Лфк при бронхиальной астме таблица. ЛФК при бронхиальной астме: комплекс упражнений

ЛФК при бронхиальной астме – это один из эффективных способов реабилитации и укрепления легочной деятельности, а также стимулирования жизненных функций пациента для улучшения его общего состояния.

Лечебная гимнастика полезна больным всех возрастных категорий и с любой формой астмы. Упражнения помогают улучшить вентиляцию и обращение крови в легких, газообмен, дренаж бронхов.

ЛФК при данном заболевании обеспечивает укрепление организма, восстановление нервно-эмоциональной устойчивости, снятие бронхоспазмов и нормализацию дыхания.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме стремится улучшить:

  • работу мышц, принимающих участие в дыхании;
  • подвижность в районе грудной клетки;
  • физиологию дыхания;
  • дренаж бронхов на фоне интенсивного выделения слизи;
  • физическое состояние организма, выносливость;
  • качество жизни больного и его эмоциональное состояние.

Механизм работы ЛФК

Наклоны туловища вперед выполняются 5-6 раз

Умеренные нагрузки помогают нормализовать кровообращение, снабжение кислородом организма. Это очень важно, поскольку астма приводит к кислородному голоданию внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы.

Комплекс упражнений нормализует висцерально-моторные рефлексы, что дает возможность снизить частоту дыхания, укрепляет дыхательные мышцы для контроля и предотвращения приступов. Звуковая гимнастика – это профилактика эмфиземы легких, улучшение обмена веществ, выброс адреналина.

Особый упор делается на укрепление мышц брюшной полости, развитие диафрагмального дыхания со специфическим удлиненным выдохом. Индивидуальный подбор упражнений позволяет учесть особенности течения заболевания, возраст и физическую форму пациента, а также степень тяжести болезни.

  • ИП — стоя. Наклоны туловища вперед, руки без напряжения свешиваются. Носовой вдох, выдох удлиненный (в два-три раза длиннее вдоха), через рот (УВ).
  • ИП – стоя, руки по швам. На вдохе подтягиваются кисти к подмышкам. При УВ руки тянутся сначала вверх, потом спускаются вниз без напряжения.
  • ИП – стоя, руки по швам. Глубокий вдох, затем на УВ подтягивается правое колено к груди с помощью рук. Возврат в ИП, и то же для другой ноги.
  • ИП – сидя, спина ровная, прислонена к спинке стула. Вдох, после которого на УВ делается боковой наклон, рука соскальзывает вниз. То же для другой стороны.

Каждое задание выполняется 5-6 повторов. Важно контролировать, чтобы выдох оставался удлиненным.

Упражнения в период обострения

Выполняя упражнения, ни в коем случае не переутомляйтесь

ЛФК во время обострения заболевания не должна содержать утомительных или содержащих долгую задержку дыхания заданий.

Количество укрепляющих упражнений и на дыхание должно быть равным.

  • ИП — полулежа на большой подушке под спиной. Медленный диафрагмальный носовой вдох, выдох ртом, втягивая диафрагму.
  • ИП – сидя, спина опирается на спинку стула. При вдохе руки сгибаются и поднимаются к плечам. На выдохе сводятся на груди.
  • ИП – сидя. При вдохе руки разводятся в стороны. На выдохе наклон вперед, руки опускаются к полу.

Все задания повторяются 5-6 раз, ни в коем случае не переутомляя больного.

При облегчении болезни постепенно добавляются упражнения для рук и ног. Необходимо контролировать состояние пациента, делать перерывы для отдыха.

Звуковая гимнастика

Разновидность дыхательной гимнастики, включающая в себя произнесение определенным образом гласных и согласных, показывает положительные результаты и не имеет противопоказаний. Суть гимнастики состоит в передаче вибрации голосовых связок бронхам и трахее, что приводит к расслаблению их мускулатуры.

  • Подготовительный этап. Вдох через нос, на выдохе (4-5 сек.) произносятся гласные – е, у, о, и.
  • Рабочий этап. Тем же образом произносятся согласные – с, з, р.
  • Заключительный этап. Согласные щ, ж, ш.
Звуковая гимнастика включает в себя произнесение определенным образом гласных и согласных

Первую неделю комплекс исполняется 1-2 раза в сутки до 5 минут. Затем продолжительность увеличивается вплоть до 30 минут (выдох до 30 сек.), однако более важной является регулярность, а не длительность занятий.

Эти упражнения при астме могут использоваться в качестве разминки перед основным комплексом, а также позволяют устранить спазм бронхов.

Стоит воздержаться от упражнений во время кашлевого приступа или одышки. Пациент не должен переутомляться.

Особенности дыхательной гимнастики у детей

В настоящее время разработано несколько детских комплексов, освоение которых не требует особой подготовки, однако назначать упражнения при бронхиальной астме должен специалист. Положительно зарекомендовала себя гимнастика Бутейко.

Ежедневный комплекс для детей не должен превышать 30 минут. Занятия необходимо проводить в максимально приближенной к игровой форме. Наиболее простыми считаются упражнения по задержке дыхания с последующим спокойным темпом и малой глубиной.

Аэробные упражнения

В период ремиссии, кроме дыхательных упражнений, следует проводить регулярные (3-4 раза в неделю) занятия на открытом пространстве. При этом следует соблюдать осторожность и избегать провоцирующих астму факторов (в том числе аллергенов).

Для увеличения нагрузки можно использовать небольшие отягощения, спортивные снаряды. Оптимальными считаются велосипед, бег трусцой, ходьба, водные виды спорта.

Если вдруг вы заболели бронхитом, и собираетесь ставить себе уколы, обязательно ознакомьтесь со статей .

Противопоказания к ЛФК

Основным фактором, препятствующим занятиям ЛФК, является астматический статус. Кроме того, при одышке свыше 25 вдохов в минуту или дыхательной недостаточности 3 стадии придется воздержаться от тренировок до нормализации состояния.

Однако при завершении периода обострения следует вновь начинать занятия с дыхательных упражнений, которые ускорят процесс выздоровления.

Резюме

Физическая культура является хорошим подспорьем при лечении различных болезней, укрепляя организм, развивая координацию. ЛФК при бронхиальной астме также играет очень большую роль в нормализации состояния пациента. Однако важно правильно подобрать персональный комплекс упражнений, изучать его под надзором специалиста.

Бронхиальная астма – это хроническая воспалительно-аллергическая болезнь, которая требует комплексного лечения. На сегодняшний день применяют не только и , но и физиотерапию, а также лечебную физкультуру.

Комплекс упражнений при бронхиальной астме не только помогает сократить количество рецидивов заболевания, но и улучшает общее самочувствие и состояние больных. Однако эффективен этот метод, только если делать гимнастику правильно и регулярно, поэтому каждый человек, страдающий данным заболеванием, должен владеть техникой выполнения упражнений.

Задачи ЛФК при астме

Лечебная физкультура при данном заболевании направлена, в основном, на то, чтоб улучшить общее состояние дыхательной системы, а также на уменьшение симптомов заболевания в течении приступа. Благодаря тренировкам улучшается кровообращение и лимфоотток в органах грудной клетки, стимулируется трофика (питание) легочной ткани, улучшается ее эластичность.

Также благодаря ЛФК восстанавливается нормальное соотношение торможения и возбуждения в коре головного мозга, вследствие чего улучшается физиологическая вегетативная регуляция органов дыхания. Это приводит к тому, что стрессы и физические нагрузки меньше воздействуют на систему дыхания и не вызывают спазм бронхов.

Помимо этого, лечебная физкультура является отличной профилактикой эмфиземы легких – благодаря тренировкам увеличивается дыхательный объем и улучшается способность к газообмену.

Тренеры по ЛФК обучают своих пациентов, как правильно нужно дышать во время приступа (особенно важна техника пролонгированного выдоха) – это позволяет значительно облегчить самочувствие пациента и уменьшить интенсивность одышки.

Тренировки помогают улучшить мобильность грудной клетки, развивают дыхательную мускулатуру и усиливают мукоцилиарный клиренс бронхов (эвакуацию слизи).

Поскольку физкультура при данном заболевании оказывает огромное количество положительных эффектов, ее рекомендуют не только пациентам, страдающим недугом, но и людям, которые курят или имеют предрасположенность к аллергическим или воспалительным болезням верхних дыхательных путей.

Как правильно выполнять гимнастику

Перед тем, как выполнять какие-либо упражнения, необходима консультация специалиста. Только врач сможет определить, когда, с какой интенсивностью и частотой можно тренироваться. Доктор, назначая лечебную физкультуру, должен учитывать множество факторов — возраст больного, стадию заболевания, наличие сопутствующих патологий, длительность течения болезни, общее состояние пациента и его физическую подготовку.

Вне зависимости от назначений врача, существуют общие правила, которых всегда нужно придерживаться, выполняя комплекс упражнений при бронхиальной астме:

  1. Тренировки желательно проводить на улице или после проветривания комнаты .
  2. Тренироваться можно только вне периода обострения , когда частота дыхания не превышает 20-25 раз в минуту.
  3. Если во время гимнастики самочувствие ухудшилось – нужно прекратить ЛФК .
  4. Лечебная физкультура дает более заметный результат в комбинации со спортивной ходьбой и плаваньем.
  5. Постепенно нужно увеличивать количество подходов и упражнений, но только после разрешения лечащего врача.

Соблюдая эти требования, нет риска навредить своему здоровью и ухудшить течение заболевания.

Как гимнастика действует на пациента: основные механизмы

В лечебную гимнастику входит не только физкультура, но и звуковые и дыхательные упражнения. Регулярное выполнение данного комплекса ведет к улучшению нервно-психического состояния пациента, а также помогает укрепить органы дыхания и кровообращения.

Физкультура содействует развитию мышц, причем не только межреберных, но и мышц спины, пресса, диафрагмы. Это позволяет нормализовать дыхательный процесс, а также увеличивает жизненную емкость легких.

Дыхательная гимнастика улучшает эластичность бронхов и легочной ткани и их кровообращение. Это, в свою очередь, ведет к снижению отека слизистой оболочки, расширению просвета мельчайших бронхиол, а также к быстрой эвакуации (выведению) слизи, которая секретируется железами. Все это помогает человеку облегчить обострения заболевания.

Звуковая дыхательная гимнастика также улучшает резистентность бронхов и альвеол, что позволяет поддерживать легкие в тонусе, препятствует частому возникновению приступов данного заболевания.

А в сочетании с медикаментозным лечением, ЛФК помогает облегчить состояние больного и перевести заболевание в стадию стойкой ремиссии.

Противопоказания к занятиям ЛФК при бронхиальной астме

Несмотря на высокую эффективность тренировок при бронхиальной астме, далеко не всем пациентам можно делать такую гимнастику.

Существует ряд состояний, при которых физическая активность противопоказана:

  • тяжелое состояние больного (обострение заболевания, сильная одышка);
  • угроза легочного кровотечения;
  • злокачественные опухоли;
  • лихорадка;
  • выраженный болевой синдром во время тренировок;
  • тяжелые патологии сердечно-сосудистой системы организма.

Выполнять гимнастику при бронхиальной астме необходимо, однако не стоит этого делать, если имеются явные противопоказания. Если вы проигнорируете эту рекомендацию – существует высокий риск ухудшить собственное состояние.

Помните, что если в течении проведения тренировок возникает дискомфорт или же боль, нужно немедленно сообщить об этом врачу.

Комплекс ЛФК при бронхиальной астме

  1. Нужно развернуться вполоборота и развести обе руки , развернув ладони кверху. Повторить 12-13 раз в каждую сторону поочередно.
  2. Упражнение проводится в позе сидя, необходимо выполнять наклоны в бок , при этом рука должна соскальзывать по ножке стула. Наклон должен сопровождаться длительным выдохом. В первоначальной позиции необходимо глубоко и медленно вдохнуть. Сделать 15 раз.
  3. Встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, руки зафиксировать на уровне пояса. Попытаться свести локти перед собой , максимально выдохнув. Выполнять по 20-26 раз.
  4. Опереться на спинку стула, далее надо медленно присесть , сделав долгий и неспешный выдох. Подняться, глубоко вдохнуть. Выполнять по 8-10 раз.
  5. Положение такое же. Делать наклоны корпуса вперед , выдыхая. Вдохнуть, возвратиться в первоначальную позу. Повторить 25 раз.
  6. В положении лежа, необходимо поднять ногу , одновременно выдыхая. Задержаться в этом положении на 5-10 секунд, опустить ногу, вдохнуть. Повторить по 5-10 раз поочередно левой и правой конечностью.
  7. Стоять прямо, с ровной спиной. Ходьба на месте в течение 2-3 мин. Можно делать до 8 подходов за тренировку.

Дополнительные упражнения при астме

Если организм положительно реагирует на выполнение основного комплекса упражнений, состояние не ухудшается, то через 2-3 недели можно добавить другие нагрузки. К ним относятся:

  1. Встать лицом к гимнастической стенке, руки положить на перекладину, которая находится на уровне груди. Сделать глубокий вдох, максимально напрячь мышцы рук , выдохнуть. Делать по 5-7 раз.
  2. Взять в руку мяч, делать бросок от плеча (на выдохе). Попеременно повторять на левую и правую руку (по 6-10 раз).
  3. Взять мяч в руки, поднятые над головой. Резко бросить мяч книзу , выдохнуть и расслабить руки. Выполнять 10-13 раз.
  4. В позе сидя, руки разогнуты в локтевых суставах, располагаются в горизонтальном положении, предельно разведены. Ноги согнуты в коленях, расставлены. Сделать глубокий вдох, повернуться вбок , выдыхая. Задержаться в таком положении на 5 секунд. Делать нужно поочередно влево и вправо, по 10-14 раз в каждую сторону.
  5. В позиции стоя, руки разогнуты и разведены по сторонам. Вдох сопровождается поднятием одной ноги , на выдохе ногу нужно расслабить и опустить. Повторять поочередно для каждой ноги, по 7-10 раз.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме

Дыхательную гимнастику можно распределить на 2 стадии — одну часть упражнений выполнить в начале тренировки, а вторую в конце. Наиболее эффективные методики дыхательной гимнастики:

  1. На протяжении 1 минуты глубоко дышать , при этом частота дыхания должна становиться все меньше.
  2. Ладони двух рук нужно сжать в кулак , а потом поднести к плечу, в то же время выдохнув.
  3. Ноги по очереди сгибать и прижимать к животу , глубоко вдохнув. Выдохнуть при возвращении в первоначальное положение.
  4. Глубоко вдохнуть, максимально долго выдыхать, произнося звуки «ж» и «ш».
  5. Выполнять в положении стоя. Левую руку положить на живот, правую – на грудную клетку. Контролированное дыхание на протяжении 30 секунд . При этом при выдохе мускулатура брюшного пресса должна втягиваться и напрягаться.
  6. Ноги поставить на ширине плеч, а руки на талии. Сделать глубокий вдох, далее задержать дыхание примерно на 3-5 секунд , медленно выдохнуть, произнося звуки «о», «а». Выполнять 10-13 раз.
  7. Выпрямить позвоночник, руками опереться на спинку стула или перекладину шведской стенки. Максимально вдохнуть носом, задержать дыхание , втянув живот и максимально напрягая мышцы пресса. Задержаться в таком положении на 15-30 секунд (в зависимости от возможностей пациента). Плавно выдохнуть, расслабиться. Выполнять по 1-2 раза, разрешено делать по 3-5 подходов за тренировку, но с перерывами не менее 5 минут.

Упражнения во время обострения астмы

В периоды обострения заболевания нужно выполнять только легкую гимнастику, делать ее нужно под контролем врача, не допуская ухудшения состояния. Специалисты в области ЛФК рекомендуют выполнять следующие упражнения:

  1. Лежа на спине, под головой высокая подушка. Вдохнуть, надув живот, выдохнуть, максимально втянув его. Во время выполнения упражнения должно чувствоваться небольшое напряжение в области живота и диафрагмы. Повторять 5-7 раз.
  2. Сидя на стуле со спинкой. Во время вдоха носом, согнуть в локтевых суставах руки и дотронуться до плеч, задержаться в этом положении на несколько секунд. Выдыхая, скрестить на груди руки. Выполнить 5-10 раз.
  3. Присев на край табурета (лучше низкого). Широко развести руки, сильно вдохнуть при этом, выдыхая, склониться вниз и дотронуться пальцами до пола. Повторить 10-12 раз.
  4. В позе сидя, руки согнуты, подведены к плечевым суставам. В таком положении поднимать руки в горизонтальное положение , глубоко вдыхая. Делать 5-10 раз.
  5. Сидя на краю стула, сгибать и выпрямлять стопу . При этом глубоко дышать и сжимать руки в кулаки. Повторить 15 раз.

Какое время лучше выбрать для занятий

Назначать выполнение первичного комплекса мероприятий нужно в период ремиссии болезни. Оценив состояние пациента, нужно удостовериться, что он готов к выполнению упражнений ЛФК.

Первые несколько недель лучше проводить занятия с врачом-тренером по ЛФК. Потом, когда пациент самостоятельно сможет выполнять гимнастику, разрешено делать ее в домашних условиях.

Первая половина дня – это лучшее время для проведения упражнений. Идеальный вариант — выполнять комплекс упражнений через 2 часа после легкого завтрака. Ни в коем случае нельзя приступать к лечебной физкультуре сразу после приема пищи. Специалисты утверждают, что на пользу идут упражнения, выполненные на свежем воздухе. Но если такой возможности нет (например, в холодное время года), то стоит заниматься в помещении с открытым на проветривание окном – это обеспечит достаточное поступление кислорода.

Подводя итоги, можно выделить основной перечень рекомендаций, составленный опытными специалистами в области ЛФК. Если четко придерживаться правил из этого списка, эффективность комплекса упражнений резко вырастает, а количество осложнений значительно уменьшается. В число таких правил входят:

  1. Заниматься нужно регулярно , как минимум, 4-5 раз в день, не прерывая курс лечения больше, чем на 2-3 дня.
  2. Длительность занятий должна составлять от 30 до 60 минут – этого достаточно, чтоб проработать все мышцы, сделать дыхательные и звуковые упражнения.
  3. Занятия нужно проводить на свежем воздухе либо в помещении, где достаточно кислорода.
  4. Задерживать дыхание можно только под контролем тренера . При этом обязательно руками опираться на спинку стула или перекладину гимнастической стенки.
  5. Выдох должен быть в 2-4 раза длиннее , чем вдох.
  6. Каждую неделю нужно усложнять и менять упражнения . Но делать это нужно постепенно и под контролем специалиста.
  7. При ухудшении состояния или обострении заболевания необходимо сообщить врачу и уменьшить нагрузку на тренировках.

Подводя итоги, можно сказать, что комплекс лечебных нагрузок при бронхиальной астме – это отличное дополнение к медикаментозной терапии. Регулярное выполнение гимнастики улучшит общее самочувствие и облегчит течение болезни.

По результатам исследований, было замечено, что у людей, занимающихся ЛФК в течение 3 месяцев, частота обострений уменьшилась на 40-50%, а у пациентов, которые выполняют упражнения свыше полугода, количество рецидивов снизилось от 60 до 80%. Поэтому заниматься физической активностью при заболевании не только можно, но и нужно.

ЛФК при бронхиальной астме используется для того, чтобы увеличить продолжительность бесприступного периода, а также для снижения вероятности развития тяжелых осложнений.

В настоящее время разработано множество различных методик лечебной физкультуры. Каждому конкретному пациенту рекомендуются определенные упражнения, которые позволят ему добиться самых лучших результатов.

Специфика процедуры

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме рекомендуется практически каждому пациенту, не имеющему противопоказаний. Основными клиническими эффектами от проведения входящих в программу упражнений являются следующие:

Такие упражнения при бронхиальной астме улучшают общее состояние человека. Особенно эффективно проведение такой терапии у детей.

Показанием для проведения подобных упражнений при бронхиальной астме является наличие персистирующей или интермиттирующей формы заболевания в период ремиссии.

Кроме этого, подобная терапия назначается при развитии у пациента разного рода осложнений, особенно эмфиземы. Физические упражнения при астме могут назначаться врачами далеко не всегда. Существует целый ряд противопоказаний к их выполнению пациентом:


Некоторые из этих противопоказаний являются относительными. К примеру, при снижении уровня дыхательной или сердечно-сосудистой недостаточности лечебные упражнения пациенту можно назначать. При этом не стоит игнорировать существующие ограничения, так как это может привести к ухудшению состояния здоровья.

Даже лечебная физкультура способна привести к развитию осложнений. Наиболее частым из них является приступ удушья. Его приходится купировать специальными медикаментами. Кроме этого упражнения, выполняя неверно (с натуживанием и задержкой дыхания), способны привести к развитию эмфиземы.

Если упражнения при ЛФК выполняются пациентам слишком активно или же часто, то это может стать причиной утяжеления течения бронхиальной астмы.

Методика проведения

Лечебная физкультура при бронхиальной астме проводится по специальной методике. Назначение конкретных упражнений зависит от физической подготовленности и течения заболевания. Во время приступа удушья никакие процедуры, естественно, не проводятся.

Методика ЛФК при лечении бронхиальной астмы подразумевает выполнение упражнений из нескольких основных режимов:

  1. Общеукрепляющие упражнения.
  2. Звуковая гимнастика.
  3. Специальные упражнения.

Каждый из этих режимов приносит свой положительный результат.

Дыхательная гимнастика должна начинаться с упражнений, которые способствуют укреплению диафрагмальной мускулатуры. Для этого пациенту приходится сначала освоить так называемые диафрагмальные движения.

Такая гимнастика при астме подразумевает под собой максимально глубокий вдох с длительным выдохом. Только после освоения такого дыхания пациенту можно приступать к более серьезным физическим нагрузкам.

Дальнейшие занятия могут проводиться в положении сидя или лежа. Для этого пациент делая глубокий вдох постепенно поднимает руки в разводном положении от себя. Момент окончания вдоха и установление рук в вертикальном положении над головой должен примерно совпадать.

В дальнейшем пациент делает долгий выдох и при этом «роняет» руки вниз. При этом опускаться они должны без напряжения, но опять в разводном положении от себя.

Общеукрепляющие упражнения

Лечебный комплекс упражнений, направленный на общее укрепление организма человека, назначается после некоторого времени занятий дыхательной гимнастикой. Примерная программа ЛФК данного типа может выглядеть следующим образом:


Все эти упражнения не следует выполнять с натуживанием. Кроме этого, человек не должен надолго задерживать выдох, так как это может способствовать развитию эмфизематозных изменений.

Звуковая гимнастика

Занятие такими упражнениями можно выполнять как после дыхательной гимнастики, так и по завершении общеукрепляющей физической нагрузки. Основной смысл звуковой гимнастики заключается в произнесении тех или иных букв на выдохе.

Начинать такие упражнения следует с произнесения гласных звуков. Наиболее подходящим вариантом здесь являются буквы «о», «у», «е», «и».

Следующим этапом станут буквы «р», «з», «с». После того, как человек достигнет хороших результатов, как в звуковой гимнастике, так и в остальных физических упражнениях в рамках ЛФК, ему необходимо перейти на произнесение букв «ш», «щ» и «ж».

В процессе тренировок необходимо со временем увеличивать длительность выдоха. В первые недели проведения ЛФК для астматиков продолжительность выдоха должна составляет всего 5 секунд. Со временем длительность такого выдоха должна увеличиваться до 30 секунд.

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием дыхательной системы с приступами удушья. Помимо назначения медикаментов важное значение имеет физиотерапия, оказывающая также лечебное и профилактическое действия. Это в первую очередь лечебная физкультура, цель которой - укрепить тонус дыхательной мускулатуры, способствовать выведению мокроты, улучшить снабжение тканей легких кислородом. Больной должен научиться управлять циклами дыхания и развить мышечную систему с помощью специального комплекса упражнений.

Задачи ЛФК

Физическая реабилитация имеет определенные цели:

  • Укрепление мышечной системы организма общетонизирующими упражнениями.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры.
  • Тренировка самостоятельной регуляции дыхательного акта и ритма.
  • Удаление остатков избыточного воздуха в респираторных путях.
  • Увеличение эластичности грудной клетки.

Главными задачами являются уменьшение спазма бронхов и бронхиол, улучшение дыхательного акта, нормализация содержания кислорода в крови и тканях организма.

Показания и противопоказания

Несмотря на эффективность и необходимость физиотерапевтических занятий многим больным, у них имеется ряд противопоказаний.

Показания:

  • Подострый период сопутствующих легочных заболеваний.
  • Выздоровление после пневмонии, плевритов, бронхитов.
  • Период между приступами бронхиальной астмы.

ЛФК не применяется при следующих состояниях:

  • Резко выраженное обострение легочных хронических заболеваний.
  • Острый период патологии бронхов и легких.
  • Легочно-сердечная недостаточность третьей степени.
  • Частые приступы удушья.

Структура программы ЛФК

Курс ЛФК при бронхиальной астме различается по длительности и состоит из подготовительного и тренировочного периодов. Начальной является подготовительная часть, длительность которой составляет два-три дня.

Подготовительный период включает следующие задачи:

  • исследование состояния больного и его функциональных возможностей;
  • изучение больными специальных упражнений для возвращения механизма правильного дыхания.

Занятия ЛФК проводятся по индивидуальной программе. У взрослых ее структура зависит от состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тяжести течения основного заболевания, возраста, физических возможностей.

Упражнения по лечебной гимнастике начинаются с ряда исходных положений:

  • приподнимается головной конец кровати, человек ложится на спину;
  • человек садится лицом к спинке стула, сгибает предплечья обеих рук, опирается руками о спинку и кладет на нее подбородок;
  • больной приседает на край стула и откидывается на его спинку.

Начало и завершение тренировки сопровождается легкими массажными процедурами лица, груди, плеч. В упражнениях активно используют дыхание с длинным и медленным выдохом, звуковую гимнастику, тренируют дыхательные экскурсии с помощью диафрагмы, разрабатывают мышечные структуры грудной клетки и плечевого пояса. Занятие длится от пяти до десяти минут (зависит от различных факторов состояния здоровья человека). Темп занятий должен быть медленным. Каждое упражнение повторяется от трех до пяти раз.

В тренировочном периоде стоит ряд задач:

  • Нормализация тонуса центральной нервной системы.
  • Снижение бронхоспазма и бронхиолоспазма.
  • Улучшение вентилирования дыхательных путей.
  • Восстановление ритма полноценного дыхания с приоритетным развитием выдоха.
  • Укрепление вспомогательной дыхательной мускулатуры и улучшение подвижности каркаса грудной клетки и диафрагмальной мышцы.
  • Обучение пациента самостоятельному расслаблению мышц и выполнению тренировок дома.
  • Тренировка пациента регулировать свое дыхание при эпизодах приступов.

В терапии бронхиальной астмы в период между приступами реализуется медицинская программа восстановления - различные способы и виды ЛФК: кинезотерапия, лечебная гимнастика, задания для самостоятельного выполнения, тренировки на тренажерах для дыхания, велоэргометры, дозированные и постепенные прогулки, плавательные процедуры, катание на лыжах, динамичный спорт. Пациент должен делать усилия мышцами во время упражнений в момент выдоха (при поворотах и наклонах туловища, бросании мячей). Обязательно должны делаться перерывы для отдыха и расслабления между повторениями.

Лечебная физкультура детей включает игры с активными движениями и упражнения с мячами больших размеров для гимнастики.

Примеры выполнения упражнений

Упражнения можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе, в специальных амбулаторных кабинетах.

  1. 1. Становятся в основную стойку. Вдыхая, плавно поднимают руки от боков. Опуская, делают медленный шипящий выдох.
  2. 2. Стоя на ногах, обнимают себя за область нижних ребер. Делают вдох, немного сжимают грудную клетку, выдыхают с жужжанием.
  3. 3. Прямая стойка, кисти лежат на ребрах, локти отводятся в стороны и назад, одновременно ладонной поверхностью жмут толчками на бока грудной клетки, протяжно произнося букву "О".
  4. 4. Начинают как в предыдущем упражнении, но при отведении плеч делают вдох, на сведении - выдох.
  5. 5. Садятся на стул, руки упирают в бока. Вдох выполняется с поворотом тела в правую сторону и одновременным отведением руки назад. По возвращении в исходное положение продолжительно выдыхают. С левой стороной аналогично.
  6. 6. В положении стоя руки отводят назад и в стороны, вдыхают, затем резко себя обхватывают за верхнюю часть грудной клетки, кистями хлопнув по надлопаточным областям и выдохнув.
  7. 7. Лежат на спине, руки сгибают в локтях и подкладывают под себя. Вдыхая, выгибаются "мостиком", опираясь на затылочную область и локти. На выдохе - возврат в исходное положение.
  8. 8. Начало: лежа на спине, руки по швам. Руки в стороны, вдохнуть, колено одной ноги прижать к груди руками, затем медленно выдохнуть. Со второй ногой так же.
  9. 9. Из положения лежа тянутся корпусом к пальцам ног руками и лбом к коленям, делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдыхают.
  10. 10. Из той же позиции: со вдохом поднимают выпрямленные ноги под углом сорок пять градусов, на выдохе опускают.
  11. 11. Лежа на спине: обхватывают грудную клетку, на выдохе сжимают ее.
  12. 12. Лежа с согнутыми в коленях ногами. Одну руку положить на грудь, вторую - на живот. Во время вдоха через нос жать на грудную клетку, с выдохом - на переднюю брюшную стенку.
  13. 13. Лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, поднимая их вверх - вдохнуть, опуская - выдохнуть.
  14. 14. Отжимания руками с упором коленями. При поднятии туловища вверх - вдох, вниз - выдох.
  15. 15. Лежать на животе, одновременно поднимать руки и ноги вверх, вдыхая. Задержавшись в этом положении, медленно выдохнуть.
  16. 16. Пожимать плечами - производить сокращения трапециевидных мышц.
  17. 17. Сводить лопатки вместе, напрячь межлопаточные мышцы, затем расслабить их и выполнить наклон туловища.
  18. 18. Попеременно напрягать и расслаблять мышцы правой и левой руки, мышцы шеи.
  19. 19. Звуковая гимнастика: после вдоха носом на выдохе произносить различные гласные и согласные звуки. В подготовительном периоде: "У", "И", "Е", "О". В тренировочном: "З", "С", "Р", далее добавлять звуки"Ш", "Щ", "Ж". Поначалу выдох производится на протяжении 5 сек, затем постепенно увеличивается до 30. Повторять упражнения 2-3 минуты с паузами в 30 сек, 5-6 раз в день.

Методика выполнения элементов

Средняя длительность лечебно-гимнастических занятий составляет около 20 минут. Выполняются они один раз в день, в умеренном темпе. Необходимое количество повторений поначалу составляет 4-5, увеличиваясь до 8-10. Два раза в сутки пациенты также выполняют сами комплекс индивидуальных упражнений. Астматикам необходима регулярная ходьба с дозированным режимом и удлиненным выдохом. Интенсивность нагрузок следует постепенно увеличивать.

Заметные результаты дают дозированные пробежки. Начинают с бега на месте, бедра поднимают невысоко, с неспешным темпом. Поначалу продолжительность упражнения составляет одну минуту, выполняется три раза в день - утром, за 30 минут до обеда и за 2 часа перед сном. Затем длительность бега увеличивается до 15 минут три раза в неделю, ежедневно прибавляется по 10-15 секунд. Во время пробежки важен правильный ритм дыхания: вдыхать носом, выдыхать в два раза дольше через губы, сложенные трубочкой.

Легкое и среднетяжелое течение заболевания улучшают плавательные процедуры. Они проводятся спустя две-три недели после обострения. Для тренировки вспомогательных для дыхания мышц выдыхать следует в воду, преодолевая ее сопротивление. Рекомендованы подвижные игры с мячом в облегченном варианте продолжительностью от 15 до 60 минут с обязательными паузами. Благодаря им у больных с редкими приступами можно свести их к минимуму. Тренажеры для дыхания помогают выполнять упражнения лежачим больным и тем, кто имеет тяжелые дыхательные нарушения. В качестве тренажеров могут выступать воздушные шарики и специальные надувные устройства. Выдох выполняется медленно.

По мере восстановления детей, болеющих астмой, эффективными и необходимыми являются закаливающие процедуры и систематические гуляния в парках и на улице.

Кроме общепринятых методов физиотерапии дыхания используются волевая ликвидация глубокого дыхания К. П. Бутейко и гимнастика парадоксальной структуры А. Н. Стрельниковой. Первая методика состоит в неглубоком носовом дыхании, задерживая выдох, что улучшает снабжение легких кислородом. Вторая акцентируется на коротком вдохе с большим количеством интенсивных повторений.

По завершении пребывания в стационарном лечебном учреждении больным рекомендовано амбулаторное продолжение курсов лечебной гимнастики с врачебным наблюдением, т. е. в поликлиническом ЛФК-кабинете или диспансере физической культуры с наличием врача.

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

Курс ЛФК начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше, в ряде случаев в отделении интенсивной терапии.

Задачи ЛФК: регулирующее воздействие на дыхательный центр; снижение МОД; снятие или уменьшение бронхоспазма; расслабление дыхательной мускулатуры; укрепление и развитие дыхательных мышц; профилактика эмфиземы легких; уравновешивание процессов торможения и возбуждения в ЦНС, регуляция эмоционального состояния; снятие патологической кортиковисцеральной доминанты; улучшение оксигенации и газообмена; стимуляция кровообращения; повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Противопоказания для назначения ЛФК: легочно-сердечная недостаточность III степени; астматический статус; тахикардия более 120 уд/мин; одышка более 25--50 дых/мин; температура выше 38° С. Курс ЛФК при бронхиальной астме состоит из двух периодов --подготовительного и тренировочного.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Подготовительный период направлен на обучение методике управления дыханием, регуляцию продолжительности фаз вдоха и выдоха. Средства и формы ЛФК: дыхательные упражнения, упражнения, снижающие МОД; гимнастические упражнения; расслабления; «звуковая» гимнастика.

Методика произвольного снижения МОД по В. В. Гневушеву.

В начале обучения осваивают навык «полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в с) обозначается термином «дыхательный интервал» (ДИ), например ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания преследует цели: а) увеличение ДО в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД. При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия: 1) вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения; 2) выдох через нос полный произвольный или непроизвольный; 3) исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание. Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4) - Д И (3:4) -- ДИ (4:4) - ДИ (6:4) -ДИ (8:3) и т. д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

Звуковая гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики произносятся «закрытый стон» -- «ммм» и очистительный выдох «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на три группы -- наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы; средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей -- звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики-- выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха -- более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности, например -- бух, бот, бак, бех, бих.

Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при наличии обструктивного синдрома.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходные положения сидя и стоя. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры ЛГ. Количество дыхательных упражнений не должно превышать 40--50% общего времени процедуры. Используют методику аутогенной тренировки, сегментарный и баночный массаж, самомассаж. Подготовительный период продолжается не более 2 нед, продолжительность процедур в этот период колеблется от 10 до 30 мин, самостоятельные занятия 2--3 раза в день. Длительность тренировочного периода зависит от клинического течения болезни.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД

Тренировочный период при бронхиальной астме начинается в стационаре и продолжается практически всю жизнь, так как специальные упражнения не обладают длительным действием. Если больной овладел в стационаре методикой дыхания, а на поликлиническом этапе не продолжает тренировку, через 3--4 недели вновь проявляются нарушения функции внешнего дыхания.

Задачи ЛФК: стабилизация механики дыхания; устранение бронхоспазма; развитие подвижности грудной клетки; тренировка дыхательных мышц; уменьшение или снятие патологических кортико-висцеральных рефлексов. Противопоказания к назначению ЛФК отсутствуют.

Средства и формы ЛФК. Задачи тренировочного периода решаются путем использования дыхательных упражнений статического и динамического характера, звуковой гимнастики, упражнений, снижающих МОД, гимнастических упражнений, нагрузок циклического характера аэробного типа, массажа и аутогенной тренировки. Формы ЛФК -- утренняя гигиеническая гимнастика, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур. Метод проведения занятий индивидуальный, малогрупповой, групповой. Продолжительность занятий в течение дня до 1,5 ч.

На поликлиническом этапе лечения необходимо продолжение перечисленных мероприятий (поддерживающая терапия). Кроме Л Г, рекомендуют дозированную ходьбу или бег «трусцой» до 5 км в день, со скоростью 120 шаг/мин при ЧСС 100--120 уд/мин.

Примерные комплексы упражнений для больных бронхиальной астмой

Комплекс 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

И. п. сидя на стуле, руки на коленях.

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.
  • 3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 5. Руками держаться за сидение стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить; на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.
  • 6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опускать вниз, произнося звук ш-ш-ш.
  • 7 На вдохе руки на коленях; на выдохе"произносить звук ж-ж-ж
  • 8. Руки перед грудью, пальцы в «замок» На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета плох 1, 2- выдох 3, 4, 5, 6; пауза -- 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30, 40 с

Комплекс 2. Упражнения для больного бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

И. п. сидя на стуле

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; па выдохе вернуться в и. п.
  • 3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе руки вверх; на выдохе опустить со звуком ха.
  • 5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.
  • 6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

И. п. с т о я

  • 7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
  • 8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук «уф».
  • 10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Разминка

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов - вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед - назад, вперед - назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть - чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

Повороты. Поворачивайте голову вправо - влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед - назад, вдох - вдох.

Каждое движение головы - повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха - движения головой каждое.

Главные движения.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью, если конечно вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это движение иногда останавливает приступ астмы. В плохом состоянии его надо делать сидя. Оно легкое. Если имеется травма позвоночника, лучше посоветоваться с хирургом.

«Насос». Возьмите в руки палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Делайте это движение больше, чем остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 за урок. Вдох мгновенный. Из всех движений - вдохов это - самое результативное. Оно останавливает приступы ни только астмы бронхиальной, но и сердечной. Во время приступа делайте это движение сидя, по 2, 4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула, упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шины. Темп пульса. Не замедляйте темпа. Но отдыхайте чаще и дольше, чем делая это движение в нормальном состоянии. Во время приступа бронхиальной астмы не следует разгибаться. Можно заметить, что во время приступа астмы больные сидят согнувшись. Это не случайно! Это движение подсказано инстинктом самосохранения, а он не может обмануть. Поэтому поклоны в пояс так же благотворно влияют на снятие приступов астмы.

«Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Сделайте два раза по 96 вдохов подряд столько, сколько сможете сделать легко. Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

«Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» - «обними плечи», «насос» - «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед назад, вдох - вдох, тик - так, тик - так, как маятник. Делать это упражнение нужно два раза по 96, начиная первые 96 с «насоса», а вторые - с «обними плечи»

«Полу приседы». Выполняются в трех вариантах.

Ноги на ширине плеч;

Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом;

Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте легкий, чуть заметный

присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Делайте каждое движение - вдох по 96 раз, Если большой маятник делить трудно, то нужно в 2 - 3 раза больше выполнять приседов. Освоив движение можно добавить одновременные встречные движения рук. В двух первых приседах - на уровне пояса, а в третьем - на уровне плеч.

Статьи по теме: