Московская открытая олимпиада школьников по геологии. Хх московская открытая олимпиада школьников по геологии Открытая олимпиада по геологии

В соответствии с Календарным планом городских массовых мероприятий на 2014-2015 учебный год и государственным заданием на 2015 год ГБОУДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» (МДЮЦ ЭКТ) совместно с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова (МГУ) провел 14-15 февраля 2015 года XXII Московскую открытую олимпиаду школьников по геологии.
Олимпиада проведена в очной форме 14 и 15 февраля 2015 года с 10 до 18 часов на Геологическом факультете МГУ и в МДЮЦ ЭКТ по адресам:
119991, Москва, Ленинские горы, главное здание МГУ.
117303, Москва, Одесская, 12А, МДЮЦ ЭКТ.
В 2015 году олимпиада была посвящена 260-летней годовщине основания Московского университета и 165-летию со дня рождения выдающегося русского геолога И.В. Мушкетова.

В состав Организационного комитета Олимпиады входят:
Пущаровский Д.Ю. - декан геологического факультета МГУ, академик РАН, профессор сопредседатель Оргкомитета;
Моргун Д.В. - директор ГБОУДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», к.ф.н., к.б.н., сопредседатель Оргкомитета;
Гаранин В.К. - директор Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана РАН, профессор МГУ, действительный член РАЕН, заместитель председателя Оргкомитета;
Алексеев А.С. - заведующий лабораторией ПИН РАН, профессор МГУ, действительный член РАЕН заместитель председателя Оргкомитета;
Филимонов С.В. - руководитель Центра довузовской подготовки геологического факультета МГУ, ответственный секретарь Оргкомитета
Цель проведения Олимпиады - выявление и поощрение обучающихся, обладающих знаниями в области геологии и палеонтологии.

Задачи:
формирование у обучающихся полного комплекса знаний и навыков по природосбережению для рационального и компетентного освоения окружающей среды и реализации широкого спектра естественнонаучных знаний и исследовательских навыков;
повышение интереса учащихся учреждений среднего (полного) общего и дополнительного образования к изучению наук о Земле;
популяризация палеонтологии и геологии;
проверка знаний учащихся, полученных на занятиях в учебных объединениях (кружках), экспедициях, на слетах и других массовых мероприятиях геологического направления;
выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
создание условий для интеллектуального развития;
выявление и поддержка одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и получении высшего образования;
привлечение внимания обучающихся к проблемам геоэкологии и охраны недр;
повышение квалификации аспирантов, студентов, научных работников и педагогов дополнительного образования, принимающих участие в проведении Олимпиады;
освоение обучающимися прикладных навыков исследовательской деятельности, основанных на междисциплинарном подходе;
привитие обучающимся морально-эстетических принципов естественнонаучного мировоззрения;
стимулирование у обучающихся широкой познавательной мотивации в области естественнонаучных дисциплин.
Мероприятие подразделяется на две секции – «Геология» и «Палеонтология». Письменная секция обоих потоков проводится в первый день олимпиады на базе Геологического факультета МГУ. Устная секция палеонтологического потока олимпиады ежегодно проходит во второй день проведения 15 февраля 2015 года на базе ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ.
Олимпиада имеет межрегиональный статус. Участниками олимпиады стали 1352 человек. Из них 476 учащихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Москвы и из регионов РФ (Архангельская область, Башкортостан, Иркутская область, Калининградская область, Липецкая область, Московская область, Пермский край, Рязанская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Татарстан, Тульская область, Ярославская область).
Жюри Олимпиады сформировано из числа профессоров, доцентов, сотрудников Геологического факультета МГУ, Музея Землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана РАН, педагогических кадров Геологической школы при Геологическом факультете МГУ, ФГБУН Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН, структурного подразделения биологии, естествознания и культурологии МДЮЦ ЭКТ и других профильных организаций.

В течение двух дней участники выполнили следующие задания:
Письменная работа (5 теоретических вопросов);
Систематика позвоночных (устно);
Систематика беспозвоночных (устно);
Определение позвоночных (устно);
Определение беспозвоночных (устно);
Палеоэкология (устно);
Стратиграфия (устно);
Палеонтологический рисунок (рисунок);
Палеонтологическая терминология (письменно);
Латинская язык (письменно).
Олимпиада проведена в два тура: письменный и устный. Во время письменного тура участники Олимпиады должны дать письменные ответы на предложенные вопросы. Во время устного тура участники олимпиады должны пройти через соответствующие кабинеты, в которых члены жюри в устной форме проверяют знания и практические навыки школьников по соответствующим геологическим дисциплинам.
Для участников олимпиады организованы и проведены экскурсии в Музей Землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана РАН, Палеонтологический музей имени Ю.А. Орлова РАН, Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского РАН и другие естественнонаучные музеи города Москвы.
Олимпиада проводится как городское открытое конкурсное мероприятие со всероссийским участием. Торжественное открытие олимпиады состоялось в большой потоковой аудитории МГУ. С приветственными речами к участникам обратились руководители и представители Геологического факультета МГУ, ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, Российского Геологического Общества и других организаций геологической и палеонтологической направленности.
Все участники мероприятия получили именные сертификаты об участии. Благодарственными письмами были отмечены руководители иногородних учебных объединений.
Для организации времени ожидания участников сопровождающим взрослым сотрудники МДЮЦ ЭКТ провели специальную досуговую программу – викторину «Олимпийские игры». Это командная игра, где участники должными были ответить на вопросы по экологии Московского региона. Все участники стали «олимпийскими призерами» и были награждены «олимпийскими медалями».
Почетными грамотами были отмечены участники, не попавшие в список победителей, но проявившие особые успехи на отдельных этапах олимпиады.
Победители олимпиады были награждены почетными грамотами и дипломами, наборами, состоящими из книг по палеонтологической и геологической тематике, инструментов и приборов для полевой и лабораторной палеонтологической работы, а также образцами ископаемой фауны.

Победителями палеонтологического потока олимпиады стали следующие наши учащиеся:

10-11 классы
1. Соловьева Софья
2-3. Не мы

8-9 классы
1. Дадыкин Иван
2. Мельникова Анастасия
3. не мы

6-7 классы
1. Неверов Александр
2. Кулагин Василий
3. Слободяник Богдан

1-5 классы
1. Пресняков Ян
2-3. Не мы

Грамоты за лучшие результаты на этапах получили следующие наши люди: Смирнов Георгий, Белявский Матвей, Славецкий Артемий, Мажаев Дмитрий, Российский Александр, Оберемок Федор, Крайнев Евгений и 1 раз не мы. Золотой диплом фонда с очень сложным названием за "лучшего педагога" Шмаков.

Поздравляем всех победителей!!

Из истории Олимпиады

Московская открытая олимпиада школьников по геологии старейшая в России. Первый раз свои двери для юных геологов Москвы геологический факультет МГУ открыл в 1953 году. Тогда в олимпиаде приняли участие школьники из кружков МГУ , МГРИ, Дворца пионеров на Ленинских горах . Постепенно число участников росло, в Москве образовались крупные организации, работающие с юными геологами: геологическая школа МГУ и школьный факультет МГРИ . Для детей участие в олимпиаде было хорошей возможностью проверить себя, продемонстрировать свои знания, померяться силами со сверстниками из других кружков.

С 1994 года в организации олимпиады стала принимать Московская городская станция юных натуралистов (ныне Московский детский эколого-биологический центр) и олимпиада стала Московской открытой. Её участниками помимо юных геологов Москвы и Подмосковья стали ребята из детско-юношеских геологических организации со всей России.

Интересный факт: последняя проведенная олимпиада была XVI Московская открытая олимпиада, а если вести нумерацию от первой олимпиады проведенной на геологическом факультете , она была бы 56-й.

Московская открытая олимпиада школьников по геологии стала прообразом Олимпиады школьников Ломоносов по комплексу предметов "Геология" .

Организаторы

Цели и задачи

Основными целями и задачами Олимпиады являются повышение интереса учащихся учреждений среднего (полного) общего и дополнительного образования к изучению геологических наук, популяризация геологии как науки и ее прикладного значения; проверка знаний учащихся, накопленных на занятиях в учебных объединениях (кружках), экспедициях, на слетах и других мероприятиях геологической направленности; выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для интеллектуального развития, выявление и поддержка одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и получении высшего образования; привлечение внимания школьников к проблемам геоэкологии и охраны недр; повышение педагогической квалификации аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Олимпиады.

Тематика Олимпиады

Тематика охватывает многие разделы, составляющие комплекс наук о Земле: общая геология , палеонтология и историческая геология, экологическая и инженерная геология, минералогия и кристаллография , геохимия , учение о полезных ископаемых, космическая геология, геофизика , и оценивает усвоение знаний, содержащихся в различных общеобразовательных предметах: география , биология , астрономия , экология . Значительное место отводится подведению итогов научно-исследовательской работы учащихся, а также проверке практических навыков определения образцов минералов, горных пород, ископаемой фауны и флоры, работы в полевых условиях.

Сроки и место проведения олимпиады

Олимпиада проводится ежегодно в первые выходные марта на Геологическом факультете МГУ и в МДЭБЦ. График и порядок проведения отдельных этапов Олимпиады утверждается ежегодно в Положении.

Участники олимпиады

Олимпиаде принимают участие все желающие учащиеся 6-11 классов учреждений среднего (полного) общего образования г. Москвы и Московской области , а также других регионов России. Олимпиада имеет межрегиональный статус.

Для участия в Олимпиаде иногородних учащихся необходимо в установленные в Положении сроки прислать заявку по установленной форме в адрес Оргкомитета. Иногородние участники Олимпиады, пребывающие в Москву, должны сопровождаться руководителями объединений дополнительного образования (педагогами, руководителями команды) или родителями. Вне конкурса в Олимпиаде могут принять участие учащиеся 1-5 классов учреждений среднего (полного) общего образования г. Москвы и Московской области.

Проводимые испытания

Олимпиада проводится в два тура: письменный и устный. Во время письменного тура участники Олимпиады должны дать письменные ответы на предложенные вопросы. Во время устного тура участники олимпиады должны пройти через соответствующие кабинеты, в которых члены жюри в устной форме проверяют знания и практические навыки школьников по соответствующим геологическим дисциплинам. Количество вопросов письменного тура, перечень кабинетов устного тура разрабатываются Методической комиссией и утверждаются Оргкомитетом. Обычно, школьникам предоставляется выбор нескольких вопросов и кабинетов по собственному усмотрению. Вопросы разрабатываются таким образом, чтобы на них мог ответить любой школьник, применив логику и сообразительность и не обладая при этом специальными геологическими знаниями , что очень важно!

Определение победителей

Оценка знаний участников Олимпиады проводится с учетом возраста школьников, раздельно в трех возрастных группах: 6-8 классы, 9-10 классы и 11 класс. Победители и призеры Олимпиады выявляются по максимальной сумме набранных баллов за все пройденные туры в соответствующей возрастной группе. Победителями считаются участники, награжденные дипломами первой степени, а призерами дипломами второй и третьей степени. Количество победителей и призеров не должно превышать 45 % от числа участников Олимпиады. Списки победителей и призеров утверждаются Оргкомитетом Олимпиады. Награждение проводится от имени Оргкомитета. Оргкомитет оставляет за собой право награждать похвальными грамотами и поощрительными призами активных участников Олимпиады. Все учащиеся получают сертификат участника Олимпиады. Объединения (кружки) детско-юношеского геологического движения, участвующие в Олимпиаде и их руководители могут награждаться благодарственными письмами и грамотами.

Льготы победителям и призерам олимпиады

Победители и призеры Олимпиады учащиеся выпускных 11-х классов имеют право на соответствующие льготы при поступлении в профильные ВУЗы России (по согласованию в ВУЗами). Например, в 2008 году были зачислены на геологический факультет МГУ без экзаменов. Однако, пока это не стало правилом, так как геология не является школьным предметом, и засчитывать вступительные испытания в этом случае готовы далеко не все ВУЗы.

Культурная программа

дни проведения олимпиады организуются бесплатные экскурсии в музей Землеведения МГУ имени М. В. Ломоносова, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН , Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова РАН, Государственный Геологический музей им. В. И. Вернадского РАН и другие естественнонаучные музеи города Москвы.

В некоторые годы для иногородних участников олимпиады организуется посещение детского театра. Во время ожидания награждения победителей осуществляется показ научно-популярных фильмов о геологии , геологическом факультете МГУ , организуются выставки минералов и окаменелостей, проводятся различные игры, устраиваются вечера бардовской песни и экскурсии в лаборатории

ХХ Московская открытая олимпиада школьников по геологии состоялась!

Ежегодная Московская открытая олимпиада прошла 9-10 марта 2013 г. на Геологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и в ГОУ Московском детском эколого-биологическом центре Департамента образования города Москвы (ГОУ МДЭБЦ). В этот юбилейный раз проводимая олимпиада была посвящена двум крупным юбилейным датам — 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского и 130-летию со дня рождения А.Е. Ферсмана. Московская открытая олимпиада школьников по геологии старейшая в России. Первый раз свои двери для юных геологов Москвы Геологический факультет МГУ открыл в 1953 г. Тогда в олимпиаде приняли участие школьники из кружков МГУ, МГРИ, Дворца пионеров на Ленинских горах.

Олимпиада организуется силами Геологического факультета МГУ и ГОУ МДЭБЦ при участии Музея Землеведения МГУ, Минералогического музея имени А. Е. Ферсмана РАН, МГРИ-РГГРУ, РосГео, педагогических кадров Геологической школы, структурного подразделения палеонтологии и геологии МДЭБЦ, Школьного факультета и с привлечением представителей других профильных организаций. Состав Оргкомитета формируется из числа профессоров, доцентов, сотрудников университетов, методистов и педагогов МДЭБЦ.

Основными целями и задачами Олимпиады являются повышение интереса учащихся учреждений среднего (полного) общего и дополнительного образования к изучению геологических наук, популяризация геологии как науки и ее прикладного значения; проверка знаний учащихся, накопленных на занятиях в учебных объединениях (кружках), экспедициях, на слетах и других мероприятиях геологической направленности; выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для интеллектуального развития, выявление и поддержка одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и получении высшего образования; привлечение внимания школьников к проблемам геоэкологии и охраны недр; повышение педагогической квалификации аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Олимпиады. Тематика Олимпиады охватывает многие разделы, составляющие комплекс наук о Земле (общая геология, палеонтология и историческая геология, экологическая и инженерная геология, минералогия и кристаллография, геохимия, учение о полезных ископаемых, космическая геология, геофизика). Значительное место отводится подведению итогов научно-исследовательской работы учащихся, а также проверке практических навыков определения образцов минералов, горных пород, ископаемой фауны и флоры, работы в полевых условиях. В этом году кабинет «Собственного научного творчества» посетило 80 человек, что невероятно много для данного направлени, и это похвально.

Олимпиада проходит в два тура и в два потока: геологический и палеонтологический. В первый день проводится письменный тур, во время которого школьникам предлагается в течение трех часов дать полные развернутые письменные ответы на четыре из предложенных 10-12 вопросов по их собственному выбору. Устный тур олимпиады проходит на следующий день. Во время него участники олимпиады должны пройти через любые пять из девяти кабинетов (геология экзогенных процессов; геология эндогенных процессов; структурная геология; полевая геология; минералогия; кристаллография; полезные ископаемые; собственное научное творчество; геоэкология, гидрогеология и инженерная геология). В кабинетах проверяют теоретические знания и практические навыки школьников по соответствующим дисциплинам. Школьники могут принять участие в любом потоке по собственному выбору. Участники олимпиады должны принять участие во всех турах для соответствующего потока. Плотный график мероприятий не дал заскучать или расслабиться. Во время ожидания награждения победителей осуществляется показ научно-популярных фильмов о геологии. Например, в этом году Рязанцев К.М. (ГЕОХИ РАН) рассказывал про падение Челябинского метеорита. В то же время организуются выставки минералов и окаменелостей, проводятся различные игры и экскурсии в лаборатории факультета, игра «Что? Где? Когда», устраиваются «вечера» бардовской песни, особенно отличилось исполнение Спиридонова А.В. (МГУ).

В 2013 г. участниками олимпиады стали школьники из около 20 регионов России (гг. Москва, Санкт-Петербург, Пермский край, Архангельская, Брянская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская, Тверская, Томская, Тульская, Челябинская, Ярославская области и др.). Число участников составило 393 человека. Дипломы первой степени получило 14 человек, дипломы II-ой и III-ей степеней – по 17 человек. Минералогический музей имени А.Е.Ферсмана РАН в лице директора Гаранина В.К. (доктор геол.-мин. наук, проф., академик РАЕН, лауреат Премии Правительства РФ) подготовил для участников олимпиады специальные вопросы и пригласил посетить сам музей.

Оценка знаний участников Олимпиады проводилась с учетом возраста школьников. Победители и призеры Олимпиады выявлялись по максимальной сумме набранных баллов за все пройденные туры в соответствующей возрастной группе. Победителям вручили дипломы в торжественной обстановке, а также памятные подарки: образцы минералов, полевые дневники, геологические книги, туристическое снаряжение. Участники получили похвальные грамоты и призы от спонсоров олимпиады — компаний «Шлюмберже» и «Кинросс». Благодарственными письмами были отмечены руководители иногородних учебных объединений. В этом году 8 школьников, обучающихся в Геологической школе, заняли призовые места. Информация об итогах олимпиады, задания письменного и устного туров являются открытыми, публикуются Оргкомитетом в СМИ и сети Интернет (на сайтах geoschool.web.ru/olympiad, www.mgsun.ru, paleocircle.ru и иных).

И казалось, что все эти ребята еще совсем недавно сидели на прошлой Олимпиаде, хотя и прошел целый год, но видно, что они сильно подросли. Узнаешь их и радуешься, что любовь к изучению геологии у них не угасает. Будем надеяться, что именно их мы встретим в нашем будущем геологическом сообществе.

Тхак К.С. («Разведка и охрана недр»)

Филимонов С.В. (МГУ, координатор Всероссийского совета детско-юношеского геологического движения)

Из истории Олимпиады

Московская открытая олимпиада школьников по геологии старейшая в России. Первый раз свои двери для юных геологов Москвы геологический факультет МГУ открыл в 1953 году. Тогда в олимпиаде приняли участие школьники из кружков МГУ , МГРИ, Дворца пионеров на Ленинских горах . Постепенно число участников росло, в Москве образовались крупные организации, работающие с юными геологами: геологическая школа МГУ и школьный факультет МГРИ . Для детей участие в олимпиаде было хорошей возможностью проверить себя, продемонстрировать свои знания, померяться силами со сверстниками из других кружков.

С 1994 года в организации олимпиады стала принимать Московская городская станция юных натуралистов (ныне Московский детский эколого-биологический центр) и олимпиада стала Московской открытой. Её участниками помимо юных геологов Москвы и Подмосковья стали ребята из детско-юношеских геологических организации со всей России.

Интересный факт: последняя проведенная олимпиада была XVI Московская открытая олимпиада, а если вести нумерацию от первой олимпиады проведенной на геологическом факультете , она была бы 56-й.

Московская открытая олимпиада школьников по геологии стала прообразом Олимпиады школьников Ломоносов по комплексу предметов "Геология" .

Организаторы

Цели и задачи

Основными целями и задачами Олимпиады являются повышение интереса учащихся учреждений среднего (полного) общего и дополнительного образования к изучению геологических наук, популяризация геологии как науки и ее прикладного значения; проверка знаний учащихся, накопленных на занятиях в учебных объединениях (кружках), экспедициях, на слетах и других мероприятиях геологической направленности; выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для интеллектуального развития, выявление и поддержка одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и получении высшего образования; привлечение внимания школьников к проблемам геоэкологии и охраны недр; повышение педагогической квалификации аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Олимпиады.

Тематика Олимпиады

Тематика охватывает многие разделы, составляющие комплекс наук о Земле: общая геология , палеонтология и историческая геология, экологическая и инженерная геология, минералогия и кристаллография , геохимия , учение о полезных ископаемых, космическая геология, геофизика , и оценивает усвоение знаний, содержащихся в различных общеобразовательных предметах: география , биология , астрономия , экология . Значительное место отводится подведению итогов научно-исследовательской работы учащихся, а также проверке практических навыков определения образцов минералов, горных пород, ископаемой фауны и флоры, работы в полевых условиях.

Сроки и место проведения олимпиады

Олимпиада проводится ежегодно в первые выходные марта на Геологическом факультете МГУ и в МДЭБЦ. График и порядок проведения отдельных этапов Олимпиады утверждается ежегодно в Положении.

Участники олимпиады

Олимпиаде принимают участие все желающие учащиеся 6-11 классов учреждений среднего (полного) общего образования г. Москвы и Московской области , а также других регионов России. Олимпиада имеет межрегиональный статус.

Для участия в Олимпиаде иногородних учащихся необходимо в установленные в Положении сроки прислать заявку по установленной форме в адрес Оргкомитета. Иногородние участники Олимпиады, пребывающие в Москву, должны сопровождаться руководителями объединений дополнительного образования (педагогами, руководителями команды) или родителями. Вне конкурса в Олимпиаде могут принять участие учащиеся 1-5 классов учреждений среднего (полного) общего образования г. Москвы и Московской области.

Проводимые испытания

Олимпиада проводится в два тура: письменный и устный. Во время письменного тура участники Олимпиады должны дать письменные ответы на предложенные вопросы. Во время устного тура участники олимпиады должны пройти через соответствующие кабинеты, в которых члены жюри в устной форме проверяют знания и практические навыки школьников по соответствующим геологическим дисциплинам. Количество вопросов письменного тура, перечень кабинетов устного тура разрабатываются Методической комиссией и утверждаются Оргкомитетом. Обычно, школьникам предоставляется выбор нескольких вопросов и кабинетов по собственному усмотрению. Вопросы разрабатываются таким образом, чтобы на них мог ответить любой школьник, применив логику и сообразительность и не обладая при этом специальными геологическими знаниями , что очень важно!

Определение победителей

Оценка знаний участников Олимпиады проводится с учетом возраста школьников, раздельно в трех возрастных группах: 6-8 классы, 9-10 классы и 11 класс. Победители и призеры Олимпиады выявляются по максимальной сумме набранных баллов за все пройденные туры в соответствующей возрастной группе. Победителями считаются участники, награжденные дипломами первой степени, а призерами дипломами второй и третьей степени. Количество победителей и призеров не должно превышать 45 % от числа участников Олимпиады. Списки победителей и призеров утверждаются Оргкомитетом Олимпиады. Награждение проводится от имени Оргкомитета. Оргкомитет оставляет за собой право награждать похвальными грамотами и поощрительными призами активных участников Олимпиады. Все учащиеся получают сертификат участника Олимпиады. Объединения (кружки) детско-юношеского геологического движения, участвующие в Олимпиаде и их руководители могут награждаться благодарственными письмами и грамотами.

Льготы победителям и призерам олимпиады

Победители и призеры Олимпиады учащиеся выпускных 11-х классов имеют право на соответствующие льготы при поступлении в профильные ВУЗы России (по согласованию в ВУЗами). Например, в 2008 году были зачислены на геологический факультет МГУ без экзаменов. Однако, пока это не стало правилом, так как геология не является школьным предметом, и засчитывать вступительные испытания в этом случае готовы далеко не все ВУЗы.

Культурная программа

дни проведения олимпиады организуются бесплатные экскурсии в музей Землеведения МГУ имени М. В. Ломоносова, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН , Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова РАН, Государственный Геологический музей им. В. И. Вернадского РАН и другие естественнонаучные музеи города Москвы.

В некоторые годы для иногородних участников олимпиады организуется посещение детского театра. Во время ожидания награждения победителей осуществляется показ научно-популярных фильмов о геологии , геологическом факультете МГУ , организуются выставки минералов и окаменелостей, проводятся различные игры, устраиваются вечера бардовской песни и экскурсии в лаборатории

Из истории Олимпиады

Московская открытая олимпиада школьников по геологии старейшая в России. Первый раз свои двери для юных геологов Москвы геологический факультет МГУ открыл в 1953 году. Тогда в олимпиаде приняли участие школьники из кружков МГУ , МГРИ, Дворца пионеров на Ленинских горах . Постепенно число участников росло, в Москве образовались крупные организации, работающие с юными геологами: геологическая школа МГУ и школьный факультет МГРИ . Для детей участие в олимпиаде было хорошей возможностью проверить себя, продемонстрировать свои знания, померяться силами со сверстниками из других кружков.

С 1994 года в организации олимпиады стала принимать Московская городская станция юных натуралистов (ныне Московский детский эколого-биологический центр) и олимпиада стала Московской открытой. Её участниками помимо юных геологов Москвы и Подмосковья стали ребята из детско-юношеских геологических организации со всей России.

Интересный факт: последняя проведенная олимпиада была XVI Московская открытая олимпиада, а если вести нумерацию от первой олимпиады проведенной на геологическом факультете , она была бы 56-й.

Московская открытая олимпиада школьников по геологии стала прообразом Олимпиады школьников Ломоносов по комплексу предметов "Геология" .

Организаторы

Цели и задачи

Основными целями и задачами Олимпиады являются повышение интереса учащихся учреждений среднего (полного) общего и дополнительного образования к изучению геологических наук, популяризация геологии как науки и ее прикладного значения; проверка знаний учащихся, накопленных на занятиях в учебных объединениях (кружках), экспедициях, на слетах и других мероприятиях геологической направленности; выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для интеллектуального развития, выявление и поддержка одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и получении высшего образования; привлечение внимания школьников к проблемам геоэкологии и охраны недр; повышение педагогической квалификации аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Олимпиады.

Тематика Олимпиады

Тематика охватывает многие разделы, составляющие комплекс наук о Земле: общая геология , палеонтология и историческая геология, экологическая и инженерная геология, минералогия и кристаллография , геохимия , учение о полезных ископаемых, космическая геология, геофизика , и оценивает усвоение знаний, содержащихся в различных общеобразовательных предметах: география , биология , астрономия , экология . Значительное место отводится подведению итогов научно-исследовательской работы учащихся, а также проверке практических навыков определения образцов минералов, горных пород, ископаемой фауны и флоры, работы в полевых условиях.

Сроки и место проведения олимпиады

Олимпиада проводится ежегодно в первые выходные марта на Геологическом факультете МГУ и в МДЭБЦ. График и порядок проведения отдельных этапов Олимпиады утверждается ежегодно в Положении.

Участники олимпиады

Олимпиаде принимают участие все желающие учащиеся 6-11 классов учреждений среднего (полного) общего образования г. Москвы и Московской области , а также других регионов России. Олимпиада имеет межрегиональный статус.

Для участия в Олимпиаде иногородних учащихся необходимо в установленные в Положении сроки прислать заявку по установленной форме в адрес Оргкомитета. Иногородние участники Олимпиады, пребывающие в Москву, должны сопровождаться руководителями объединений дополнительного образования (педагогами, руководителями команды) или родителями. Вне конкурса в Олимпиаде могут принять участие учащиеся 1-5 классов учреждений среднего (полного) общего образования г. Москвы и Московской области.

Проводимые испытания

Олимпиада проводится в два тура: письменный и устный. Во время письменного тура участники Олимпиады должны дать письменные ответы на предложенные вопросы. Во время устного тура участники олимпиады должны пройти через соответствующие кабинеты, в которых члены жюри в устной форме проверяют знания и практические навыки школьников по соответствующим геологическим дисциплинам. Количество вопросов письменного тура, перечень кабинетов устного тура разрабатываются Методической комиссией и утверждаются Оргкомитетом. Обычно, школьникам предоставляется выбор нескольких вопросов и кабинетов по собственному усмотрению. Вопросы разрабатываются таким образом, чтобы на них мог ответить любой школьник, применив логику и сообразительность и не обладая при этом специальными геологическими знаниями , что очень важно!

Определение победителей

Оценка знаний участников Олимпиады проводится с учетом возраста школьников, раздельно в трех возрастных группах: 6-8 классы, 9-10 классы и 11 класс. Победители и призеры Олимпиады выявляются по максимальной сумме набранных баллов за все пройденные туры в соответствующей возрастной группе. Победителями считаются участники, награжденные дипломами первой степени, а призерами дипломами второй и третьей степени. Количество победителей и призеров не должно превышать 45 % от числа участников Олимпиады. Списки победителей и призеров утверждаются Оргкомитетом Олимпиады. Награждение проводится от имени Оргкомитета. Оргкомитет оставляет за собой право награждать похвальными грамотами и поощрительными призами активных участников Олимпиады. Все учащиеся получают сертификат участника Олимпиады. Объединения (кружки) детско-юношеского геологического движения, участвующие в Олимпиаде и их руководители могут награждаться благодарственными письмами и грамотами.

Льготы победителям и призерам олимпиады

Победители и призеры Олимпиады учащиеся выпускных 11-х классов имеют право на соответствующие льготы при поступлении в профильные ВУЗы России (по согласованию в ВУЗами). Например, в 2008 году были зачислены на геологический факультет МГУ без экзаменов. Однако, пока это не стало правилом, так как геология не является школьным предметом, и засчитывать вступительные испытания в этом случае готовы далеко не все ВУЗы.

Культурная программа

дни проведения олимпиады организуются бесплатные экскурсии в музей Землеведения МГУ имени М. В. Ломоносова, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН , Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова РАН, Государственный Геологический музей им. В. И. Вернадского РАН и другие естественнонаучные музеи города Москвы.

В некоторые годы для иногородних участников олимпиады организуется посещение детского театра. Во время ожидания награждения победителей осуществляется показ научно-популярных фильмов о геологии , геологическом факультете МГУ , организуются выставки минералов и окаменелостей, проводятся различные игры, устраиваются вечера бардовской песни и экскурсии в лаборатории

Статьи по теме: