Саджо игра с мячом. Дворовые игры на скамейке

Белка - стрелка - колесо

Играют втроем. Два игрока становятся лицом друг другу на расстоянии в несколько шагов, у одного из них мяч. Между ними, лицом к игроку с мячом, становится третий играющий. Игрок с мячом произносит слово "белка" и ударяет мячом об землю, целя под ноги стоящего в середине игрока. Тот должен перепрыгнуть через мяч, пока мяч не коснулся земли, и повернуться лицом ко второму играющему. Тот, поймав мяч от земли, бросает его вновь под ноги игроку в середине, при этом произносится слово "стрелка" (при двух следующих бросках - "колесо" и "тарелка"). Так игроки посылают мяч друг другу, повторяя опять на каждый удар: "Белка - стрелка - колесо - тарелка...". Игра продолжается до тех пор, пока стоящий в центре не ошибется. Тогда его место занимает тот, кто последним посылал мяч.

Вышибало/ Выбивало/ Вышибалы/ Выбивалы/ Выбивной/ Выжигалы

Двое водящих (или две команды водящих) становятся по краям площадки, игроки располагаются между ними. Водящие быстрыми движениями перебрасывают мяч с одного края площадки на другой, стараясь задеть им кого-нибудь из игроков. Задетые или выходят из игры, или присоединяются к водящим. Если кому-нибудь из играющих удается поймать летящий мяч, говорят, что у него теперь есть одна "свеча" (или "жизнь"). С ее помощью он может либо возвратить кого-нибудь из удаленных игроков, либо сам не покидает поля в случае попадания в него мячом. Игра закончится, когда все участники на площадке окажутся осаленными мячом.

Самже/ Сабжор/ Самжа/ Семья/ Саджо/ Санджо/ Санджоус/ Шанс, Желание, Желания/ НЛО/ Самжелла/ Аминь/ Джем

Играют в эту игру чаще девочки. По ходу игры каждой участницей создается воображаемая семья: придумываются имена свое и мужа, число детей, место проживания, возраст, занятия и т.д. Играют так. Водящая произносит слово (сначала это будет имя жены - то есть имя для играющей девочки) и быстро кидает мяч одной из играющих. Если слово понравилось, играющая ловит мяч, если нет - отбрасывает от себя. Иногда водящая вместо слова может произнести: "Самже". Тогда участница игры в случае поимки мяча может сама выбрать себе нужное слово (имя, возраст и т.д.). Назначив имя первой девочке, водящая переходит ко второй и т.д. Затем так же определяется имя мужа и другое. Для смеха водящая пытается заставлять участниц игры ловить мяч на смешных именах, названиях и числах.

Съедобное - несъедобное/ Лови - не лови/ Бывает - не бывает

Водящий по очереди кидает играющим мяч, называя при этом какое-нибудь существительное. Игрок, которому направлен мяч, ловит его в том случае, если слово означает какой-нибудь съедобный предмет или вещество, в противном случае не ловит его. Ошибившийся выходит из игры. Последний оставшийся игрок становится водящим.

Хали-хало

Играть интересно, если участников больше трех. Есть варианты с мячом и без мяча.

С мячом: Игроки встают в ряд (могут и сесть на скамейку или трубу, как мы играли во дворе) в двух-трех метрах от проведенной на земле черты с одной стороны, вОда - на черте с другой стороны, мяч у него. Нужно, чтобы было куда убегать.

Он загадывает слово (существительное нарицательное) и говорит, сколько в слове букв, какие первая и последняя буквы. Играющие пытаются отгадать, могут задавать вопросы (это животное? это есть в лесу или в городе? и т.д.). Если игрок называет загаданное слово, вОда бросает ему мяч с криком "хали-хало", а сам бежит от черты подальше. Игрок ловит мяч и кричит "Стоп"! Водящий останавливается, поворачивается лицом к игрокам, сложив руки в кольцо перед собой. Отгадчик (как в игре "Червички, стоп!" называет, сколько до вОды шагов от черты (три гигантских, пять обычных, пять лилипутских, могут быть разные сочетания) и потом делает эти шаги, держа мяч. Главное - не просто угадать примерное расстояние, но и попасть мячом в кольцо из рук вОды - дальше водит отгадавший игрок.

Без мяча играют так же, но нужно так угадать расстояние до водящего, чтобы дотронуться до него хотя бы мизинцем; если не дотянешься, водить не будешь)))

Я знаю...

Играющий рукой отбивает мяч о землю, произнося при этом: "Я знаю пять имен мальчиков..." (на каждый удар приходится одно слово). Теперь он перечисляет пять имен на пять ударов. Следующим заданием будет назвать пять имен девочек, пять названий животных, растений, пять городов и так далее по договоренности. Если игрок ошибется (не скажет вовремя слово, назовет другое количество слов, уронит мяч), то мяч переходит к другому играющему, который продолжает игру с того места, на котором ошибся в предыдущий раз.

Пятнашки предметом.

Правила игры просты. Водящий должен запятнать игроков мячом при этом нельзя выпускать мяч из рук или просто коснуться игрока мячом. Есть еще одна трудность: бегать с мячом нельзя. Поймал мяч – стоишь на месте. Без мяча можно перемещаться. Мяч бросать тоже можно куда угодно, не забывая правило пятнания, т.к. мяч, который коснулся игрока без водящего, никакого эффекта не производит. Водящих сначала 2 или 3. Когда игрока пятнают, он переходит в команду водящих. Вот такая игра. Основная цель водящих быстро перемещаться без мяча и встать рядом с игроком. Водящий с мячом дает ему пас и игрок запятнан, если конечно он уже не убежал.

Игра Санджо (сабже , семейка ) - дворовая игра с мячом для девочек .

Правила игры

Все игроки садятся на лавку , один должен быть ведущим с мячом, который стоит напротив лавки. Ведущий придумывает вопрос, например: Как тебя зовут? . Ведущий должен кидать мяч и называть имена. Если игроку не нравится вариант, то он отталкивает мяч. Если ведущий кинул мяч и сказал Сабже , то игрок может поймать его и сказать свой вариант ответа.

Виды вопросов

Вопросы могут быть любыми, например:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живёшь?
  • Кто твой муж?
  • Сколько у тебя детей?

Напишите отзыв о статье "Сабже"

Примечания

Литература

  • псевдоним: Столица Детства. Всё о игре Сабже. - 2003.

Отрывок, характеризующий Сабже

Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.

Эта игра немного напоминает «Съедобное-несъедобное ». Для неё необходим небольшой и не очень тяжелый мячик . Играют компанией от трех человек.

Варианты названий

Эта игра - абсолютный чемпион по количеству названий. В разных местностях её назвали по-своему, поэтому названий очень много: «Анжелика», «Артек», «Биржа», «Бэмби», «Вада», «Весёлая семейка», «Джейран», «Джем», «Джин», «Джон», «Дрэва», «Дуськи-Маруськи», «Душамбе», «Желание», «Жена-не жена», «Зелёное стёклышко», «Клубничка», «Лампа Алладина», «Мечта», «Мёд», «Негр», «Паспорт», «Подарок», «Семейка», «Сабже», (и все его разновидности: «Сабжо», «Сабжэ», «Саджо», «Самжел» (сам желай), «Сандже», «Санже», «Санжо», «Соджо», «Сэй-Джо»), «Суп», «Тебя зовут...», «Тюльпан», «Фанта», «Шанс», «Чичи-Мичи».

Правила игры Сабже

Выбирается ведущий, остальные садятся в ряд на скамейку или диван. Ведущий придумывает вопрос, подходит к каждому игроку и кидает мяч, предлагая варианты ответа.

Если игроку вариант нравится, он ловит мяч, если нет, то он мяч отталкивает.

Ведущий предлагает три варианта ответа, если все три игрок оттолкнул, по умолчанию ему назначается третий вариант.

Ведущий может кинуть мяч и сказать

Если игроку удалось поймать этот мяч, он сам придумывает ответ на заданный вопрос

Вопросы могут быть любыми, например:

- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Где ты живешь?
- Кто твой муж (жена)?
- Сколько у тебя детей?

- Тебя зовут?
- Аня
- игрок отталкивает мяч
- Катя - игрок ловит мяч, значит его в этой игре зовут Катя

- Сколько тебе лет?-
- 3 года
- отталкивает мяч
- 77 лет - отталкивает мяч
- 12 лет - отталкивает мяч, значит игроку назначается последний вариант 12 лет.

- Где ты живешь?
- В пещере
- отталкивает мяч
- Сабже - игрок ловит и выбирает себе, например, дворец

Видео игры Сабже:

Мы и не заметили, как в наших дворах перестали быть слышны детские крики. И вовсе не потому, что их заглушили сирены машин. Просто дети XXI века предпочитают расти в виртуальном мире гаджетов и Интернета. А вы ещё помните годы беззаботной юности, проведенные в «офлайн»?

Рассказать обо всех играх нашего счастливого детства во дворах невозможно. Сегодня "Родной город" вспоминает о самых легендарных: «машина едет, едет, стоп!», «выше ноги от земли!», «пятнашки», «десяточки», «слепая мышь», «квач», «квадрат» и других.

«Пионербол»

Игра напоминала волейбол, только с более мягкими правилами - игроки могли не только отбивать мяч, но и просто ловить его.

Если бы сейчас меня пригласили поиграть в такую примитивную игру, я бы с недоумением отказался, - размышляет волгоградец Александр Епифанов. - Но в детстве мы могли гонять в пионербол часами! Наверное, подкупала интимность игры (с каждой стороны перекладины было всего по паре человек!), ее неспешность и… универсальность для всех. Ведь в пионербол с удовольствием «рубились» как домашние дети, к которым относился и я, так и самая «отвязная» шпана. Вот такой парадокс!

Остаётся добавить, что вечерние партии в пионербол часто продолжались и после наступления сумерек! Детская прихоть, странная для взрослых, объяснялась просто - любой отобьёт мяч при свете дня, а ты попробуй сделать это в темноте! Слабо?

«Светофор»

Игра на развитие сообразительности, ловкости и даже… умеренной наглости. Водящий, стоя перед шеренгой ребят, называл любой цвет, пришедший ему на ум - например, оранжевый. Те играющие, у которых вещи этого оттенка находились, проходили без суеты на другую сторону поля - за спину водящего. А вот «неудачники», пролетевшие по цветовой гамме, пытались прошмыгнуть под носом у маящегося, не будучи им пойманными. Очередным заводилой-«светофором» становился тот, у кого это, увы, не получилось. Был у игры и глубокий социальный подтекст: она объединяла мальчишек и девчонок, позволяя им не только помириться, но и найти общий язык друг с другом.

«Сабже»

Сегодня далеко не каждая из респектабельных леди сможет вспомнить суть игры со странновато-армянским названием. А ведь в нее играли девчонки всей постперестроечной России!

Участники сидели на лавочке и по очереди ловили мяч от водящей, - рассказала газете Марина Гребенникова, молодая мама. - Каждый бросок давал шанс выбрать новое имя, профессию, место жительства или количество детей. В общем - новую жизнь! Главное - отбить мячи с «плохими» вариантами и поймать с приглянувшимися. Бросок, и тебя зовут Дездемона, еще бросок - и у тебя уже трое детей, еще подача - и ты живешь с мужем по имени Роберт на берегу океана. Контрольный пас - и ты… трактористка! Потому что «актрису» ты прошляпила пять минут назад! Вот бы вспомнить сейчас, что «нагадала» мне тогда «сабже», и сравнить с тем, что сбылось!

«Резиночки»

Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок, как «резиночки». В 90-е раздобыть хорошую резинку можно было без проблем. В каждом доме находился моток для белья. Но со временем этот инвентарь превращался в «ветерана» - жутко растянутого и в узлах! Примечательно, что в «резиночки» можно было играть как большой толпой, так и поодиночке, натянув «спортинвентарь» меж деревьями или столбами.

Уровень мастерства определялся высотой подъёма резинки. Для новичков она натягивалась в районе щиколотки, для продвинутых - на уровне пояса, для искушённых - на уровне груди. Проигрывала прыгунья, задевшая резинку!

А в мальчиковой компании был свой «эквивалент» «Резиночек» - игра под названием «Царь горы». Суть её была проста: приятели забирались на плечи друг другу, пытаясь построить «гору» как можно выше. Падавшие с вершины становились её новым основанием. Цирк, да и только!

«Ножички»

Как и большинство дворовых забав скромного детства 90-х, игра не требовала особых условий. Один нож на всех да круг на земле, разделёенный на части по числу игроков. Если брошенный нож втыкался в землю противника, ловкий метальщик отрезал себе часть «чужой» земли. Проигрывал тот, кто больше не мог устоять на своей территории, даже на одной ноге! Игра считалась истинно мужской, хотя встречались и исключения из этого правила.

Я любила играть в основном с мальчиками, особенно в «ножички»! - призналась Анастасия Игнатова, теперь уже сама мама четырёхлетнего сорванца. - Забава не только развивала координацию движений и меткость, но ещё и объединяла на поле сразу несколько поколений детей!

Наталья Арепьева

1. Игра с перебрасыванием мяча

«Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

2. Игра с мячом

«Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Раз и два, и три, четыре - Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

3. Игра с мячом

«Животные и их детеныши»

Человеческие дети Знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра -у льва - у слона -у оленя -у лося - у лисы -

Группа 2. у медведя - медвежонок у верблюда - верблюжонок у волка - волчонок у зайца - зайчонок у кролика - крольчонок у белки - бельчонок у коровы - теленок у лошади жеребенок у свиньи - поросенок у овцы - ягненок у курицы - цыпленок у собаки - щенок

Группа 3. - тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок

4. Игра с мячом

«Кто как разговаривает?»

Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

5. Игра с перебрасыванием мяча

«Подскажи словечко»

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: - Сорока стрекочет. Примеры вопросов: - Сова летает, а кролик? - Корова ест сено, а лиса? - Крот роет норки, а сорока? - Петух кукарекает, а курица? - Лягушка квакает, а лошадь? - У коровы теленок, а у овцы? - У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

6. Игра с перебрасыванием мяча

«Чей домик?»

или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! "

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1. Логопед: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь

Вариант 2. Логопед: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

7. Игра с мячом

«Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - тапочка, белка - белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла - свеколка. Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок. Вишня - вишенка, башня - башенка. Платье - платьице, кресло - креслице. Перо - перышко, стекло - стеклышко. Часы - часики, трусы - трусики.

8. Игра с перебрасыванием мяча

«Что происходит в природе?»

Человек легко находит, Что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Логопед: Дети Солнце - что делает? Светит, греет Ручьи - что делают? Бегут, журчат Снег - что делает? Темнеет, тает Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель- что делает? Звенит Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги

9. Игра с перебрасыванием мяча

«Составь предложение"

Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

10. Игра с мячом

«Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способа-ми. Логопед: Дети: Летают Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы Ползают Змеи, гусеницы, черви Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

11. Игра с мячом

«Какие действия совершают животные?»

или «Что делают животные?»

Что животные умеют - Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Логопед: Собака - Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

«Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.

Вариант 2. Логопед называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).

«Кто может совершать эти движения?»

Кто и что - летит, бежит, Ходит, плавает, лежит?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Логопед: Идет - Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

«Горячий - холодный»

Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое - с противоположным значением. Логопед: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

«Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего Люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные». Логопед: Рукавички из меха. Дети: Меховые (Тазик из меди. Медный; Медвежонок из плюша. Плюшевый; Рукавички из шерсти. Шерстяные; Стакан из стекла. Стеклянный; Ваза из хрусталя. Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

«Лови да бросай - цвета называй»

Что у нас какого цвета - Мы расскажем вам об этом.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Логопед: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

«Третий лишний»

(«Четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

«Чья голова?»

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слов

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова.», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «. воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы - рыбья у кошки - кошачья у сороки - сорочья у зайца - заячья у кролика - кроличья у верблюда - верблюжья у лошади - лошадиная у утки - утиная у лебедя - лебединая у оленя - оленья у лисы - лисья у собаки - собачья у птицы - птичья у овцы - овечья у белки - беличья у медведя - медвежья у тигра - тигриная у курицы - куриная у голубя - голубиная у орла - орлиная Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

«Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребе-нок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

«Один - много»

Мы - волшебники немного: Был один, а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы двор - дворы нос - носы гора - горы нора - норы мост -мосты дом - дома глаз - глаза луг - луга город - города провод - провода холод - холода день - дни пень - пни сон - сны лоб - лбы ухо - уши стул - стулья кол - колья лист - листья перо - перья крыло - крылья дерево - деревья носок - носки чулок - чулки кусок - куски кружок - кружки дружок - дружки прыжок - прыжки утенок - утята гусенок - гусята цыпленок - цыплята тигренок - тигрята слоненок - слонята

«Веселый счет»

Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов один слон - пять слонов один шкаф - пять шкафов один гусь - пять гусей один лебедь - пять лебедей один журавль - пять журавлей одна гайка - пять гаек одна майка - пять маек одна шишка - пять шишек один утенок - пять утят один гусенок - пять гусят один цыпленок - пять цыплят один заяц - пять зайцев один палец - пять пальцев одно платье - пять платьев одна шапка - пять шапок одна перчатка - пять перчаток одна банка - пять банок одна рукавица - пять рукавиц одна пуговица - пять пуговиц одна мыльница - пять мыльниц одна шляпа - пять шляп одна книга - пять книг одна конфета - пять конфет Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

Игра «Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)

«Хорошо - плохо»

Мир не плох и не хорош - Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Логопед: Дождь. Дети: Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным. Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Логопед: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

«Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет, Каждый помнит - не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела - Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

«Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши, Что ты делал, расскажи.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. Что ты делал утром? Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?.» 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)

«Лови, бросай, дни недели называй»

В календарь не зря глядели - Все мы помним дни недели.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда.» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник.» Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

«Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает - Каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март.». Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

«Что за чем?»

Что за чем у нас идет Каждый год и круглый год?

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в крут. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» - «Весна. А что за нею?» «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

«Бывает - не бывает»

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра «Кто кем был?

Мы, конечно, не забыли, Кем еще вчера вы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок - яйцом лошадь - жеребенком корова - теленком дуб - желудем рыба - икринкой яблоня - семечком лягушка - головастиком бабочка - гусеницей хлеб - мукой шкаф - доской велосипед - железом рубашка - тканью ботинки - кожей дом - кирпичом сильный - слабым

«Кто кем будет?»

Знаем мы с тобой о том, Что бывает с кем потом.

Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

Игра «Семья»

Кто вы мне и кто вам я, Если вы - моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: Кем ты доводишься маме и папе? Кто ты для бабушки и дедушки? У тебя сестра или брат? Назови двоюродных братьев и сестер. Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? А ты кто для них?

На этом мы закончим обзор игр с мячами. Еще раз хотим обратить внимание коллег и родителей на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Материал из книги Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук "Мяч и речь"

Статьи по теме: