Методика обследования общей моторики. Методы обследования моторных функций

Текущая страница: 4 (всего у книги 32 страниц) [доступный отрывок для чтения: 21 страниц]

Шрифт:

100% +

3.8. Обследование ребенка. Неврологический статус

В связи с тем, что в состоянии моторики установлен ряд отклонений, мы сочли необходимым описать способы и приемы ее обследования у детей дошкольного возраста. Обследование необходимо для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии. Эти данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства дифференциального коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы. Обследование проводится в три этапа и отражает динамику состояния моторной сферы: в начале, середине и в конце коррекционных занятий.

По анамнестическим данным уточняются речевое развитие ребенка от рождения до трех лет, особенности развития моторных функций, характер манипулятивной и игровой деятельности, наличие навыков самообслуживания (в соотношении с возрастными нормами).

Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:

– обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

– обследование речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка);

– состояние отдельных компонентов произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;

– обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами).

3.8.1. Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована к разным возрастам):

1. Поднять брови («Удивление»),

2. Слегка сомкнуть веки.

3. Прищурить глаза («Яркое солнце»),

4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы («Заборчик»).

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно проводить обследование в игровой форме.

Оценка производится по трехбалльной системе. Полноценное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, недостаточно четкое – 2 баллами; невыполнение более 7 заданий – 3 баллами.

Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики – амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

3.8.2. Обследование речевой моторики

1. Открывание и закрывание рта.

2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.

3. Имитация жевательных движений.

4. Попеременное надувание щек.

5. Втягивание щек.

6. Оттягивание углов рта: для звука «и», затем губы округлить – «о»; вытянуть как при – «у».

7. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.

8. Покусывание кончика языка.

9. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»),

10. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»),

11. Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («Поцокаем», «Поехали на лошадке»),

12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье»),

13. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Задания преподносятся в игровой форме, каждое движение повторяется 3 раза.

Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка: 1 балл – четкое выполнение движений; 2 балла – незначительные изменения объема, силы и точности движений; 3 балла – отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка.

3.8.3. Обследование общей произвольной моторики

С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца. Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.


4 года

1. Стояние в течение 15 секунд с закрытыми глазами; руки вытянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).

2. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)

3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 секунд производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.

4. Обследуемому предлагается в течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении. (Задание невыполнено, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал круги неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.)

5. Подать руку, крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.


5 лет

1. Стояние в течение 10 секунд на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.)

2. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (С заданием не справился, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)

3. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 секунд менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)

4. Предложить оскалить зубы (широко улыбнуться). Следите за тем, чтобы не было лишних сопутствующих движений.


6 лет

1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. (Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитываются и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.)

2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель – квадратная доска 25×25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки – 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.

3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.

4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 секунд. После перерыва в 5-10 секунд предлагают взять катушку в правую руку.

Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.

5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.

3.8.4. Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

1. Сжать пальцы в кулак.

2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

3.8.5. Обследование действий с предметами

1. Выложить узор мозаики.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

4. Нанизывать на нитку бусинки.

5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).

Оценка:

1 балл – четкое выполнение всех заданий;

2 – выполнение не более 5 заданий из предложенных;

3 – выполнение одного-двух заданий из числа предложенных; плохая координация, неловкость движений.


При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляемости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.

3.9. Тест на распознавание пальцев

Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка.

Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете: 3-летний ребенок – правильно определяет большой палец; 5-летний – различает большой палец и мизинец; 6-летний – свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением, письмом.


Тестовые задания

Локти опираются на стол, ладони – свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая – тыльной стороной. Попросите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее.

Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указательным пальцем в максимально возможном темпе. Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз-два-три» попеременно указательным пальцем правой руки; «раз-два» и левой «три» с плавным переходом от одной руки к другой.


Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

Перебирая пальцами, крутите карандаш, бабину с нитками, гладкий брусок. Упражнение выполняется сначала всеми пальцами, затем тремя, двумя, меняя их.

Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.

Рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

Работа в определенном темпе, под счет; темп и инструкцию ребенок задает себе сам.

Для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации эффективны задания «дорисуй недостающие детали» (вначале к рисункам, затем к буквам).

3.10. Некоторые показатели психического и физического развития детей

Таблица 5

Закономерности довербального и раннего вербального развития

Таблица 6

Оценка этапов довербального и начального вербального развития


Таблица 7

Возрастные особенности развития общей моторики


Таблица 8

Оценка понимания речи


Таблица 9

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации


Таблица 10

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук


Таким образом, знание основных показателей психического и физического развития ребенка с учетом его возрастных особенностей поможет педагогам, медицинским работникам и родителям своевременно заметить задержку (отклонения) и организовать коррекционно-развивающую деятельность.

4. Диагностика нарушений речи

Изучение литературы, трактующей принципы диагностики и коррекции речевых нарушений, показало, что вопрос о принципах восстановительного обучения является чрезвычайно важным, поскольку он становится непосредственной научной основой коррекционно-образовательного процесса, что обеспечивает разработку конкретных методов и их применение в практике логопедического воздействия научным, а не эмпирическим путем.

Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эффективности диагностики и коррекции речевых нарушений, поэтому вопрос о принципах восстановительного обучения актуален как в стране, так и за рубежом.

Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка. Эта тема разработана в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и других исследователей. Выбор целей, направленности диагностики, коррекции, стратегия ее осуществления определяются рядом принципов. Одним из принципов является комплексный подход. Принцип системного изучения ребенка и системы коррекционных мероприятий является одним из важнейших подходов в методологии отечественной педагогики. Реализация этого принципа обеспечивает устранение причин и источников нарушений, а его успех базируется на результатах диагностического обследования.

Комплексный подход как один из основных педагогических принципов означает требование всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы.

Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия. Идея комплексного подхода в системе логопедической помощи детям с речевыми нарушениями акцентируется на диагностических аспектах этой помощи, что вполне согласуется с реальной практикой взаимодействия логопеда с представителями смежных дисциплин.

Основной формой сотрудничества логопеда с врачами и другими узкими специалистами становится получение от них информации, способствующей уточнению речевого диагноза. Осмысленный взаимообмен информацией способствует полноценному сотрудничеству специалистов.

Таким образом, логопедическое исследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребенка. Этот принцип позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений и навыков, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребенка. Необходимо интегрированное обучение.

Реализация деятельностного принципа позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Коррекционная работа осуществляется в игровой, трудовой и интеллектуально-познавательной форме, поэтому важно продумать интеграцию логопедических заданий в повседневную деятельность ребенка.

Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С. Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Специфические закономерности стали основными ориентирами в дифференциальной диагностике и коррекции речевых нарушений. Принцип динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, но и выявление потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Концепция Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития» ребенка важна для речевой диагностики.

Из концепции вытекает сформулированный Л.С. Выготским принцип «сверху вниз», который ставит в центр внимания «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы считает создание зоны ближайшего развития личности в деятельности ребенка. Коррекция «сверху вниз» носит опережающий характер. Ее цель – активное формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.

При планировании стратегии коррекционно-образовательного процесса важно не ограничиваться сиюминутными нуждами и запросами. Необходимо учитывать перспективу речевого и личностного развития ребенка.

Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных.

Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке полученных данных, характерных для тестирования. Однако и принцип качественного анализа нуждается в дальнейшей разработке, поскольку его реализация сталкивается с теми же трудностями, что и осуществление принципа динамического изучения.

Из вышесказанного следует, что при диагностике необходимо использовать целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей.

Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи. Эти показатели определяются на основе перехода количества в качество. Качественная и количественная диагностики основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении задач, позволяют определить структуру дефекта, его этиологию, патогенез, сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Для разработки основ диагностики, в том числе и речевой, особо важное значение имели два положения, сформулированные Л.С. Выготским. Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев.

Вместе с тем Л.С. Выготский отметил и наличие специфических закономерностей аномального развития, что затрудняло взаимодействие ребенка с окружающими.

Принцип системного подхода получил достаточно глубокое развитие в исследованиях Л.С. Выготского, его учеников и последователей. Он является одним из основных в методологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом и осуществляется системный подход далеко не всегда.

Принципы условно можно разделить на психофизиологические, психологические и педагогические.

К психофизиологическим принципам относят: принцип квалификации дефекта; принцип опоры при обучении на сохранные анализаторы, который опирается на учение о функциональных системах, их пластичность; принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей; принцип опоры на разные уровни организации психических функций; принцип контроля, так как только поток обратной сигнализации обеспечивает своевременную коррекцию допускаемых в речи ошибок.

Психологические принципы включают: принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека; принцип опоры на предметную деятельность; принцип организации деятельности с опорой на программное обучение; принцип учета личности ребенка, его индивидуальности, что должно лежать в основе всего коррекционно-образовательного процесса.

К педагогическим принципам относят: принцип от простого к сложному; принцип учета объема и степени разнообразия материала – вербального и наглядно-иллюстративного (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала); принцип учета сложности вербального материала (фонетической, лексической, доступности, частотности); принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции).

Таким образом, основные принципы системы коррекционно-педагогической работы включают комплекс методик и предполагают раннее начало работы, поэтапное развитие речевых нарушений, а также творчество, систематичность, последовательность, активность и наглядность.

Все принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они широко используются в коррекционной работе, но обязательно с учетом компенсаторных возможностей и личностных особенностей детей, имеющих дизартрию; с учетом структуры дефекта, его этиологии, патогенеза.

Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой, способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей.


Методика проведения диагностики развития моторной сферы

Обследование произвольной мимической моторики.

Материал : зеркало.

Ход : тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. Проводятся в игровой форме.

Задания повторяются подряд 3 раза.


  1. Поднять брови («Удивление»).
2. Слегка сомкнуть веки.

3. Прищурить глаза ("Яркое солнце").

4. Плотно сомкнуть веки ("Стало темно").

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы, как для произнесения звука "о".

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы ("Забор").

10. Вытянуть губы, как для свиста.

Оценка результатов:

5 –

4 – чёткое выполнение 8 и более заданий, незначительное изменение точности движений;

3 – чёткое выполнение 6 – 7 заданий, частичное нечёткое выполнение, либо правильное выполнение после большего количества допустимых повторений;

^ 2 – чёткое выполнение 4 - 5 заданий, выраженные изменения точности движений, неловкость движений;

1 - невыполнение более 8 заданий, либо, ребёнок демонстрирует непонимание задания.

Плохая координация движений, гримасничанье, недифференцированная мими­ка.

^ Обследование общей произвольной моторики.

Материал : мяч диаметром 8 см, цель – квадратная доска 25 х 25 см на стене, на уровне груди обсле­дуемого, веревка, протяну­тая на высоте 20 см от пола, катушка с ниткой, перкуссионный молоток, стол.

Ход: тесты мотометрической шкалы Озерецкого - Гельнитца. Проводятся в игровой форме.

1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым уг­лом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.

2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Ребенок кидает мяч с "развернутого плеча" сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний пра­вой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой ру­ки задание не выполнено. Можно повторить задание.

3. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку. При прыжке необходимо сги­бать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть верев­ку, не задев ее. Задание считается невыполненным при ка­сании руками пола, падении.

4. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен взять катушку в левую руку, сматы­вать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15с. После перерыва (5-10 с) предла­гают взять катушку в правую руку. Задание считается не­выполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разно­временно (отмечается, для какой руки выполнение не уда­лось). Допускается повторение 2 раза.

5. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

^ Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

4 –

3 –

^ 2 –

1 -

Обследование тонких движений пальцев рук.

Ход: проводится в игровой форме.

1. Сжать пальцы в кулак;

2. Большой палец обеих рук отогнут и направлен в сторону. Согнуть четыре плотно прижатые друг к другу пальца на каждой руке до начала ладони – разогнуть, Повторить 2 – 3 раза.

3. Ладони раскрыты. Согнуть – разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2 – 3 раза.

4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке ("Пальчики прячутся");

5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой ("Пальчики здороваются"),

^ Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение объема, силы и точности движений;

3 – чёткое выполнение 3-х заданий, частичное нечёткое выполнение;

^ 2 – чёткое выполнение 2-х заданий, выраженные изменения силы, точности, объема движений;

1 - невыполнение 4-х и более заданий.

Обследование действий с предметами.

Материал : мозаика, пуговицы, карандаш, разлинованная тетрадь, нитка, бусинки, коробок со спичками.

Ход: проводится в игровой форме.

1. Выложить узор из мозаики;

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы;

3. Чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

4. Нанизывать на нитку бусинки;

5. Укладывать в коробок 5 спичек (правой и левой руками по - одной).

Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий;

^ 4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение объема, силы и точности движений;

3 – чёткое выполнение 3-х заданий, частичное нечёткое выполнение;

^ 2 – чёткое выполнение 2-х заданий, выраженные изменения силы, точности, объема движений;

1 - невыполнение 4-х и более заданий, плохая координация, неловкость движений.

^ Развитие чувства ритма

Ход: проводится в игровой форме. Детям предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:

1. "Андрей-воробей" I I III I II I II I II I I I II I I I

2. "Петушок" II I II I II I II I

3. "Мы идем с флажками" IIII I I IIII I I

4. "Журавель" IIIIII I IIII I I

5. "Зайчик" III * III * I * I * I

Оценка результатов:

5 – полноценное, четкое выполнение всех заданий, правильное воспроизведение ритма;

^ 4 – чёткое выполнение 4-х заданий, незначительное изменение темпа движений;

3 – невыполнение 2-х последних заданий, частичное нечёткое выполнение, либо правильное выполнение после большего количества допустимых повторений;

^ 2 – невыполнение 3-х – 4-х заданий, наличие патоло­гических и сопутствующих речи движений,

1 - неумение воспроизвести ритмический рисунок.

Оценка выполнения всех заданий, подсчёт общего количества баллов:

5 баллов - высокий уровень

4 балла - выше среднего

3 балла - средний уровень

2 балла - ниже среднего

1 балл - низкий уровень

По общему числу баллов определяется уровень моторного развития каждого ребенка:

от 30 до 28 - высокий

от 27 до 22 - выше среднего

от 21 до 16 - средний

от 15 до 10 - ниже среднего

от 9 и ниже – низкий уровень

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКЕ ПРОВОДИТСЯ ПО СХЕМЕ :

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ РУК И ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ ПОВТОРИТЬ: А) РУКИ ВПЕРЕД, ВВЕРХ, НА ПОЯС; Б) НУЖНО ПОВТОРИТЬ ЗА ПЕДАГОГОМ ДВИЖЕНИЯ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО ОДНОГО << ЗАПРЕТНОГО >> ДВИЖЕНИЯ. НАДО ОТМЕТИТЬ КАЧЕСТВО, ПРАВИЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ.
  2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДЕТЕЙ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ НАДО ИХ ПОВТОРИТЬ: А) НАДО СТОЯТЬ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, СТОПЫ НОГ ПОСТАВИТЬ НА ОДНОЙ ЛИНИИ ТАК, ЧТО БЫ НОСОК ОДНОЙ НОГИ УПИРАЛСЯ В ПЯТКУ ДРУГОЙ НОГИ, РУКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЕД. НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДАЕТСЯ ПЯТЬ СЕКУНД ПО ДВА РАЗА КАЖДОЙ НОГИ; Б) НАДО ВСТАТЬ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, ЗАТЕМ НА ЛЕВОЙ НОГЕ, РУКИ ПЕРЕД СОБОЙ. НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДАЕТСЯ ПЯТЬ СЕКУНД. ЗДЕСЬ ОТМЕЧАЕТСЯ СТАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ РЕБЕНКА: СВОБОДНО УДЕРЖИВАЕТ ПОЗЫ ИЛИ НАПРЯГАЕТСЯ РАСКАЧИВАЕТСЯ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ, БАЛАНСИРУЕТ РУКАМИ, ТУЛОВИЩЕМ, ГОЛОВОЙ, СХОДИТ С МЕСТА ИЛИ ДЕЛАЕТ РЫВОК В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ: КАСАЕТСЯ ЛИ ОН ПОЛА ДРУГОЙ НОГОЙ; ИНОГДА ПАДАЕТ, ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА ИЛИ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПРОБУ.
  3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ И ПРЕДЛАГАЕТ ПОВТОРЯТЬ: А) НАДО МАРШИРОВАТЬ, ЧЕРЕДУЯ ШАГ И ХЛОПОК ЛАДОНЯМИ. ХЛОПОК НАДО ПРОИЗВОДИТЬ В ПРОМЕЖУТКЕ МЕЖДУ ШАГАМИ; Б) ВЫПОЛНИТЬ ТРИ, ПЯТЬ ПРИСЕДАНИЙ, ПОЛА ПЯТКАМИ КАСАТЬСЯ НЕ НАДО, ВЫПОЛНЯТЬ ДВИЖЕНИЯ ТОЛЬКО НА НОСКАХ. ЛОГОПЕДОМ ОТМЕЧАЕТСЯ МАРШИРОВКА: ВЫПОЛНЯЕТСЯ С ПЕРВОГО РАЗА ИЛИ СО ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО РАЗА, НАПРЯГАЕТСЯ, ЧЕРЕДОВАНИЕ ШАГА И ХЛОПКОВ НЕ УДАЕТСЯ. ОТМЕЧАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИСЕДАНИЙ: ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫПОЛНЯЕТ; С НАПРЯЖЕНИЕМ, РАСКАЧИВАЕТСЯ, БАЛАНСИРУЕТ ТУЛОВИЩЕМ И РУКАМИ; СТАНОВИТСЯ НА ВСЮ СТУПНЮ.
  4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ И ПРЕДЛАГАЕТ ИМ МАРШИРОВАТЬ И ОСТАНОВИТЬСЯ ПО СИГНАЛУ ВНЕЗАПНО. ОТМЕЧАЕТСЯ ТОЧНОСТЬ И ПЛАВНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ ОБЕИХ НОГ И СООТВЕТСТВИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ СИГНАЛУ.
  5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ЛОГОПЕД ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЕ И ПРЕДЛАГАЕТ ПОВТОРИТЬ: А) ХОДЬБА ПО КРУГУ, В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ ЧЕРЕЗ КРУГ. НАЧАТЬ ХОДЬБУ ОТ ЦЕНТРА КРУГА НАПРАВО, ПРОЙТИ КРУГ, ВЕРНУТЬСЯ В ЦЕНТР СЛЕВА. ПРОЙТИ ПОМЕЩЕНИЕ ИЗ ПРАВОГО УГЛА ЧЕРЕЗ ЦЕНТР ПО ДИАГОНАЛИ, ОБОЙТИ ПОМЕЩЕНИЕ ВОКРУГ И ВЕРНУТЬСЯ В ПРАВЫЙ УГОЛ ПО ДИАГОНАЛИ ЧЕРЕЗ ЦЕНТР ИЗ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО УГЛА; ПОВЕРНУТЬСЯ НА МЕСТЕ ВОКРУГ СЕБЯ И ПОДСКОКАМИ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ПОМЕЩЕНИЮ, НАЧИНАЯ ДВИЖЕНИЯ СПРАВА; Б) ТОЖЕ ДВИЖЕНИЕ ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕВА; В) ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПОВТОРИТЬ ЭТИ ЖЕ ЗАДАНИЯ. ОТМЕЧАЮТСЯ ОШИБКИ В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ: НЕЗНАНИЕ СТОРОН ТЕЛА, ВЕДУЩЕЙ РУКИ И НЕУВЕРЕННОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ.

ПО ИТОГАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКЕ. ЗА ПРАВИЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ОДИН БАЛЛ.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:

  1. ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА
  2. ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА
  3. ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА
  4. ЗАДАНИЕ - 1 БАЛЛ
  5. ЗАДАНИЕ - 2 БАЛЛА

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (НИЗКИЙ, МЕНЕЕ ДВУХ БАЛЛОВ). РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ДВИЖЕНИЙ. НЕ ЗНАЕТ СТОРОН СВОЕГО ТЕЛА, ВЕДУЩЕЙ РУКИ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ОН ДОПУСКАЕТ ПОГРЕШНОСТИ. ДВИЖЕНИЯ ОТЛИЧАЮТСЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ ТОЧНОСТЬЮ, НЕСООТВЕТСТВИЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ СИГНАЛУ, НАРУШЕНИЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ.ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (СРЕДНИЙ ПЯТЬ,ЧЕТЫРЕ БАЛЛА). У РЕБЕНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ДИАГНОСТИРУЕТСЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫПОЛНЕНИИ ДВИЖЕНИЙ. ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ФИКСИРУЕТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ, ТРУДНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАДАННОГО ПОЛОЖЕНИЯ РУК, НОГ И СНИЖЕНИЕ ТОНУСА МУСКУЛАТУРЫ, НЕДОСТАТОЧНАЯ ИХ ТОЧНОСТЬ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ И СТАТИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ ДОПУСКАЕТ ПОГРЕШНОСТИ. НЕ ЗНАЕТ СТОРОН ТЕЛА, ВЕДУЩЕЙ РУКИ. ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ (СЕМЬ, ШЕСТЬ БАЛЛОВ). РЕБЕНОК ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАНИЯ ПРАВИЛЬНО, ОБЪЕМ ЕГО ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НО ОНИ У НЕГО НЕ ЛОВКИЕ, НЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ. ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СОГЛАСОВАННОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ХОРОШО МАРШИРУЕТ, ДОСТАТОЧНО ТОЧНО ВЫПОЛНЯЕТ ПРИСЕДАНИЯ. ЗНАЕТ СТОРОНЫ ТЕЛА, И ВЕДУЩУЮ РУКУ. ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ (ВЫСОКИЙ, ДЕВЯТЬ, ВОСЕМЬ БАЛЛОВ). ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ПРАВИЛЬНО. ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ, ЧЕТКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДРУГОЕ. СТОЯ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, СВОБОДНО УДЕРЖИВАЕТ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПОЗЫ ЛОГОПЕДОМ. ПЛАВНО И ТОЧНО ВЫПОЛНЯЕТ ПРИСЕДАНИЯ, ОТЧЕТЛИВО МАРШИРУЕТ. РЕБЕНОК ЗНАЕТ СТОРОНЫ ТЕЛА И ВЕДУЩУЮ РУКУ.

Учитель-логопед Копликова Н.Н.

Для углубленного обследования моторики и речи мною были подобраны методики авторов, которые дают более точные результаты.

Немаловажным моментом в проведении обследования является знание той нормы, тех средних показателей, которым должно соответствовать развитие исследуемой функции в тот или иной возрастной период. Также требования к уровню развития двигательных умений у детей школьного возраста определены, в частности, в методическом пособии Гаркуши Ю.Ф. «Педагогическое обследование детей». Автор отмечает особую значимость педагогического обследования детей с нарушениями речи, так как на основе данных такого обследования можно разработать систему коррекционной работы.

Для обследования моторики и речи был составлен план практической части:

1.Обследование общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца.

2. Обследование мелкой моторики (Г.А. Волкова, Н.В. Нищева).

3.Обследование произвольной мимической моторики (Л.А. Квинт, Г. Гельнитц).

4.Обследование моторики артикуляционного аппарата (Г.В. Бабина).

5.Обследование чувства ритма (Н.В. Микляева).

6.Обследование речи (Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, А.Р. Лурия).

К каждому пункту обследования подобраны различные задания в соответствии с возрастом ребенка, а так же психического, физического и речевого развития, которые были взяты из диагностических методик у различных авторов. Так же, нами была разработана бальная система для подсчета результатов обследования и разработаны уровни: высокий, средний, низкий, очень низкий. Все результаты заносились в протоколы, которые были оформлены в виде таблиц.

И так, для обследования общей моторики была использована мотометрическая шкала Озерецкого-Гельнитца . В своей практической работе были использованы восемь заданий:

1 задание . Стояние в течение 10 сек. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами.

Инструкция: испытуемый поднимается на пальцы ног, становится на цыпочки, руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты.

Оценка результатов ; 1 балл - задание ребенок выполнил.

0 баллов - задание ребенок не выполнил. Тест считается невыполненным, если испытуемый: сошел с первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу.

Шатание, балансирование при поднимании и опускании на пальцах ног, за минус не принимаются, но оговариваются в протоколе. При неудаче допускается повторение теста, но не более трех раз.

2 задание . Прыгание с открытыми глазами попеременно, правой и левой ногах на расстояние в 5 м.

Инструкция : ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном

суставе, руки на бедрах. По звуковому сигналу начинает прыгать и, допрыгав

до заранее указанного места, опускает ногу; после перерыва в 30 сек. прыгает

на другой ноге.

Оценка результатов:

1 балл - тест считается выполненным, если задание выполнено для обеих конечностей

0,5 баллов - при выполнении задания для одной ноги, в протоколе указывается для какой ноги выполнено задание.

0 баллов - тест считается невыполненным, если испытуемый больше чем на 50см отклоняется от прямой линии, коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками.

При неудаче допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги. Скорость не учитывается.

3 задание . Стояние на одной ноге с открытыми главами в течение 10 сек. (попеременно на правой и на левой).

Инструкци я: левая нога согнута под прямым углом в коленном

суставе; левое бедро - параллельно правому, слегка отведено, руки выгнуты, по швам. При спонтанном опускании приподнятой ноги следует предложить ребенку немедленно выровнять ногу до прямого угла. После 30 сек. перерыва то же испытание проделывается на другой ноге.

1 балл - ставится за выполнение задания на обеих конечностях;

0,5 баллов - при неустойчивости на одной ноге и в протоколе

отмечается, какая нога более устойчива.

0 баллов - тест считается невыполненным, если испытуемый после трехкратного напоминания все же опустил приподнятую ногу; тест также считается невыполненным, если испытуемый, хотя бы раз коснулся земли, подогнутой ногой, сошел с места, подпрыгивал, приподнимался на пальцах ноги, балансировал. Допускается повторение теста, но не более двух раз для каждой ноги.

4 задание Бросание в цель ручного мяча диаметром 8 см.

Инструкция : на высоте груди испытуемого на стену прикрепляется доска-цель размером 25x25 см. Мяч бросается с расстояния 1,5 м. Из 5-ти бросков каждой рукой должно быть три попадание правой, два попадания левой рукой. Мяч желательно не бросать снизу. Решающим, однако, являются попадания. Повторные попытки не разрешаются.

Оценка результатов

5 баллов – попал в цель и правой и левой рукой нужное количество раз.

4-3 балла - попал и левой и правой рукой в цель, но допустил ошибки.

2-1 балл - допустил много ошибок, но при этом смог попасть в цель.

0 баллов - не попал в цель, с заданием не справился.

5 задание : Прыгание с места (разбег не допускается) через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола.

Инструкция : при прыжке необходимо сгибать обе ноги в коленных суставах и одновременно отделять их от земли (перепрыгивание, а не перешагивание).

Оценка результатов:

1 балл - из трех проб ребенок должен два раза перепрыгнуть, не задев веревки.

0 баллов - данное количество баллов ставится ребенку, если он отказался выполнять задание или упал, так же коснулся руками пола. В протоколе отмечается, стал ли ребенок на носки или на пятки.

6 задание Стояние в течение 15 сек. с закрытыми глазами.

Инструкция : руки вытянуты по швам, ноги поставлены так, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой; стопы должны быть расположены по прямой линии.

Оценка результатов :

1 балл - ребенок простоял 15 сек. с закрытыми глазами, с места не сходил и не балансировал.

0 баллов - с заданием не справился: сошел с места и балансировал. Допускается повторение теста.

7 задание . Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой руки (по очереди) кончика носа.

Инструкция : ребенку предлагают коснуться кончика носа сначала правой рукой, а затем левой.

Оценка результатов :

1 балл - быстро дотронулся кончика носа.

0 баллов - ставим, если испытуемый коснулся не кончика носа, а какого-нибудь другого места и только уже потом кончика носа.

Допускается повторение теста, но не более трех раз каждой рукой в отдельности. Из трех проб две должны быть положительными.

8 задание Испытуемому предлагается в течение 10 сек. Указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги, размер которых произволен, но должен быть одинаковым для обеих рук.

Инструкция : ребенок должен правой рукой нарисовать круги по направлению часовой стрелки, левой рукой в обратном направлении.

Оценка результатов :

1 балл - задание считается выполненным, ребенок правильно сделал вращения и правой и левой рукой.

0 баллов - задание считается невыполненным, если испытуемый вращал руки одновременно в одну сторону, описывал круги неправильной формы или описывал один круг меньше другого. При неудаче тест повторяется, но не более 3-х раз.

Общий подсчет баллов и уровней развития общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца представлен в таблице 2.

Общий подсчет баллов и уровней развития общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца

Таблица 2

Общий результат по развитию общей моторики по мотометрической шкале Озерецкого-Гельнитца

Высокий уровень - 10 - 12 баллов.

Средний уровень - 4-9 баллов.

Низкий уровень – 1 -3 баллов.

Очень низкий уровень - 0 баллов.

Задания для обследования мелкой моторики были взяты из диагностических методик у Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой. Обследование мелкой моторики разделено на три блока (10, с. 145):

Диагностика произвольной моторики пальцев рук;

Диагностика навыков работы с карандашом;

Диагностика навыка манипуляции с предметами.

К каждому блоку подобраны различные задания с учетом возраста, физического и психического развития ребенка. За каждое правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл, если с заданием ребенок не справился, то ставится 0 баллов. В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.

При подсчете результатов необходимо было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

1 блок: диагностика произвольной моторики пальцев рук.

Инструкция: детям были предложены следующие задания, которые выполнялись под счет:

1 .Пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз);

2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);

3. Сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь (5-6 раз);

4. Проба «кулак - ребро - ладонь» - данная проба выполняется и правой и левой рукой по очереди и вместе,

Общий подсчет результатов по 1 блоку:

Высокий уровень - 4 балла.

2 блок: диагностика навыков работы с карандашом.

Инструкция : детям были предложены цветные карандаши, лист бумаги и трафареты и были даны следующие задания:

1. Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию.

2. Обведи по трафарету.

3. Нарисуй человека.

Общий подсчет результатов по 2 блоку :

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень - 2 балла.

Низкий уровень - 1-0 баллов.

3 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами.

Инструкция: детям были предложены следующие игры:

1.«Пуговица» - детям необходимо быстро расстегнуть и застегнуть пуговицы.

2.«Шнурок» - детям необходимо быстро завязать и развязать шнурки.

3.«Мозаика» - детям необходимо выложить предложенный логопедом узор.

4. «Бусы» - быстро нанизать на веревку бусы

Общий подсчет результатов по 3 блоку:

Высокий уровень - 4 балла.

Средний уровень - 3-2 балла.

Низкий уровень -1-0 баллов.

Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой представлен в таблице 3.

Общий подсчет баллов и уровней развития мелкой моторики по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой.

Таблица 3

Общий результат по развитию мелкой моторики по методикам

Г. А. Волковой и Н.В. Нищевой

Высокий уровень - 9 -11 баллов.

Средний уровень -4-8 баллов.

Низкий уровень - 0-3 балла.

З.Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования используются тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована применительно к разным возрастам.

Инструкция : детям были предложены следующие задания:

1. Поднять брови ("Удивление"),

2. Слегка сомкнуть веки,

3.Прищурить глаза ("Яркое солнце").

4. Плотно сомкнуть веки ("Стало темно").

5. Сжать губы.

6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

7. Вытянуть губы, как для произнесения звука "о".

8. Надуть щеки.

9. Оскалить зубы ("Забор)

10.Вытянуть губы, как для свиста.

Задания повторяются подряд 3 раза. Обследование проводится в игровой форме. Так же дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

Оценка результатов:

Оценка производится по трехбалльной системе. По замыслу авторов методики она должна отражать выраженность нарушения функции, поэтому полноценное, четкое выполнение оценивается 3 балла; частичное, нечеткое выполнение - 2 баллами; невыполнение заданий -1 балл.

Общий результат обследования произвольной мимической моторики по тестам Л.А. Квинта и Г. Гельнитца.

Высокий уровень - 25-30 баллов.

Средний уровень -11-24 балла.

Низкий уровень -0-10 баллов.

4.0бследование моторики артикуляционного аппарата (методика Г.В. Бабиной)

Обследование моторики артикуляционного аппарата проводилось по методике Г.В. Бабиной. Оно было разделено на 4 раздела:

1 раздел , Исследование двигательной функции губ.

Инструкция : детям предлагаются задания, которые они должны выполнить быстро, четко и под счет.

1. сомкнуть губы;

2. округлить губы, как при произнесении звука «о», удержать под счет до 10;

3. вытянуть губы в трубочку как при произнесении звука «у», удержать под счет до 10;

4. вытянуть губы, сомкнуть их "хоботок", удержать под счет до 10;

5. растянуть губы в улыбке (зубов не видно), удержать под счет до 5;

6. максимально растянуть губы в улыбке (зубы обнажены), удержать под счет до 10;

7. поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;

8. опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;

9. многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).

Оценка результатов по 1 разделу:

Подсчет результатов производится таким образом: за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции губ.

Средний уровень - 4-7 баллов.

Низкий уровень - 3-0 баллов,

2 раздел . Исследование двигательной функции челюсти.

Инструкция: детям необходимо выполнить следующие задания:

1. широко раскрыть рот, как при произнесении звука "а", и закрыть;

2. сделать движение нижней челюстью вправо;

3. сделать движение нижней челюстью влево;

4. сделать движение нижней челюстью вперед,

Оценка результатов по 2 разделу :

Подсчет результатов

Высокий уровень - 4 балла.

Средний уровень - 2-3 балла.

Низкий уровень - 1-0 баллов,

3 раздел . Исследование двигательных функций языка.

Инструкция : ребенка просят найти свой язычок, показать его логопеду и выполнить все предложенные задания быстро и четко:

1. положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;

2. положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;

3. переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;

4. высунуть язык («лопаточкой, иголочкой»);

5. кончик языка по очереди приближать к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при средне открытом рте;

6. поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам:

7, оттопырить правую, затем левую щеку языком;

8. закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;

9. выполнить движение языком вперед-назад.

Оценка результатов по 3 разделу:

Подсчет результатов производится таким образом: за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 7-4 балла.

Низкий уровень - 3-0 баллов.

4 раздел . Исследование двигательной функции мягкого неба.

Инструкция : детям необходимо открыть широко рот и выполнить предложенные задания:

1. широко открыть рот и четко произнести звук "а" (на твердой атаке);

2. провести шпателем или зондом по мягкому небу,

3. при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Оценка результатов по 4 разделу:

Подсчет результатов производится таким образом: за каждое правильно выполненное задание ребенок получает 1 балл, если задание не выполнено ребенок получает 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывается общий результат и выводится уровень развития двигательной функции челюсти.

Высокий уровень - 3 балла.

Средний уровень -2-1 балла.

Низкий уровень - 0 баллов.

Общий результат обследования моторики артикуляционного

Аппарата по методике Г.В. Бабиной

Высокий уровень - 20-25 баллов.

Средний уровень - 10-19 баллов.

Низкий уровень - 0-9 баллов.

5.0бследование ритмических способностей ребенка

(методика Н.В, Микляевой)

Исследование уровня развития ритмической способности включает в себя несколько компонентов.

1. Оценка ритмов

Инструкция : исследователь стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке»:

Одиночные «пачки» (// или ///);

Серии «пачек» (// // // или /// /// ///).

2 Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Инструкция: сначала дается оценка простым ритмам:

  1. // // //;
  2. /// /// ///;
  3. // // //.

Затем - акцентированным:

  1. // /// // /// //;
  2. /// // /// // ///

3. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции

Инструкция: ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой

инструкции:

Стучать «по 2 раза»;

Стучать «по 3 раза»;

Стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».

4. Воспроизведение ритмов по графической модели

Инструкция : ребенку предлагается постучать так, как нарисовано:

/ / /

// // //;

Ритм повтора (карточки одинаковые)

Ритм чередования (чередуются карточки двух цветов)

/ ////// / ///////

/ / / //

// // // //;

Ритм противопоставления (чередуются карточки двух цветов и

размеров).

/ // / //

// / // /

// / // /.

/ // / //.

Для оценки степени выраженности показателей можно использовать следующую шкалу:

1 балл ребенок получает, если выполнил правильно задание, четко простучал, быстро переключился с одного задания на другое.

0 баллов ребенок получает, если он не может справиться самостоятельно с заданием, допускает при выполнении задания ошибку.

Общий результат обследования ритмических способностей ребенка по методике Н. B. Микляевой

Высокий уровень - 18-20 баллов.

Средний уровень -9-17 баллов.

Низкий уровень - 0-8 баллов.

6. Обследование речи

В методике использованы речевые пробы, предложенные Лалаевой Р.И., Мальцевой Ё.В, Лурия A.Р. Эта методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:

Диагностики;

Уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени

выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого

профиля);

Построения системы индивидуальной коррекционной работы;

Комплектования групп на основе общности структуры нарушений

речи;

Отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки

эффективности коррекционного воздействия.

Структура методики

Экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи:

1. Проверка фонематического восприятия - 5 баллов;

2. Исследование состояния артикуляционной моторики – 5 баллов;

3. Звукопроизношение-15 баллов;

4. Проверка сформированности звукослоговой структуры слова -5

Баллов;

За всю серию наивысшая оценка - 30 балов.

Серия II - Исследование грамматического строя речи:

Пять видов заданий. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание использовать целиком. Максимальное число баллов - 30.

Серия III - Исследование словаря и навыков словообразования:

Название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Максимальное число - баллов-30.

Серия IV - Исследование связной речи:

Рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число - баллов - 30.

Экспресс-методика включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 % можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

VI уровень - 100-80% - высокий уровень;

Ш уровень - 79,9-65% - средний уровень;

П уровень - 64,9-45% - низкий уровень;

I уровень - 44,95% и ниже - очень низкий уровень.

Итак: высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль : фонематическое восприятие; артикуляционная моторика; звукопроизношение; звукослоговая структура слова; грамматический строй речи; словообразование; связная речь.

Таким образом, на основе данных такого обследования можно разработать точную систему коррекционной работы с ребенком.


ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

В связи с тем, что в состоянии моторики установлен ряд отклонений, мы сочли необходимым описать способы и приемы ее обследования у детей дошкольного возраста. Обследование необходимо для установления характера нарушений произволь­ной моторики, а также выявления степени задержки или отста­вания в моторном развитии. Эти данные служат дополнитель­ным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства дифференци­ального коррекционного воздействия в процессе занятий и вы­брать способы индивидуальной работы. Обследование проводится в три этапа и отражает динамику состояния моторной сферы: в начале, середине и в конце коррекционных занятий.

По анамнестическим данным уточняются речевое разви­тие ребенка от рождения до трех лет, особенности развития моторных функций, характер манипулятивной и игровой де­ятельности, наличие навыков самообслуживания (в соотно­шении с возрастными нормами).

Обследование состояния произвольной моторики включа­ет следующие моменты:


  • обследование произвольной мимической моторики (ка­чество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

  • обследование речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);

  • состояние отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одно­временность, отчетливость движений;

  • обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности дей­ствий с предметами).
Обследование произвольной мимической моторики

Для обследования детей от 4 до 6 лет нами были использо­ваны тесты JI. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (мето­дика адаптирована применительно к разным возрастам):


  1. Поднять брови («Удивление»).

  2. Слегка сомкнуть веки.

  3. Прищурить глаза («Яркое солнце»),

  4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).

  5. Сжать губы.

  6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте.

  7. Вытянуть губы как для произнесения звука «о».

  8. Надуть щеки.

  9. Оскалить зубы («Заборчик»),

  10. Вытянуть губы, как для свиста.
Задания повторяются подряд 3 раза. Желательно прово­дить обследование в игровой форме.

Оценка производится по трехбалльной системе. Полноцен­ное, четкое выполнение оценивается 1 баллом; частичное, не­достаточно четкое - 2 баллами; невыполнение более 7 зада­ний - 3 баллами.

Дается общая характеристика мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, отсутствие мимики - амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).

Обследование речевой моторики


    1. Открывание и закрывание рта.

    2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть.
Имитация жевательных движений.

      1. Попеременное надувание щек.

      2. Втягивание щек.

      3. Оттягивание углов рта как для произнесения звука «и», затем губы сделать круглыми - «о»; вытянуть губы - «у».

      4. Высовывание «широкого» и «узкого» языка, удержание заданной позы на счет до пяти.

      5. Покусывание кончика языка.

      6. Касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»).

      7. Упор кончика языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»).

      8. Присасывание спинки языка к небу, пощелкивание («Поцока ем», «Поехали на лошадке»),

      9. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу сверху вниз («Вкусное варенье»).

      10. Произнесение гласных звуков на твердой и мягкой атаке. Задания преподносятся в игровой форме, каждое движение повторяется 3 раза.
Оцениваются сила речевых движений (слабые, сильные), точность (неточные, точные), объем (неполный, полный) и переключаемость (медленная, быстрая). Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования арти­куляционного уклада, длительность удержания позы.

Оценка: 1 балл - четкое выполнение движений; 2 балла - незначительные изменения объема, силы и точности дви­жений; 3 балла - отсутствие удержания поз; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиация языка.

Обследование общей произвольной моторики

С этой целью используются тесты мотометрической шка­лы Озерецкого-Гельнитца. Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.


        1. года

          1. Стояние в течение 15 с с закрытыми глазами; руки вы­тянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы но­сок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, баланси­рование при выведении балльной оценки учитывается как минус).

          2. Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указа­тельным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок кос­нется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сна­чала коснется другого места, а потом кончика носа. Допуска­ется повторение задания 3 раза для каждой руки. Положи­тельная оценка выставляется при двукратном правильном выполнении задания.)

          3. Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не­выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки] в тече­ние 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается повторение.

          4. Обследуемому предлагается в течение 10 с указатель­ными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Пра­вой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой - в обратном направлении. (Задание считается невы­полненным, если ребенок вращал руками в одноименную сто­рону, описывал крути неправильной формы или неодинако­вого размера. Задание может повторяться не более 3 раз.)

          5. Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала пра­вой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

        2. лет
1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, нош плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невы­полненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначаль­ной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шата­ние, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускает­ся повторение до 3 раз.)

  1. Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее ука­занного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если об­следуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает ру­ками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги.)

  2. Справа и слева по бокам спичечной коробки (на рассто­янии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вер­тикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обсле­дуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук од­новременно брать с каждой стороны по спичке и одновре­менно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается не­выполненным, если ребенок производит движения разно­временно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)

  3. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движе­ний.
6 лет

    1. Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попере­менно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил при­поднятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с мес­та. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, баланси­рование, подпрыгивание.

    2. Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель - квад­ратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемо­го. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого пле­ча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2
раза попадут в цель (девочки - 2 раза из 4 метаний). В про­токоле указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.

    1. Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протя­нутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сги­бать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании ру­ками пола, падении.

    2. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматы­вать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15 с. После перерыва в 5-10 с предла­гают взять катушку в правую руку. Задание считается невы­полненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (от­мечается, для какой руки выполнение не удалось). Допуска­ется повторение 2 раза.

    3. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный мо­лоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.
Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:


      1. Сжать пальцы в кулак.

      2. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).

      3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Паль­чики здороваются»).
1.8.5. Обследование действий с предметами

        1. Выложить узор мозаики.

        2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

        3. Вычертить карандашом вертикальные палочки в разли­нованной тетради.

        4. Нанизывать на нитку бусинки.

        5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек (палочек).
Оценка: 1 балл - четкое выполнение всех заданий; 2 - выполнение не более 5 заданий из предложенных; 3 - вы­полнение одного-двух заданий из числа предложенных; пло­хая координация, неловкость движений.

При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических или сопутствующих речи движений, состояние мышечного тонуса, признаки утомляе­мости, темп движений, упражняемость в моторных навыках.


ТЕСТ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка.

Сядьте за стол напротив ребенка, попросите его протя­нуть руку, закройте ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.

3-летний ребенок - правильно определяет большой палец.


  1. летний ребенок - различает большой палец и мизинец.

  2. летний - свободно различает большой палец, мизинец и указательный.
Различение среднего и безымянного пальцев представля­ет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распозна­вать пальцы - прогностический признак будущих трудно­стей с чтением, письмом.

Тестовые задания

Локти опираются на стол, ладони - свободно в воздухе, одна рука вверх ладонью, а другая - тыльной стороной. По­просите ребенка одновременно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую вниз, причем делать это как можно быстрее. Положить перед собой кисть ведущей руки. Задание заключается в непрерывном постукивании указатель­ным пальцем в максимально возможном темпе.

Задание состоит в отстукивании ритма «раз-два-три», «раз-два-три» попеременно указательным пальцем правой руки; «раз-два» и левой «три» с плавным переходом от одной руки к другой.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОГО ПРАКСИСА ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Перебирая пальцами, крутите карандаш, бобину с нитка­ми, гладкий брусок. Упражнение выполняется сначала всеми пальцами, затем тремя, двумя, меняя их.

Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.

Рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломас­теры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

Хорошо научить работать в определенном темпе, под счет, но темп и инструкцию ребенок должен задавать себе сам.

Для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координации эффективны задания «дори­суй недостающие детали» (вначале к рисункам, затем к буквам).

Статьи по теме: