ставить лыжи на место. Обучать передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом. Учить детей поворотом переступанием. Упражнения на месте. Повороты на месте. Поочередное поднимание ноги с лыжей. Стоя на лыжах сделать приседания. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом. Ходьба по снежному коридору (ширина -1 м) средняя Закреплять умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах. Закреплять умение ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять повороты на месте переступанием. Учить подъему на склон «лесенкой» и спуску с пологих склонов в низкой стойке. Ходьба по снежному коридору (длина -10 м, ширина 80 см). Ходьба ступающим шагом, скользящим шагом. Приставные шаги вправо-влево. Повороты на месте вокруг пяток лыж. Ходьба, приседая под воротцами старшая Развивать «чувство лыж», чувство снега»; развивать равновесие. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему ступающим шагом. Закреплять навык подъема на горку «лесенкой». Продолжать обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении. Закрепить умения ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы. Ходьба по лыжне попеременно ступающим и скользящим шагом. Поворот переступанием Ходьба под воротами Ходьба по учебной лыжне (в быстром и медленном темпе) Ходьба скользящим шагом, обходя препятствия Ходьба скользящим шагом на согнутых ногах Спуск со склона в низкой стойке Подъем на склон «лесенкой» подготовительнаяОбучать передвижению на лыжах попеременным двухшажным шагом с палками. Продолжать развивать «чувство лыж», «чувство снега», «чувство равновесия». Овладевать спусками с ровных склонов в различных стойках. Продолжать совершенствовать подъемы на склоны. Закреплять навык торможения. Ходьба по учебной (закругленной) лыжне ступающим и скользящим шагом. Отработка правильной координации рук и ног. Ходьба с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую. Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками. Ритмическая ходьба на лыжах. Передвижение на лыжах между флажками. Повороты на месте переступанием на 180º (затем на 360º). Боковые шаги вправо и влево. Подъем на склон «лесенкой». Спуск со склона в основной стойке. Ходьба по лыжне «змейкой» Ходьба длинным скользящим шагом


Методы обучения детей ходьбе на лыжах: Наглядные- показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки), непосредственная помощь взрослого. Словесные - описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда. Практические методы - повторение движений, применение элементов соревнования.

Статьи по теме: