Скольжение по ледяным дорожкам. Методика обучения катанию на санках

Нурсаетова З.Г., инструктор по физкультуре МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ

Скольжение но ледяным дорожкам

  1. Начиная с 3-4 лет малыши с удовольствием скользят по льду с поддержкой одного или двух взрослых (с обеих сторон) .
  2. После того как малыши освоят скольжение по прямой ледяной до­рожке длиной 6-10 м, они могут перейти на наклонную дорожку длиной до 20 м.
  3. На горизонтальной ледяной дорожке можно поставить флажок и предложить детям доскользить до него с одного толчка («захватить вра­жеское знамя») .
  4. Из палок можно соорудить над дорожкой «дуги» высотой 50 см, которые при скольжении нельзя задевать (игра «Проезжаем в тоннеле») .
  5. Положите на ледяную дорожку какой-либо предмет (снежок, ку­бик) и предложите ребенку во время скольжения нагнуться и поднять его, а на конечном пункте - у флажка - положите его. Делать это нужно без остановок и падений.
  6. Детям до 6 лет можно разрешить скатываться на ногах с небольших (до 1 м высотой) деревянных горок.
  7. Не разрешайте кататься детям на ледяных дорожках и с горок более 20-30 минут.

Городки

  1. Учить детей игре в городки можно с 5 лет, проводя не более двух партий подряд. Если число партий увеличивается, то количество фигур уменьшается - до двух-четырех.

В зависимости от возраста и роста детей длина городков может соста­вить 10, 12 или 14 см, а бит - 40, 45 и 50 см. Та часть биты, за которую берутся рукой, должна быть тоньше и иметь гладкую поверхность, чтобы ее удобно было держать. Для начинающих городошные площадки делают земляными, для хорошо играющих - цементные.

Устраивать городошные площадки следует как можно дальше от площадок для других игр - чтобы случайно не попасть битами или город­ками в детей, прохожих.

  1. Городошные квадраты делают размерами 1 х 1 м, 1, 2 х 1, 2 м и 1, 5 х 1, 5 м. У земляного «города» полукон проводится в 2 м от квадрата, кон в 4 м для детей 5 лет, у цементного «города» полукон и кон соответствен­но в 4 и 8 м (7 лет) .
  2. Позади квадратов (в 2-3 м от них) сооружается преграда для бит: земляной вал или сетка высотой до 50 см - для безопасности игроков, а также чтобы биты и городки далеко не улетали.
  3. При игре «Кто дальше угонит городок» биты бросают с полукона.
  4. Не разрешайте детям подходить к игроку ближе чем на 10 м.
  5. После упражнений и игр со стоячим городком следуют такие же упражнения и игры с лежачим городком.
  6. Тренироваться в метании бит по первым фигурам нужно с полукона.
  7. Обучая детей игре в городки, не следует придерживаться опреде­ленного порядка в чередовании фигур, как это бывает у взрослых.
  8. В этой игре необходимы постоянное присутствие и помощь взрос­лого.

Ходьба на лыжах

  1. Начинать ходить на лыжах можно с 2-3 лет. Научите сначала ма­лыша стоять на лыжах на месте, не теряя устойчивости. Начинающему удобнее кататься в валенках.
  2. Ступающий шаг - первая ступенька на пути овладения лыжной ходьбой - совершается так: ребенок поднимает передний конец лыжи, а потом прижимает задний конец и делает шаг вперед. Колени держать слегка согнутыми, подав тело чуть вперед. Руки расставлены в стороны (выполняют роль балансера) .
  3. При ходьбе на лыжах в морозную погоду приучите малыша вды­хать воздух через нос, а выдыхать через рот.
  4. Когда ребенок приобретет первые навыки ходьбы на лыжах (при­мерно к 5-6 годам) , можно натянуть на задник ботинка резинку а концы ее с крючками зацепить за носковый ремень. Нога приобретет устойчи­вость, и лыжами будет легче управлять.
  5. Лыжник должен делать широкий, свободный размашистый шаг.
  6. Покажите ребенку, как держать лыжные палки: проденьте руку снизу в ремешок палки так, чтобы ремешок пришелся между большим и указа­тельным пальцами. Палки следует ставить в снег на расстоянии 8-10 см от лыжи под небольшим наклоном. Рука полусогнута не напряжена. Тол­чок рукой делается энергичный.
  7. Если заметите, что при ходьбе ребенок стал плохо сгибать колени, предложите ему упражнение, помогающее восстановить утраченный на­вык: после разбега, как следует отталкиваясь палками, проехать по инерции под палками, поставленными треугольником - через 2-4 ворот пол ряд.
  8. На более крутые горки ступающим шагом не подняться. Поэтому научите малыша подъему следующими (в зависимости от крутизны) способами:

    а) «лесенкой» (когда гора совсем крутая) - встать левым боком к горе, поднять левую лыжу, чтобы пятка и носок поднялись невысоко над сне­гом. Переставить лыжу на полшага в гору и опустить левым ребром на снег. Теперь тяжесть тела с обеих лыж переносится на левую. Таким же способом поднять второю лыжу и переставить почти вплотную к первой. Положение палок: левая - чуть выше левой лыжи, правая - чуть ниже правой лыжи. Лыжи должны стоять ровно;

    б) «полуелочкой» - ставить одну ногу прямо, прихлопнуть лыжей по снегу, а вторую лыжу отвести (носок в сторону, лыжа на внутреннем реб­ре) . Тяжесть тела на правой ноге.

  9. Способы торможения с горы:

    а) «полуплугом» - доехать до середины горы, а затем одну лыжу (первую) поставить на ребро и сводить носки лыж почти вместе. При этом пятка первой лыжи отводится как можно дальше от другой;

    б) «плугом» (если потребуется остановиться быстрее) - обе лыжи сводятся носками, а пятки разводятся как можно шире, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро.

    Спуски и подъемы разучиваются одновременно.

  10. Спускаться с гор можно прямо и наискось в основной стойке. Ос­новная стойка - ноги чуть согнуты в коленях, тело чуть наклонено вперед, руки согнуты в локтях. Напомните детям, чтобы они скользили, не напря­гаясь, и делали энергичные толчки пятками, помогая движению всем те­лом. Тогда шаги получаются большими. Второй, скользящий шаг нужно делать только тогда, когда почти затихнет скольжение первого.
  11. Игра «Не свали палку». Расставьте на пологом и длинном склоне сверху вниз в 2-3 м друг от друга лыжные палки. Ребята должны объез­жать палки то с одной, то с другой стороны, не задевая их. Потом игру можно усложнить: «Кто быстрее спуститься».
  12. Дошкольнику рекомендуется кататься с невысокой горы: крутизна склона - до 15, длина ската - до 20 м.
  13. Лучше всего проводить занятия до 10-12 часов дня, при темпера­туре от -5-9 до -14-15°С, в безветренную погоду. Продолжительность занятий - от 10 до 15 минут с детьми 3 лет, 15-20 минут - с детьми 4 лет, 20-30 минут - с детьми 5 лет, до 30-35 минут с детьми 6 лет, 2-3 раза в неделю.

Катание на санках

  1. Дети 3-4 лет любят кататься на санках по ровной местности и со снежных гор. Дети 5-6 лет поочередно катают друг друга, подталкивая санки сзади или везя их за веревочку. Самым маленьким подойдет горка высотой 1 м, а дошкольники могут скатываться с 2-метровой горки. Что­бы малышам безопаснее было подниматься на горку, не забудьте посы­пать ступеньки песком.
  2. Детям не рекомендуется носить санки на горку. Лучше соорудить для этого специальный желоб и везти по нему санки.
  3. Следите, чтобы дети не простаивали подолгу в очереди (разгоря­ченные они могут переохладиться) . Во время катания с горки подбадри­вайте трусишек, одерживайте шалунов, разнообразьте игры, чтобы одна и та же игра не приедалась детям. Но насильно, без желания не заставляйте выполнять упражнения.
  4. Разнообразьте катание с горок. Подвесьте веревочку с колокольчи­ком над горкой на высоте вытянутой руки. Вместо колокольчика можно привязать мяч или ленту (ее нужно снять) .
  5. Другой вариант: съезжая с горки, дети попадают снежком в цель.
  6. Если окажется, что не все дети пришли на горку с санками, не беда - можно кататься и вдвоем. Управляет санками сзади сидящий.
  7. Родители, стоя внизу, наблюдают за порядком на горке. Не разре­шайте: перебегать горку с одной стороны на другою по скату, останавли­ваться после спуска. Учите, как садиться на санки (садиться нужно посе­редине санок, ноги вытянуть вперед) .
  8. Если наступит оттепель и кататься с горок будет нельзя, предложи­те малышам игру в снежки «Чей снежок самый меткий». Установив какой-либо предмет, предложите ребятам попасть в него с расстояния 7-10 м. Разнообразьте игры: «Чей снежок улетит дальше», «Кто бросит снежок выше всех».

Список используемой литературы:

  1. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  2. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  3. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

Консультация для педагогов

« Создание условий для проведения зимних прогулок, игр и забав на территории детского сада»

Вопросы охраны жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период.

При организации прогулок в зимний период возрастает травмо- опасность, поэтому в первую очередь следует вспомнить некоторые правила охраны жизни и здоровья детей в зимний период:

Требования безопасности перед началом прогулки

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки. Плотный слой снега следует рыхлить, что позволит не допускать наличия в снегу опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла, пластиковых летних ограждений клумб, частей сломанного детского игрового инвентаря (лопаток, ведерок, ледянок и т.п.). До наступления снегопада следует еще раз проверить, все ли ямки на территории детского сада засыпаны, колодцы закрыты тяжелыми крышками. Провести внимательный осмотр крыш всех построек на предмет наличия снежных наносов и сосулек

Участки и спортивная площадка, дорожки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо должны быть очищены от снега, льда и обработаны антигололедными средствами, к которым предъявляются особые требования, они должны быть безопасны для детей, безвредны для зеленых насаждений участка и почвы.

Всё оборудование на участках (малые формы, физкультурные пособия) должно быть устойчивым, иметь прочные рейки, перила, не должно иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Должно отвечать возрасту детей и санитарным требованиям. Важно обеспечить должное хранение и правильную эксплуатацию игрового и спортивного инвентаря. Для этого на участке должно быть предусмотрено специальное хранилище или кладовая.

В зимний период воспитатель должен согласовать со старшей медицинской сестрой возможность выхода детей на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха, а также, должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям.

Педагогу следует напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при входе в помещение ДОУ, возвращаясь: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.

Требования безопасности во время прогулки

В зимний период на прогулке воспитателю следует строго следить, чтобы дети не ели снег, сосульки, не касались открытыми частями тела металлических предметов.

Также в предварительных или ситуативных беседах надо разъяснять детям опасность простудных, вирусных заболеваний и кишечных инфекций.

Сотрудники обязаны постоянно следить за детьми, не оставлять детей без присмотра, не доверять временный присмотр за детьми посторонним людям и даже родителям.

При организации прогулок, экскурсий за пределы участка д\с (в случае отсутствия запрета по антитеррористической безопасности) необходимо:

  • Знать точное количество детей;
  • Заранее определить место, куда пойдут дети;
  • Заранее пройти весь маршрут следования;
  • Сообщить администрации о предстоящем мероприятии;
  • В помощь педагогу направить ещё кого-либо из сотрудников дошкольного учреждения;
  • Избегать прогулок по оживленным многолюдным улицам, а также магистралям с интенсивным движением транспорта.

При организации прогулок, следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:

Обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей (иметь для детей сменную одежду);

Травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;

Травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;

Травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

Травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);

Намокание детской одежды и обуви;

Заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.

Чтобы избежать всех вышеперечисленных ситуаций с наступлением холодного периода года необходимо:

  • Одевать детей в соответствии с температурными условиями; не допускать переохлаждения или перегревания организма детей;
  • Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви;
  • По возвращении с прогулки снимать с детей мокрые вещи и просушивать
  • При усилении мороза и ветра во время прогулки детей отводить в помещение детского сада или на закрытые веранды;
  • Не допускать статичного положения детей во время прогулок и катания на ледяных дорожках, горках, санках и лыжах.
  • При проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников; ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 ч; прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;
  • Сократить продолжительность прогулки, если температура воздуха ниже –15 °С и скорость ветра более 7 м/с
  • отменить прогулку если температура воздуха ниже -15 °С и скорость ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с;
  • во время прогулки с детьми проводить игры и физические упражнения; подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ с учетом сезона;
  • чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости от плана проведения прогулки) для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда.
  • правильно организовывать деятельность детей на прогулке, создавать необходимые условия для физических упражнений, веселых игр и развлечений.

Для прыжков, упражнений на равновесие необходимо сделать снежные валы , для метания – нарисовать мишени . Постараться сделать снежные фигуры , помогающие закрепить двигательные умения ребят.

Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время таких движений.

ПРАВИЛА КАТАНИЯ ПО ЛЕДЯНЫМ ДОРОЖКАМ

  • Кататься в одном направлении
  • Кататься с интервалом
  • Быстро уходить с дорожки после скольжения
  • Не перебегать ледяную дорожку

ПРАВИЛА КАТАНИЯ С ГОРКИ

  • Не кататься на ногах
  • Кататься по очереди
  • Съезжать вниз с интервалом
  • Быстро уходить с дорожки после того, как съехал с горки
  • Тормозить в случае неожиданного появления препятствий

ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ

  • Лыжи не должны иметь сучков, трещин, расщеплений, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепления у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают
  • У старших крепление полужесткое, носок ботинка должен выступать из-под ремня на 3 – 4 см.
  • Ботинки должны быть на1 – 2 размера больше, чтобы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной
  • При ходьбе на лыжах необходимо соблюдать правила: идти соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции.

Во избежание травм необходимо также соблюдать требования к использованию инвентаря и игрового оборудования на участке:

Весь инвентарь должен быть исправен;

Детям до 6–7 лет разрешается переносить груз не более 2 кг; лейку, воду в ведрах до 2–2,5 л и работать не более 10 мин;

Запрещается использовать инвентарь для взрослых (лопаты, метлы и др.);

Размеры оборудования и инвентаря для игр и физкультурных занятий на участках должны соответствовать требованиям СанПиН (приложения 1, 2);

Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные и т. д.).

Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:

Обеспечить контроль и непосредственную страховку педагогом воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках, катания с горки, ходьбе на лыжах.

Следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;

Не допускать, чтобы при скатывании с горки (на санках, на ледянках ит.п.) дети садились спиной к скату;

Следить, чтобы дети знали правила передвижения и транспортировки лыж к месту проведения занятий (лыжи переносят, положив на плечо, острыми концами назад)

Требования безопасности по окончании прогулки

Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя).

Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега.

Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.

Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.

Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви.

Привести в порядок выносной материал, орудия труда (очистить от, снега).

Вымыть и убрать в специально отведенное место выносной материал, игрушки, орудия труда.

Создание условий для проведения зимних игр и забав на территории ДОУ

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима - не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для построек.

Обратите внимание на то, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.

Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

В деятельности должны принимать участие все дети;

Не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);

В игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);

Игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;

Зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.

Прежде всего, следует создать условия на каждом участке для каждой возрастной группы.

Снежные валы

На каждом участке должны быть снежные постройки. Для подготовки, их создания снег сгребается с середины участка, создаются валы по его периметру. Середина участка, свободная от снега и от построек, тщательно утрамбовывается. Из снежных валов можно сформировать:

Горки.

Площадку для тренировки равновесия - вершина срезана горизонтально, шириной до 40 см, высота 30 см.

Валы для игры в прятки и снежки: вершина скруглена, высота от 50 до 70 см. (могут иметь форму змеи, дракона, крокодила).

Сюжетные постройки или снежные фигуры в виде образа: обязательно должны иметь какую-то цель, служить для развития движений, не являться просто украшением участка.

Главное требование при создании построек - безопасность детей. Поэтому, если при постройке снежных фигур используется каркас, не должно быть острых торчащих частей. Снежные постройки должны быть мощными, устойчивыми. Если используются краски, то они должны быть не химического, а растительного происхождения - пищевые красители, свекольный или морковный сок. Для эстетичного оформления участка можно использовать книгу Пантелеевой «Эстетика участка дошкольного учреждения» - М.: Просвещение, 1988.

Горки

На каждом участке должна быть горка: для младшего возраста высотой

1 м, длина ската 5-6 м; для старшего возраста - высотой от 1,5 до 2 м, длина ската более 6 м. ширина горки от 90 см до 1 м. По бокам ската и площадки - бортики высотой 20-30 см. На верху горки - горизонтальная площадка 1,5x2 м. Сзади - лестница с широкими ступенями 20-25 см ширины, чтобы ребенок стоял на них устойчиво. В течение недели горку поливают водой. Ступеньки посыпают снегом и песком.

На спортивной площадке должна быть горка высотой 2 м с длиной ската до 20 м.

Катки и ледяные дорожки

Ледяные дорожки на участках или по периметру территории детского сада. Для малышей: ширина 50 см, длина до 4 м. Для детей старшего возраста ширина дорожки - 40 см, длина от 4 до 8 метров, может быть каскад дорожек. При использовании дорожек обязательно соблюдение инструкций по технике безопасности. Можно сделать дорожку на невысокой горке, высотой не более 50 см, длина ската 5 метров. При обучении детей скольжению на ледяной дорожке нужно соблюдать особую осторожность. Малышей сначала учат просто переступать по дорожке. Можно привлечь самых ответственных старших детей. Они по двое берут малыша за руки и прокатывают его по дорожке. Можно использовать шнур. Малыш держится за него двумя руками, старшие дети равномерно тянут за концы и прокатывают малыша по дорожке.

Для более безопасного обучения младших детей скольжению можно сделать на участках снежные дорожки. Для этого на выбранном участке шириной 50 см, длиной до 4 м снег утрамбовывается и раскатывается ледянками.

На спортивной площадке можно организовать каток, размер которого зависит от места расположения и составляет 5 на 10 метров или 10 на 20 метров.

Хоккейная коробочка на площадке может быть и небольшая: шириной от 5 метров, длиной от 10 ветров. Ворота шириной 1,5 метра. Площадка для игры в хоккей хорошо утрамбовывается.

Условия для ходьбы на лыжах

Для прокладывания лыжни выбирается место вдоль забора или спортивной площадки в безопасном месте. Трассу прокладывает взрослые человек более широкими лыжами, в младших группах она прямая, в старших - имеет небольшие горки, спуски, повороты. Вдоль трассы прокладываются ориентиры (кегли, кубики, флажки и пр.). Длина трассы в младших группах 30-40 метров, в старших – до 80 метров.

На участке также могут быть:

Снежный лабиринт - с шириной стенок 30 см, высотой от 50 до 1 м.

Стенка-мишень из снега, ширина 30 см, высота в рост ребенка. В мишени делаются сквозные отверстия в виде геометрических фигур.

Тоннели для лазания, подлезания длиной 2-2,5 м. Для их сооружения обязательно нужен каркас. Для подлезания используется также дуга-воротца.

Варианты планирования содержания работы воспитателей с детьми в период проведения недели «зимних игр и забав» и в зимний период в разных возрастных группах ДОУ .

Планирование содержания работы воспитателя начинается с подготовки участка для проведения прогулок в зимний период и создания условий для активной деятельности детей, подготовки яркой наглядной информации для родителей в группе и на сайте.

План работы с детьми следует разнообразить интересными формами организации детской деятельности:

Зимние праздники;

Зимние развлечения на участке, физкультурные досуги;

Катание на санках, ледянках, снегоходах; ходьба на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам; игры с элементами хоккея;

Различные эстафеты и подвижные игры;

Конкурсы оформления зимних участков и снежных построёк;

- сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;

Игры со снежками;

Лепка из снега;

Рисование на снегу;

Наблюдения за живой и неживой природой; кормление птиц;

Опыты и экспериментирование со снегом, льдом и водой;

Создание ледышек и составление узоров из них;

Выставки детских рисунков;

Дни здоровья;

Тематические дни (например, «День сказки» и др.);

Труд на участке - участие в создании снежных построек, их ремонт;

Чтение художественной литературы и разыгрывание сказок;

Развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления;

Приложение

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ

«ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

во 2-ой младшей группе

Понедельник

1-половина дня

Беседа с детьми «Как мы играем зимой».

Игровое музыкальное занятие « Мы концерт устроим сами».

Рассматривание картинок о зимних видах спорта по дидактическому пособию «Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта».

П.и. «Снежинки и ветер».

П.и. «Берегись, заморожу».

2-половина дня

Конкурс совместных детско-родительских работ « Зимушка-зима».

Лепка праздничного торта из снега.

П.и. «На дворе мороз и ветер».

П.и. «Воробушки и автомобили».

Вторник

1-половина дня

Игровое физкультурное занятие.

Беседа « Покормите птиц зимой».

П.и. »Поймай снежинку».

П.и. «Вороны».

Игры со снегом. Лепка снежков и игра в снежки.Катание по ледяной дорожке.

2-половина дня

Показ игрового театра «Заюшкина избушка».

П.и. «Дед Мороз».

П.и. «Кот и воробушки».

Игры со снегом.

Среда

1-половина дня

Зимняя музыкальная игра «Как на горке снег, снег…»

Беседа: «Какую одежду носят люди зимой?»

П.и. «Снег кружится».

П.и. «Берегись, заморожу».

Рисование на снегу гуашью.

2-половина дня

Музыкальный досуг «Зимушка-зима».

Посещение выставки изо работ « Зима на дворе» детей подготовительной группы.

П.и. «У медведя во бору».

П.и. « Снежинки и ветер».

Игры со снегом. Катание друг друга на санках.

Четверг

1-половина дня

Физкультурный досуг «Веселые зайчишки».

Беседа «Как живут звери в лесу зимой».

П.и. «Дед Мороз».

П.и. «Санная путаница».

Игры в снежки с детьми средней группы. Игры со снегом.

2-половина дня.

Залив форм для застывания льда.

Конкурс семейных фотоальбомов и фотографий группы «Зимняя прогулка».

Постройки из снега с украшением цветными льдинками.

П.и. «Поймай снежинку».

П.и. «Бусы».

Пятница

1-половина дня

Создание творческой коллективной работы «Зимние игры и забавы мальчиков и девочек нашей группы» (фотографии и рисунки).

П.и. «У птичьей кормушки».

П.и. «Веселые пингвины».







ЗАДАЧИ: Способствовать физическому развитию. Развивать психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.). Формировать координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия. Формировать привычку к здоровому образу жизни. Воспитание положительных морально-волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в своих силах


Структура занятия по обучению спортивным упражнениям ВВОДНАЯ ЧАСТЬ подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части, развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале (упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия) ВВОДНАЯ ЧАСТЬ подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части, развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале (упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ обучение детей спортивным упражнениям, ознакомление детей с новым материалом, повторение, закрепление и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ обучение детей спортивным упражнениям, ознакомление детей с новым материалом, повторение, закрепление и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ снижение общей возбудимости и приведение организма в относительно спокойное состояние. (ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ снижение общей возбудимости и приведение организма в относительно спокойное состояние. (ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра)




Задачи обучения детей катанию на санках ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Формировать желание и умения кататься на санках. Учить катанию на санках с горки, Знакомство с правилами катания на санках. Везти санки поочередно правой и левой рукой. Везти санки обеими руками. Катать санки, перевозя снег, кукол. Катать санки, перевозя друг друга. Входить на гору, ведя за собой санки. Кататься с невысокой горы самостоятельно Знать правила подъема с санками на гору средняя Развивать умение самостоятельно перевозить санки любым способом, катать друг друга. Учить детей самостоятельно скатываться с горы, тормозить при спуске. Толкать санки вперед следуя за ними. Катать санки, перевозя друг друга Кататься с невысокой горы самостоятельно Знать правила подъема с санками на гору Тормозить при спуске Игры и эстафеты с санками старшая Развивать ловкость, силу, скорость в упражнениях и играх с санками. Учить детей скатываться с горы, выполнять повороты. Знать правила подъема с санками на гору Везти одни санки вдвоем Спуск с более крутой горы Кататься с горы вдвоем Съезжая с горы, поворачивать Игры и эстафеты с санками подготовительная Развивать выносливость, силу при катании на санках тройками, развивать ловкость при скатывании на санках с горы и выполнении различных игровых упражнений в движении, Учить правилам безопасности. Знать правила подъема с санками на гору Возить друг друга тройками Кататься, сидя на конце санок спиной вперед и отталкиваясь ногами. Кататься с горы сидя вдвоем на санках. При спуске с горы тормозить с помощью ног, поворачивать, выполнять разнообразные игровые задания: поднимать и доставать (подвешенный) предмет, проехать в ворота, попасть снежком в цель. Игры и эстафеты с санками




Задачи обучения детей скольжению по ледяным дорожкам ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Учить скользить по недлинной, ледяной дорожке при помощи взрослого. Катать ребенка по дорожке держа его за руки. Скользить по недлинной, слегка наклонной дорожке при помощи взрослого Скользить по горизонтальной дорожке оттолкнувшись с места. средняя Учить детей самостоятельно скользить по ледяной дорожке. Скольжение по ледяной дорожке при поддержке Скольжение по горизонтальной дорожке после быстрого разбега (3-5 шагов) старшая Упражнять в сохранении равновесия, ловкости при скольжении по дорожке с разбега и в разных положениях тела. Развивать умения скользить по ледяной дорожке с разбега, приседая и вставая во время скольжения Скользить по горизонтальной дорожке после разбега. Скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания. Скользить по ледяной дорожке присев. Скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться и т.д. Скользить и выполнять движения руками: руки в стороны, за спиной, за головой и т.д. Скользить и во время скольжения поворачиваться боком, спиной вперед. Скользить на одной ноге, на параллельных ногах. подготовительная Развивать ловкость при скольжении с разбега и выполнении различных упражнений на ледяной дорожке. Скользить с невысокой горки. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега. Скольжение по дорожке в полуприседе и глубоком приседе Скольжение по дорожке с разными заданиями для рук (в стороны, за спиной, за головой) Скольжение боком, спиной вперед, на одной ноге. Скользить с невысокой горки.




Задачи обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста ГруппаПрограммные задачиУпражнения 2 младшая Развивать умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах. ставить лыжи на место. Обучать передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом. Учить детей поворотом переступанием. Упражнения на месте. Повороты на месте. Поочередное поднимание ноги с лыжей. Стоя на лыжах сделать приседания. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом. Ходьба по снежному коридору (ширина -1 м) средняя Закреплять умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах. Закреплять умение ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять повороты на месте переступанием. Учить подъему на склон «лесенкой» и спуску с пологих склонов в низкой стойке. Ходьба по снежному коридору (длина -10 м, ширина 80 см). Ходьба ступающим шагом, скользящим шагом. Приставные шаги вправо-влево. Повороты на месте вокруг пяток лыж. Ходьба, приседая под воротцами старшая Развивать «чувство лыж», чувство снега»; развивать равновесие. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему ступающим шагом. Закреплять навык подъема на горку «лесенкой». Продолжать обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадки лыжника удлиняя шаг, согласовывать работу рук и ног. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении. Закрепить умения ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы. Ходьба по лыжне попеременно ступающим и скользящим шагом. Поворот переступанием Ходьба под воротами Ходьба по учебной лыжне (в быстром и медленном темпе) Ходьба скользящим шагом, обходя препятствия Ходьба скользящим шагом на согнутых ногах Спуск со склона в низкой стойке Подъем на склон «лесенкой» подготовительнаяОбучать передвижению на лыжах попеременным двухшажным шагом с палками. Продолжать развивать «чувство лыж», «чувство снега», «чувство равновесия». Овладевать спусками с ровных склонов в различных стойках. Продолжать совершенствовать подъемы на склоны. Закреплять навык торможения. Ходьба по учебной (закругленной) лыжне ступающим и скользящим шагом. Отработка правильной координации рук и ног. Ходьба с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую. Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками. Ритмическая ходьба на лыжах. Передвижение на лыжах между флажками. Повороты на месте переступанием на 180º (затем на 360º). Боковые шаги вправо и влево. Подъем на склон «лесенкой». Спуск со склона в основной стойке. Ходьба по лыжне «змейкой» Ходьба длинным скользящим шагом


Методы обучения детей ходьбе на лыжах: Наглядные- показ физических упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки), непосредственная помощь взрослого. Словесные - описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команда. Практические методы - повторение движений, применение элементов соревнования.

Старшим и младшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4-8 метров, ширина 40-60 см) даются разные задания: повернутся кругом, присесть и снова выпрямиться, поставив ногу правильно или на одной ноге, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким ледяным дорожкам (2-3 метра), расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов.

Подвижные игры для детей на свежем воздухе зимой. На ледяных дорожках.

По длинной дорожке.

На утоптанном снегу заливается водой дорожка длиной 4-8 м и шириной 40-60 см. Дети, энергично разбежавшись по снегу, скользят по ледяной дорожке, стараясь проскользить всякий раз подальше.

На ледяной дорожке сперва в 3-4, а потом в 5-6 м от ее начала кладут цветной кубик. Ребенок, разбежавшись и скользя по ледяной дорожке, старается наехать на кубик и сдвинуть его с места ногой.

Один из детей при скольжении ногой отодвигает кубик, лежащий примерно в 2-3 м от начала дорожки, на то расстояние, которое он преодолеет. Следующий ребенок старается проскользить и отодвинуть кубик еще дальше и т. д. Игрок, отодвинувший кубик дальше всех, считается выигравшим. При повторении игры он бежит и выполняет задание последним, стараясь улучшить свое собственное достижение.

Дети объединяются в группы по трое. Двое из них бегут по снегу справа и слева вдоль ледяной дорожки, держа в руках кусок толстой веревки длиной 1-1,2 м. Третий скользит пo ледяной дорожке, присев или стоя, держась за веревку. Играющие по очереди меняются местами.

Во время скольжения предлагается повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить после разбега лицом вперед, поставив ноги параллельно или на одной ноге, поймать брошенный снежок.

Можно разбегаться и скользить по недлинным (2-3 м) ледяным дорожкам, расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов.

По ледяной дорожке (длина 15-20 м) с невысокой горки можно скользить вдвоем-втроем «поездом», положив руки на пояс впереди стоящего, и в других положениях, наклонять и поднимать упавшую варежку, ловить брошенный кем-нибудь снежок и попадать им в цель, выполнять другие интересные задания.

Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.

При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые упражнения по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег- прыжки. Например:

1. подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята»;

2. прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.

При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз. Иногда допускается использование одного и того же движения в подвижной игре и физическом упражнении. После скольжения по ледяным дорожкам дети неохотно переключаются на игры с другими видами. Объясняется это тем, что за короткое время (10-12 мин) дети не успевают удовлетворить свою потребность в данном движении. Поэтому после скольжения по ледяным дорожкам можно предложить следующие игры: «Подними предмет», «Кто первый развернётся?» и др.

6. Методика обучения:

А) Создание условий

Ледяную дорожку лучше всего устроить на территории участка детского сада. В этом большую помощь могут оказать члены родительского комитета. Уход за ледяной дорожкой в этом случае обеспечивают родители детей старших групп. Такая взаимосвязь позволит совершенствовать методику обучения детей скольжению на ледяной дорожке, обмениваться положительным опытом работы.

Площадь ледяной дорожки зависит в основном от числа занимающихся. Кроме того, необходимо учитывать, что дети 6-7 лет впервые усваивают навыки скольжения на ледяной дорожке, катаясь в основном по прямой. Поэтому длина ледяной дорожки должна быть 12-15 м. Такая длина обеспечивает каждому ребенку достаточную упражняемость в технике скольжения по прямой и сравнительную свободу действий.

Необходимо правильно выбрать место для заливки ледяной дорожки с учетом расположения источника водоснабжения, раздевалки. Важно, чтобы ледяная дорожка была хорошо защищена от холодных северных ветров и снежных заносов.Площадку для ледяной дорожки готовят с осени. Ее выравнивают: засыпают землей ямы и впадины, срезают лопатой бугры и кочки. Вокруг площадки будущейледяной дорожки необходимо сделать валик из земли или из снега шириной 30-40 см, высотой 15-20 см, чтобы при заливке вода не вытекала за пределы ледяной дорожки. Заливать можно водой из колодца, проруби, водопровода. Удобно возить воду в бочке, поставив ее на сани. Бочку подвозят к дальнему краю площадки и опрокидывают, вода разливается равномерным слоем и замерзает. Лучше всего заливать из шланга водопроводной водой. Для заливки ледяной дорожки пригодны пожарные гидранты, краны, применяемые в летнее время для поливки улиц.

Длина шланга должна быть такой, чтобы вода свободно попадала к любому месту ледяной дорожки. Шланг можно изготовить из кусков резиновой трубки диаметром 25-30 мм. В местах соединения надеть шланги на металлическую трубу такого же диаметра и обмотать места соединения проволокой или же можно составить шланги из отдельных звеньев длиной 20-30 м, соединив их с помощью гаек РОТО. Желательно иметь пожарный ствол брандспойта, распыляющий струю воды.

Заливают ледяную дорожкойув ясную погоду, после того как промерзнет верхний слой земли на 2-4 см, т. е. примерно 2-3 дня мороз должен быть не менее -3, -5.

Сначала следует несколько раз полить землю холодной водой из брандспойта. Если до начала заливки выпал снег, то его укатывают специальным щитом длиной 1 м и шириной 2 м, в передней части которого монтируется крепление в виде троса или толстой проволоки. Двое взрослых, желательно на лыжах, тащат за этот трос щит, чуть приподняв переднюю его часть, чтобы не захватывать снег во время движения, а приминать его. На щит можно положить груз. После приглаживания и уплотнения снега щитом нужно дать ему затвердеть. На это требуется 5-6 ч.

При температуре воздуха от -3 до -7 грунт промерзает на 3-5 см и вполне пригоден для первоначальной заливки. Воду на грунт наливают постепенно, тонким слоем. Струю воды направляют вверх примерно под углом 45-50° при температуре воздуха от - 1 до -5°. В этом случае мелкие капли воды частично охлаждаются и вода на поверхности льда замерзает быстрее. Смачивать снег нужно дождеобразно. Нельзя направлять струю в упор к земле, так как на снегу могут образоваться вымоины. Нельзя класть брандспойт на землю, иначе под снегом образуются сильные вымоины, в которых вода долго не замерзает.

Когда после первоначальной заливки образуется тонкая ледяная корка, заливку повторяют. Особое внимание следует обратить на равномерность заливки по всей ледяной дорожке. Нельзя допускать утечки воды за пределы заливаемой площади. На неровном поле в местах понижения нужно наливать несколько больше воды, а на возвышенностях соответственно меньше или же периодически пропускать их, не заливая.

Чтобы достигнуть большой толщины льда (4-6 см), надо начинать заливку в первые же заморозки. Если даже и наступит потепление, весь лед не растает, основная его масса сохранится и при последующем похолодании можно продолжить наращивание льда. Таяние верхнего слоя ледяного покрова, с одной стороны, выравнивает поверхность, но при сильном снегопаде чистить лед в таких условиях невозможно. Приходится ждать, пока вода замерзнет, и только после этого с помощью скребков очистить лед. Если вновь ожидается потепление, то очищать ледяную дорожку от снега не следует, так как он предохранит лед от таяния.

В установившуюся холодную погоду весь процесс первоначальной заливки повторяют. Когда слой льда будет 1-1,5 см, воду льют при температуре воздуха от -5 до -10° под меньшим углом - 25°. При температуре от -10 до -20° распылитель держат низко, чтобы мелкие капли воды не успевали замерзнуть.

Заливку удобнее начинать с наиболее удаленного от водопроводного крана участка, продвигаясь слева направо и справа налево, постепенно назад к крану. При таком способе заливщику не приходится ходить по воде и мочить шланг. Ледяную дорожку лучше заливать вдвоем: один льет воду из шланга, другой помогает ему: оттаскивает шланг, открывает и закрывает водопроводный кран и т. д.Ледяная дорожка должна быть всегда в хорошем состоянии, иначе ухудшается скольжение и дети затрачивают больше усилий при катании. Плохо скользят и при сильном морозе. В таких случаях занятия на ледяной дорожке отменяются.После групповых занятий на поверхности ледяной дорожки, как правило, остаются следы, царапины, выбоины, трещины. Ледяные срезки очищают широкими фанерными движками с жестяной полосой внизу или с помощью снегоочистительного скребка, который изготовляется из дюралюминия шириной 10 см, высотой 45 см, толщиной 1,5-2 мм. В качестве держателя к скребку прикрепляют изогнутую в форме буквы «П» металлическую трубу длиной 2-5 м.

Для ручной очистки небольших наплывов применяют ручной стружок, изготовленный из стального листа шириной 150 мм, высотой 70 мм. Широкая его часть с одной стороны затачивается, а к другой прикрепляется палка (ручка). Трещины и выбоины шпаклюют мокрым снегом, а затем поливают холодной водой.

Поверхность льда желательно отшлифовать. Шлифуют лед с помощью прямоугольного деревянного ящика без дна (шлифовальное корыто) длиной 1,5-2 м, шириной 0,5-0,8 м, доски толщиной 4-5 см. Нижнее ребро ящика обивают резиной (шланг или поролон). К ящику прикрепляют веревку или проволоку длиной 2,5 м, за которую тянут ящик. При шлифовке вода (лучше горячая) поступает по шлангу в ящик. Благодаря резине вода не вытекает за пределы ящика и во время движения равномерно покрывает лед тонким слоем. Для получения достаточного давления на ящик кладут с обеих сторон какой-либо груз. Шлифовку льда проводят так же, как и заливку ледяной дорожки. Уровень воды в ящике во время заливки должен быть 5-8 см. Вода в нем должна быть все время. С помощью поливочного шлифовального ящика достигается более высокое качество льда, чем при заливке шлангом.

Б) Организация детей

Во время катания надо следить за дыханием детей. Прежде всего они должны уметь дышать через нос и не задерживать дыхания. Под особым контролем врача, медицинской сестры и воспитателя должны быть дети, жалующиеся на заболевания уха, горла и носа. Такие дети обычно допускаются к занятиям при температуре воздуха от -4 до -8°. Дозировка занятий для них уменьшается, им разрешается заниматься в шубках, так как охлаждение тела может привести к вспышке хронического процесса. Врачу необходимо информировать воспитателей о профилактике обморожений пальцев ног, рук, ушей, носа, щек, а также половых органов у мальчиков.

Воспитателю нужно постоянно следить за состоянием одежды детей, которая не должна быть тесной или чрезмерно просторной. Это предотвратит возможность обморожения и потертостей.

После перенесенного какого-либо заболевания ребенок допускается к занятиям только по разрешению врача детского сада или районной поликлиники, а в некоторых случаях необходим осмотр врачей-специалистов.

В) Приемы обучения

Дети дошкольного возраста очень рано (с 3 лет) могут научиться скользить по ледяным дорожкам. Но в условиях детского сада трудно организовать обучение катанию по ледяным дорожкам с детьми младших возрастов: у них слишком слабые голеностопные суставы и ноги могут подвертываться, и требуется квалифицированное руководство, чтобы предотвратить возникновение, поэтому в детских садах проводится обучение катанию по ледяным дорожкам с детьми более старшего возраста (5-6 лет).

Чем лучше общая физическая подготовленность детей, тем быстрее они овладевают этим видом движения. В процессе обучения большое место занимают физические упражнения, укрепляющие мышцы ног, в частности стопы, а также помогающие воспитанию таких физических качеств, как равновесие, ловкость, глазомер и др. С этой целью уже в младших группах (3-4 лет) проводится скольжение по плотно утоптанному снегу. Ширина дорожки 50-70 см, длина 6-10 м. Сначала дети катаются с помощью взрослых, затем самостоятельно. Воспитатель показывает и объясняет, что надо сделать энергичный разбег по снегу и скользить на двух ногах, отставив одну ногу назад, примерно на ширину плеч, корпус держать прямо или немного присев. Дети старшего дошкольного возраста могут скользить по прямой дорожке и одновременно выполнять различные задания (присесть и снова выпрямиться, скользить боком, на одной ноге и др.), а также скатываться с ледяной горки. Скат горки шириной примерно 1 м, длиной 15-20 м.В дальнейшем занятия переносятся на участок. Катание по ледяным дорожкам проводится в начале прогулки. Обучение сначала организуется небольшими группами (5-6 человек), затем всей группой. По ледяным дорожкам не проводится в дни, когда запланированы физкультурные или музыкальные занятия. Если дети во время катания по ледяным дорожкам получили большую нагрузку, то игры большой подвижности на прогулке проводить уже не рекомендуется.

На снегу и на льду сначала можно повторить упражнения, которые давались в помещении, и другие, а затем научить «посадке», разбегу с последующим скольжением, скольжению с поочередным отталкиванием правой и левой ногой, поворотам, торможению.

Необходимо объяснить детям, что кататься надо в одну сторону - против часовой стрелки. При правильном исходном положении туловище немного наклонено вперед, ноги слегка согнуты г, коленях, стоим немного разведены в стороны и наклонены внутрь; руки согнуты в локтях и расставлены в стороны, взгляд обращен вперед. Чтобы запомнить это положение, следует его повторять после выполнения различных упражнений. Например, дети делают из этого положения приседания или полуприседания и снова возвращаются к нему.

Ковальчук Ольга Борисовна
Мастер-класс для педагогов «Выносной материал для зимних прогулок»

Ковальчук О. Б., воспитатель

МАДОУ детского сада №69 «Ладушки»

План-конспект мастер-класса

Тема мастер-класса : выносной материал для прогулок в зимний период

Цель мастер-класса : Расширить знания педагогов об особенностях использования

Задачи мастер-класса : обучить участников мастер -класса конкретным навыкам подготовки выносного материала для зимних прогулок ; развить творческую активность.

Оборудование : мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса

Ожидаемые результаты :

1. практическое освоение участниками мастер -класса навыков подготовки выносного материала для зимних прогулок , в рамках транслируемого опыта;

2. активизация познавательной деятельности участников мастер-класса ;

3. повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности

Основные этапы мастер-класса :

1. Постановка педагогической проблемы .

2. Практическая демонстрация материала .

3. Рефлексия.

Ход мастер-класса :

вводная часть :

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение . Прогулка организуется два раза в день : в первую и во вторую половину дня. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4, 5 часов. Фактически дети гуляют меньше, продолжительность прогулки по разным причинам сокращается, а ее оздоровительный и развивающий потенциал используется далеко не в полной мере. В холодное время года прогулки в детском саду проводятся по специальным нормам.

Продолжительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже минус 15 градусов Цельсия и скорости ветра более 7 м/с.

Прогулка в детском саду не проводится :

Для детей до 4 лет при температуре воздуха ниже минус 15 градусов Цельсия и скорости ветра более 15 м/с;

Для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 градусов Цельсия и скорости ветра более 15 м/с.

основная часть :

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

Ознакомление с окружающим миром.

Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Малоподвижные;

Игры средней активности;

Игры с высокой двигательной активностью.

Зима – раздолье для зимних игр и забав . Сколько радости, веселья, удовольствия доставляет детям зимние прогулки .

Как сделать наиболее интересными прогулки зимой ? (ответы)

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия : расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и др.) . А сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, спуски с ледяных горок. Оформление зимних участков - работа непростая, требующая больших физических затрат.

Зимой очень важно активизировать пребывание воспитанников на свежем воздухе, вопреки стуже. Поэтому надо стараться извлекать максимум пользы из природных условий в зимнее время года .

Снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей. Из заранее заготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый не глубокий лабиринт для разнообразных игр. В прочно сделанном валу прокалываются отверстия – ворота для подлезания. По краям площадки располагаются ледяные дорожки для скольжения на ногах. Обледенелые места посыпаются песком. В зимних условиях подходят упражнения : ходьба по следам с подниманием коленей; приставными шагами вправо и влево, «змейкой» между прутиками, вокруг сугроба; восхождение на горку и спуск с нее; бег до дерева, куста.

Какой же выносной материал необходим детям в зимний период ? (ответы)

Для младшего дошкольного возраста :

1. Санки для детей.

2. Санки для кукол.

4. Пластмассовые ведёрки.

5. Совочки

6. Флажки разные.

7. Султанчики разные.

8. Печатки различной формы.

9. Палочки для рисования.

10. Вертушки разные.

11. Лопатки для снега.

12. Метелки.

13. Атрибуты для подвижных игр (маски, бросовый материал (коробки разных размеров природный материал (собранный осенью : желуди, шишки и т. п.) .

Маски для таких п/и, как «Хитрая лиса» , мячи, флажки, ленточки для п/и «Раз, два, три лови» , «Кто быстрей к своему флажку» и т. д.

14. Санки с корзиной для снега.

Для старшего дошкольного возраста : выносной материал остается прежним только добавляются атрибуты для спортивных игр : лыжи, клюшки с шайбой, выносной материал для игр с ветром , снегом, льдом : ветрячки, печатки, деревянные палочки, цветные льдинки, усложняется атрибутика для подвижных и сюжетно-ролевых игр. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин» , «Городок» можно изготовить прямо из снега, используя краски. Для обыгрывания городков по ПДД необходимы дорожные знаки, элементы одежды регулировщика, можно использовать маски машин.

Например для п/и «Забей в ворота» необходимы клюшки и шайба

Дидактические игры могут быть использованы для детей от 4 до 7 лет. Для данного вида игр можно использовать бросовый материал . Например, пробочки, крышечки разных расцветок и форм для д/и «Подбери по цвету» , «Подбери по форме» , для игры «Рыболов» можно изготовить рыбки из пластиковых бутылок. Для математических д/и подойдут шишки и желуди, собранные осенью. Использование таких игр, помогут сделать вашу прогулку интересней и разнообразней.

Первая младшая группа

Воспитатели знакомят со свойствами снега (холодный, белый, тает, учат правильными навыками обращения с лопатками, приучают помогать взрослым в уборке снега, в сооружении несложных построек, воспитывают самостоятельность, формируют элементы коллективных действий. Постройки должны обязательно обыгрываться. Можно мастерить снежные пирожки , торты, пряники способом формовки. Малыши ходят по дорожкам, возят игрушечные санки с куклами, выполняют на снегу узоры печатками; из сырого снега лепят комья – это шары, мячи, колобки, формируют элементы коллективных действий.

Вторая младшая группа

Воспитатель развивает у детей желание трудиться, формирует самостоятельность, стремление достигнуть результата, приучает по собственной инициативе приходить на помощь взрослым, сверстникам.

Воспитатель учит действовать лопатой, сгребать снег в указанное место, утрамбовывать, строить домики для игрушек, делая углубления совком. Можно научить детей сооружать горки для кукол, мастерить снежные пирожки , торты, пряники способом формовки. Для этого используются невысокие пластмассовые ведёрки. Детям показывается, как надо накладывать снег совками в форму, утрамбовывать его.

Средняя группа

Воспитатель продолжает совершенствовать умения и навыки детей в работе со снегом, прививают желание доводить начатое дело до конца, формируют ответственное отношение к делу, приучают самостоятельно поддерживать порядок на участке. У детей этого возраста могут возникнуть собственные замыслы. Важно вовремя поддержать подобный интерес, помочь советом, а при необходимости принять участие, так как работа со снегом в этой группе в основном носит характер сотворчества детей и взрослых. Дети начинают чаще работать вместе. Воспитатели помогают им договориться и распределить обязанности, поддерживают радостное настроение.

Старшая и подготовительная группы

Воспитатель совершенствует трудовые навыки работы детей со снегом, формируют желание трудиться, развивают дружеские взаимоотношения, инициативу, ответственность, умение вести себя в коллективе, учат наиболее экономным приемам работы, анализировать свою деятельность.

Коллективный труд – основная форма организации работы со снегом старших дошкольников. Детей учат совместно планировать работу, самостоятельно распределять обязанности, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. Особое внимание уделяется качеству постройки, передаче образа, их эстетическому оформлению. Обычным становится совместный труд.

Творческий труд на зимнем участке увлекает детей. Когда выпадает снег, можно предложить очертить палочками границы зимнего участка в соответствии с его планом и сделать снежные валы. Снег расчищается до разметок, затем подравнивается. С этого дня надо договориться с ребятами, что они не будут разрушать снежные валы и ходить за ними. Следующий снегопад используется для украшения валов. Можно научить детей делать гирлянды из ледяных цветов, фонариков, украшать им веранду, постройки. Для украшения зимнего участка широко используются поделки, изготовленные детьми из разных материалов .

заключительная часть :

Правильный подбор выносного материала способствует грамотной организации прогулки детей . Создание условий для двигательной активности на зимних участках , слаженная работа педагогического персонала может дать следующие результаты :

1. Снижение заболеваемости;

2. Повышение двигательной активности детей на прогулке ;

3. Развитие познавательного интереса у детей.

Итак, взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности детей в зимнее время .

Список литературы :

1. Дошкольное воспитание №2 2011г.

2. Изменение № 1 к СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2791-10.

3. Организация прогулки в ДОУ : методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений : в 2 ч. Ч. 1/сост. Е. А. Донченко. – Архангельск : изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Е. В. Соловьёвой

Статьи по теме: