Лошадь наполеона. Конь наполеона визирь - evakroterion — livejournal

На вопрос как звали коня наполеона заданный автором Машулька =) лучший ответ это Моренго.
Их было почти шесть тысяч – лошадей, служивших Наполеону в течение его жизни: возивших его самого, его ближайших слуг, его кареты и повозки. Одновременно в распоряжении императора находилось по 100–130 верховых лошадей для него и постоянно сопровождавших его людей: десять бригад, в каждой из которых по два боевых коня и походный иноходец собственного седла Его Величества, плюс лошади главного шталмейстера, шталмейстера, пажа, хирурга, курьера, мамелюка* Али, три лошади для конюхов и одна – для проводника из местного населения. Кроме того, с Наполеоном обычно путешествовали около тридцати карет и повозок, включая повозки для продуктов и кухонных принадлежностей, бухгалтерии и канцелярии и целых три экипажа-кузницы. В каждый из экипажей впрягалось четыре или шесть лошадей, и еще двенадцать всегда держались наготове на смену каждой упряжке. Даже при поверхностном подсчете получается, что в каждом походе «под рукой» у императора был табун из не менее чем полтысячи лошадей – то есть примерно состав современного «среднестатистического» конного завода.
Одна из самых знаменитых лошадей Наполеона – светло-серый (по словам приближенных, «по цвету похожий на сюртук Наполеона») араб Маренго. Этот жеребец принимал участие в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В сражении при Ватерлоо император ездил на нем с семи до десяти часов вечера. Потом раненного в ногу коня оставили на ферме Кайю. Маренго был захвачен английским офицером Ангерстейном из свиты герцога Веллингтона и в качестве ценного трофея увезен в Англию, где жил при замке Глиссенбург. Пал он в 1832 году в возрасте почти тридцати восьми (!) лет.
…Скелет любимого жеребца Наполеона Маренго выставлен в Лондонском национальном музее армии, чучело Визиря, сопровождавшего императора в битве при Эйлау и в походе в Россию, хранится в музее Великой армии в Париже, а клички многих других лошадей Бонапарта известны благодаря скрупулезным записям его шталмейстеров и биографов.

Арабский жеребец высотой 1.45 см, получивший свою кличку после битвы 1800 года, в которой отличился особой храбростью. Маренго был привезен из Египта шестилетним жеребцом в 1799 году после битвы при Абукире. Скорее всего, он родился на знаменитой племенной ферме Эль Назери. По словам современников, Маренго обладал удивительными способностями: он был резвым, послушным, не боялся грохота орудий и слыл таким же храбрецом, как и его хозяин, который часто появлялся во время сражения то тут, то там, чтобы поддержать боевой дух солдат. За время военной службы Маренго ранили восемь раз, вместе со своим хозяином он участвовал в таких знаменитых сражениях, как битвы при Аустерлице (1805), при Йене (1806), при Ваграме (1815) и при Ватерлоо (1815). Маренго был одним из 52 коней, которые содержались в личной императорской конюшне во время неудачного похода на Россию (1812), он перенес тяжелое отступление французской армии.


Наполеон Бонапарт верхом на своих любимых лошадях.

В истории и памяти людей навсегда останется имя великого полководца, императора Франции Наполеона
Бонапарта. Его обычно изображают как волевого человека в двухугольной шляпе. А чтобы подчеркнуть
его величие – еще и на коне. За 14 лет правления Наполеона I он использовал около 130 лошадей,
во время битв более двадцати раз животные погибали под ним. О самых известных императорских
лошадях и пойдет дальше речь.


Раненый Наполеон в битве при Регенсбурге. Пьер Готеро. |


Бонапарт у египетских пирамид. Антуан Гро.

Император Франции Наполеон Бонапарт предпочитал не огромных породистых лошадей, как его офицеры,
а маленьких и проворных. И это не связано со слишком маленьким ростом Наполеона, что, как известно,
является историческим мифом. Скорее всего, он просто не был хорошим наездником.
Ведь ездить верхом Великий Корсиканец научился только в военном училище уже во Франции. Известно,
что современники пренебрежительно отзывались о верховых качествах императора, что он постоянно
падал с самых смирных животных. Лошадей для него выбирали небольших, смирных, таких, что выдержат
не шелохнувшись, удары хлыстом, барабанный бой, выстрелы и взрывы.




Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Жак-Луи Давид, 1801 год
.

Самый известный портрет Наполеона верхом на коне – знаменитая картина «Бонапарт на перевале Сен-Бернар»
Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David). Лошадь встает на дыбы на фоне горного ландшафта, а красный плащ
императора развивается, как грива у коня. Романтическая картина изображает Наполеона великим
военачальником, равного Ганнибалу и Кару Великому, чьи имена высечены на камне в нижней части полотна.


Маренго – самый знаменитый конь Наполеона Бонапарта. Ануан-Жан Гро.


Пожалуй, самая известная лошадь императора – арабский скакун Маренго. Невысокий (1,4 метра в холке)
жеребец светло-серого цвета был взят как трофей во время Египетского похода в 1799 году. Эту лошадь
назвали в честь битвы при Маренго, которую Бонапарт решительно выиграл. В дальнейшем, жеребец
участвовал в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В 1815 году в сражении
при Ватерлоо император был верхом на Маренго с семи утра до десяти часов вечера. Раненое животное
было оставлено на ферме, где его захватили англичане и увезли в качестве трофея к себе на острова.
Маренго пережил Великого Корсиканца, он пал в возрасте 38 лет, в 1832 году.




Скелет Маренго в музее Королевской военной академии в Сандхерсте.




Арабский жеребец Визирь. Картина Pierre Martinet




Наполеон I в 1814 году. Жан-Луи-Эрнест Месонье, 1862 год.


Отступление Наполеона из Москвы. Адольф Нортен, 1851 г.

До последних дней Наполеона во Франции его сопровождал арабский серый в гречку жеребец Визирь, дружеский
подарок от султана Османской империи. Он был с императором в битве при Прейсиш-Эйлау (1807) и в походе
на Россию 1812 года. Он же сопровождал Наполеона в ссылке на Эльбу и затем во время «Ста дней».


Императорский конь Визирь в Музее армии (Париж).


Императорское тавро на Визире.

Насколько это известно, Визирь - единственная из лошадей Наполеона, чучело которой сохранилась до
наших дней. Оно побывало в музее в Манчестере, в Лувре, а после войны 1870 года его переместили в
Музей армии в Париже. В доказательство того, что это именно Визирь, на бедре коня стоит
императорское клеймо: «N», увенчанное короной.



Портрет Наполеона на острове Святой Елены. Pichat Olivier.

Даже после смерти, Визирь остается самым близким животным императора. Музей, где он находится,
располагается в нескольких минутах ходьбы от величественной гробницы Наполеона в Доме инвалидов.

Источник - worldartdalia.blogspot.com

Не так давно появилась новость о том, что найдено копыто любимого коня Наполеона, которое считалось утраченным на протяжении более 2 веков. И это послужило поводом вспомнить биографию самого Маренго – коня, на котором Наполеон Бонапарт участвовал в битве при Аустерлице. Тем более что судьба коня не менее интересна, чем судьба его знаменитого владельца.

Наполеон Бонапарт впервые увидел Маренго после завершения египетской кампании, в 1799 г. И хотя в конюшне императора числилось не менее полусотни серых арабских жеребцов, считается, что именно Маренго был под седлом Наполеона в битвах при Маренго (1800 г.), Аустерлице (1805 г.), Ауэрштедте и Йене (1806 г.), а также Ваграме (1809 г.) В Россию Бонапарт также вторгся, восседая на спине Маренго.

Битва при Ватерлоо в 1815 г. стала последней совместной битвой Наполеона и Маренго. Конь был ранен и достался британцам, а затем был переправлен в Англию как трофей. Арабский жеребец долгое время выставлялся для обозрения общественности, а затем, когда интерес публики к любимому коню Наполеона угас, новым хозяином Маренго стал офицер Уильям Ангерштейн.

Любимый конь Наполеона Маренго

Маренго прожил долгую даже по современным лошадиным меркам жизнь и умер в 1831 г., пережив знаменитого владельца на 10 лет.

Когда конь умер, 2 передних копыта пошли на изготовление табакерок, одна из которых стала украшением Сент-Джеймсского дворца, а вторая более 2 веков считалась утраченной. Но недавно пропавшее копыто любимого коня Наполеона Маренго обнаружилось в кухонном шкафу дома, принадлежавшего потомкам Уильями Ангерштейна, в Сомерсете. Реликвию передали в собственность лондонского Музея кавалерии.

Скелет любимого коня Наполеона Маренго хранится по сей день в Национальном музее армии (Лондон).

На фото: скелет любимого коня Наполеона Маренго в Лондонском музее

В Париже, в Музее Инвалидов, началась довольно необычная реставрация. Два таксидермиста несколько недель подряд будут работать над чучелом боевого скакуна Наполеона Бонапарта.

За свою жизнь завоеватель Европы успел сменить не одну сотню коней, но в историю попали лишь несколько. Любимую лошадь Наполеона звали Маренго , скелет этого жеребца выставлен в Лондонском национальном музее армии. Визирь , второй конь Наполеона, удостоившийся места в музее, выставлен в доме Инвалидов.

Все знают Визиря, не зная его. Именно этого невысокого серого жеребца, под седлом у Наполеона, мы видим на большинстве картин Первой империи. Визирь стал единственным из императорских скакунов, превращенным в чучело. С тех пор смена владельцев, стран и разрушительное действие времени привели его в жалкое состояние. Недавно начались реставрационные работы, которые вернут Визирю былое великолепие.

Этого арабского жеребца подарил султан Османской империи Селим третий в 1802 году, когда Наполеон был всего лишь первым консулом. После пятилетней выездки невысокий конь, рост которого в холке составлял лишь 1,35 м, был помечен тавром с украшенной короной буквой «N» и стал одной из любимых лошадей Наполеона.

Визирь пробыл на службе императора в течение всех его лет правления, он сопровождал его во время битвы при Иене против Пруссии и в битве при Эйлау против русских. Верный конь отправился с Наполеоном в первую ссылку на остров Эльба в 1814 году.

Историки расходятся в версиях о дальнейшей судьбе Визиря. Некоторые говорят, что скакун оставался с Наполеоном на Эльбе до самой смерти хозяина, другие - что Визирь попал в чужие руки и благополучно жил во Франции до очень преклонного для лошади возраста 33 лет. После смерти Визиря в 1826 году его немедленно превратили в чучело, история которого не менее занимательна, чем его боевые подвиги.

Инициатором такой мумификации стал Леон де Шанлер , в свое время служивший в императорских конюшнях. Будучи поклонником Наполеона, да еще и писателем, Леон де Шанлер издал в эпоху Реставрации книгу под названием «История лошади Наполеона», просто взбесившую Карла Х.

Опасаясь, что гонения на бывшего императора распространятся и на его лошадь, Месье Шанлер продает чучело англичанину Уильяму Кларку, который, в свою очередь, контрабандой и с большими приключениями перевозит Визиря в Англию в 1839 году. Там чучело выставляется для всеобщего обозрения в Музее естественной истории Манчестера. Вернуть Визиря домой во Францию удалось только при Наполеоне Втором. В течение тридцати лет чучело хранилось в подвале Лувра, прежде чем в 1905 г. поступило в собрание музея Армии в Доме Инвалидов.

Реставратор Джак Тини работает над чучелом Визиря (AFP)

Именно здесь, в нескольких шагах от могилы, где покоится его знаменитый хозяин, Визирь стоит уже более века. Но время сделало свою черную работу, и чучело стало буквально разваливаться на части. Теперь им займутся реставраторы Ивелин Юге и Джек Тини, специализирующиеся на таксидермии.

Визиря обеспылят, подвергнут регидратации, заново окрасят, а затем поместят в новую климатизированную витрину, которая защитит Визиря от высыхания. Такая долгая и тщательная работа стала возможной благодаря щедрости интернет-пользователей: в мае 2016 года Музей Армии через свой интернет-сайт обратился за помощью. В акции по спасению коня Наполеона приняло участие более 270 человек, которые профинансировали проект стоимостью в 20 тысяч евро.

Наполеон предпочитал под седло арабских жеребцов.

Большинство его лошадей были серой масти.

Арабский жеребец высотой 1.45 см, получивший свою кличку после битвы 1800 года, в которой отличился особой храбростью. был привезен из Египта шестилетним жеребцом в 1799 году после битвы при Абукире. Скорее всего, он родился на знаменитой племенной ферме Эль Назери. По словам современников, обладал удивительными способностями: он был резвым, послушным, не боялся грохота орудий и слыл таким же храбрецом, как и его хозяин, который часто появлялся во время сражения то тут, то там, чтобы поддержать боевой дух солдат. За время военной службы ранили восемь раз, вместе со своим хозяином он участвовал в таких знаменитых сражениях, как битвы при Аустерлице (1805), при Йене (1806), при Ваграме (1815) и при Ватерлоо (1815). был одним из 52 коней, которые содержались в личной императорской конюшне во время неудачно го похода на Россию (1812), он перенес тяжелое отступление французской армии. Однажды он шарахнулся от зай ца на скользкой дороге, сбросив императора. Весть об этом снизила боевой дух армии и была воспринята как дурное предзнаменование последующих событий. После поражения армии Наполеона при Ватерлоо захватил и привез в Англию лорд Петре, где коня купил генерал гренадерского полка Дж.Дж. Ангерштайн. содержали в Варне рядом с городом Эли.Императорский конь умер в возрасте 38 лет. Его скелет без одного к опыта передали в Национальный армейский музей в Сандхерсте, а из недостающего копыта сделали табакерку, которую генерал Ангерштайн подарил офицерам своего полка.

Будущий император, сыгравший огромную роль в реформировании французской кавалерии, никогда специально не учился верхов ой езде. Лишь в 1784-1785 годах, во время обучения в Парижском военном училище, он взял несколько уроков вольтижировки у господина д"Оверня. Для серьезных тренировок у Наполеона никогда не было времени. В седле он держался скорее по интуиции, сегодня его посадку раскритиковали бы даже в самом обычном прокате. Современный английский историк Джилл Хэмильтон так описывает «фирменную» посадку Наполеона: он сильно сутулился, а его носки в стременах располагались ниже уровня пяток. По словам Эрнста-Отто Оделебена, цитируемого Хэмильтоном, «Наполеон сидел в седле подобно мяснику, во время движения галопом он болтался вперед, назад и в стороны в зависимости от скорости лошади».

Камердинер Бонапарта Констан Вери, известный как просто Констан, в течение пятнадцати лет повсюду следовавший за своим господином, вспоминал: «Император садился на лошадь очень неизящно, и я думаю, он никогда бы не чувствовал себя на ней в полной безопасности, если бы в е го распоряжение не доставляли только тех лошадей, которые были уже безупречно выезжены; но во избежание худшего принимались все меры предос торожности, и лошади, предназначенные для императора, должны были выдержать жестокое испытание, прежде чем добиться чести носить его на себе. Их тренировали выдерживать, не шелохнувшись, самые различные мучения: удары хлыстом по голове и ушам, барабанный бой и стрельбу из пистолетов, размахивание флагами перед глазами; к их ногам бросали тяжелые предметы, иногда даже овцу или свинью. От лошади требовалось, чтобы в момент самого быстрого галопа Наполеон смог бы на полном скаку неожиданно ее остановить. В распоряжении Его Величества были только выезженные до невероятного совершенства животные». Подготовкой лошадей для Наполеона занимался его первый конюх Антуан Жарден. По словам того же Констана, Антуан «справлялся со своими трудоемкими обя занностями с исключительным мастерством и ловкостью».

Четвероногая армия императора составляла почти шесть тысяч - лошадей, служивших Наполеону в течение его жизни: возивших его самого, его ближайших слуг, его кареты и повозки. Одновременно в распоряжении императора находилось по 100-130 верховых лошадей для него и постоянно сопровождавших его людей: десять бригад, в каждой из которых по два боевых коня и походный иноходец собственного седла Его Величества, плюс лошади главного шталмейстера, шталмейстера, пажа, хирурга, курьера, мамелюка* Али, три лошади для конюхов и одна - для проводника из местного населения. Кроме того, с Наполеоном обычно путешествовали около тридцати карет и повозок, включая повозки для продуктов и кухонных принадлежностей, бухгалтерии и канцелярии и целых три экипажа-кузницы. В каждый из экипажей впрягалось четыре или шесть лошадей, и еще двенадцать всегда держались наготове на смену каждой упряжке. Даже при поверхностном подсчете получается, что в каждом походе «под рукой» у императора был табун из не менее чем полтысячи лошадей - то есть примерно состав современного «среднестатистического» конного завода.

Статьи по теме: