Для чего висы и упоры надо. Обучения висов на уроке гимнастики в школе

Термины очень важны в спортивной, художественной гимнастике, а также в акробатике, прыжках на батуте, поскольку выполнение упражнений требуют точности, взаимопонимания тренера и спортсмена. Точное понимание специальных названий позитивно отображается на тренировках и конечных результатов гимнастов. Кроме терминов, обозначающих движения, особенные названия имеют снаряды, инвентарь, существуют специальные правила образования новых понятий.

Гимнастическая терминология очень интересна начинающим гимнастам. Старшие спортсмены уже привычно говорят сложные для восприятия фразы из коротких слов, крича в зале «сед», «мах», а их подопечные безропотно воплощают их в сложнейшие телодвижения. Короткие — потому что трюки делаются в связках по несколько штук, каждый элемент длиться доли секунд, и здесь профессиональная речь приспособлена к тяжелым будням гимнастов. Терминам обучают в спортивных учебных заведениях, потом їх повторяют на квалификациях, курсах переквалификации.

Но юным гимнастам тяжело вникнуть в сложные словосочетания, а объяснять их не спешат. Но прежде чем начинающие спортсмены не просто выучат спортивные слова и научатся их воплощать в красивые и грациозные движения, нужно учесть несколько моментов, которые позволят им заниматься долго, сохраняя здоровье.


Старайтесь разносторонне изучить спорт, которым занимаетесь, изучите теорию, технику безопасности и вам будет легче в трудные моменты, которых хватает в этом виде спорта. Гимнастика — самый сложный вид спорта, это занятие для сильнейших телом и духом, но именно эта особенность заставляет учитывать даже самые мелкие детали, к которым относятся казалось бы просто слова — термины.

Терминологические требования

Термины должны быть доступными для понимания, поэтому желательно, чтобы они строились на словах родного языка, а также из заимствованных слов с другого языка, но только тех, которые имеют интернациональное значение. Если образовывать термины не по правилах словообразования, а также из непонятных слов, то они не будут запоминаться и не будут восприниматься на слух.

Также термины должны точно передавать действие в упражнении, в этом случае они будут улучшать взаимодействие между тренером и спортсменом и освоение самого упражнения будет проходить быстрее. Важное свойство — удобство произношения, терминологические понятия должны быть краткими и легко выговариваться.

В гимнастике и сопутствующих видах спорта изучение терминологии имеет значение при соблюдении техники безопасности, поэтому специальные названия в этом виде спорта имеют большую разницу в произношении, что позволяет избегать непонимания даже при кратких не очень четких командах.

Термины делятся на:

  • общие, которые применяются для общих понятий, как вольные, силовые упражнения;
  • основные, которые еще называют конкретными — они определяют признаки движений, как вис, половорот, оборот;
  • дополнительные — конкретизируют способ, которым нужно выполнять упражнение, направление движения — например дугой, разгибом, также можно их дополнить еще и словами, характеризующими динамику — быстро, мягко и так далее.

Общеразвивающие и вольные упражнения

Со скакалкой

  1. Подскок — небольшой прыжок без продвижения или с продвижением.
  2. Двойной подскок — два подскока с подпружиниванием — первый сильный, второй меньший по высоте, разновидности — подскок с правой на левую (ногу), подскок петлей и другие.

Упражнения на снарядах

К гимнастической терминологии, в частности к терминам гимнастических упражнений, предъявляются определённые требования, которые необходимо соблюдать.

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность.

Термин в гимнастике - это краткое, условное название какого-либо двигательного действия или понятия. При этом термины не только обозначают то или иное понятие или действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

Все гимнастические термины делятся на две группы: общие и конкретные термины.

Общие термины используются для обозначения общих понятий (элемент, соединение, комбинация) и определения отдельных групп упражнений (строевые упражнения, прикладные упражнения). Эти термины применяются для обобщения элементов одной группы с единой структурой при разработке учебных программ, методических рекомендаций и т. п.

Конкретные термины определяют смысловые признаки конкретных упражнений и делятся на основные (главные) и вспомогательные (дополнительные) термины.

Основные термины отражают структурные признаки определяемых действий, принадлежность к той или иной группе упражнений (подъём, спад, оборот, поворот, соскок и т. д.).

Вспомогательные (дополнительные) термины уточняют основные и указывают: способ выполнения упражнения (разгибом, силой, дугой); направление движения (вправо, влево, вперёд, назад и т. д.); условия опоры (на предплечьях, на голове и руках, на коленях, в стойке на руках и т. д.).

Название упражнений обычно состоит из основного и дополнительных терминов. На первое место ставится основной термин, уточняющий смысловой признак движения, затем вспомогательные термины, которые конкретизируют движение и последовательность действий при его исполнении.

Термины общеразвивающих упражнений

Исходные положения (И.П.) - стойки (термин «стойки» имеет и значение в качестве термина акробатических упражнений) или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки : основная стойка (о.с. - стойка ноги вместе, руки вниз) соответствует строевой стойке (рис.1, а); стойка ноги врозь (рис.1, б); стойка ноги врозь правой (левой) (рис.1, в); стойка ноги врозь широкая (ноги разведены шире плеч); стойка ноги врозь широкая правой (левой); узкая стойка; скрестная стойка (рис.1, г); стойка на коленях; стойка на правом (левом) колене (рис.1, д); сомкнутая стойка (стопы сомкнуты); стойка правой (левой) вольно (шаг правой (левой) в стойку ноги врозь, руки за спину).

Наклон - термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон вперёд (рис. 2, а); наклон прогнувшись (рис. 2, б); полунаклон (рис. 2, в); наклон вперёд-книзу (рис. 2, г); наклон назад; наклон назад касаясь (рис. 2, д); наклон в широкой стойке (рис. 2, е); наклон с захватом (рис. 2, ж); наклон вправо (влево); наклон к правой (левой) ноге.

Равновесие - устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (левой) (рис. 3, а); равновесие с наклоном (рис. 3, б (пунктирная линия)); боковое равновесие (рис. 3, в); заднее равновесие (с наклоном назад) (рис. 3, г); фронтальное равновесие (рис. 3, д); равновесие с захватом (рис. 3, е); равновесие шпагатом (рис. 3, ж); равновесие «крестом» и др.

Седы - положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 4, а); сед ноги врозь (рис. 4, б); сед углом (рис. 4, в); сед углом ноги врозь; сед согнувшись (рис. 4, г); сед с захватом (рис. 4, д); сед на пятках или на правой (левой) пятке (рис. 4, е); сед на бедре; сед согнув ноги; сед в группировке; сед согнув ноги назад и др.

Присед - положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед (рис. 5, а); полуприсед (рис. 5, б); круглый присед (рис. 5, в); полуприсед наклонный (рис. 5, г); полуприсед с наклоном («старт пловца») (рис. 5, д); присед на правой (левой) (рис. 5, е) и др.

Выпад - движение (или положение с выставлением и сгибанием опорной ноги). Различают: выпад правой (левой) (рис. 6, а); наклонный выпад (рис. 6, б); выпад вправо с наклоном (рис. 6, в); глубокий выпад (рис. 6, г); разноимённый выпад (указывается нога и направление выпада - выпад левой вправо, рис. 6, д); выпад назад.

Упоры - положения, в которых плечи находятся выше точек опоры. Различают: упор присев (рис. 7, а); упор на правом колене (рис. 7, б); упор на правом колене одноимённый (поднята одноимённая опорной ноге рука) и разноимённый; упор стоя согнувшись (рис. 7, в); упор лёжа; упор лёжа на предплечьях (рис. 7, г); упор лёжа сзади (рис. 7, д) и др.

Движения руками и ногами . Различают движения одновременные, поочерёдные и последовательные, а также одноимённые (правая рука начинает движение вправо), разноимённые (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками), симметричные и несимметричные. Они выполняются в основных и промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется термин «согнуть».

Например, согнуть руки назад (рис. 8, а), согнуть руки в стороны (рис. 8, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 8, в), согнуть правую вперёд (рис. 8, г), согнуть правую назад (рис. 8, д), согнуть правую в сторону (рис. 8, е).

Положения рук : руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается какая рука сверху). Направление движения руками и ногами определяется по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве. Движения руками: вверх, в сторону (вправо или влево), в стороны, назад, вперёд - в стороны, в сторону - книзу и др.

Положения ног - правую (левую) вперёд (в сторону, назад) на носок; правую (левую) вперёд (в сторону, назад) - книзу; правую (левую) вперёд (в сторону, назад); правую (левую) вперёд (в сторону, назад) - кверху; правую (левую) вперёд (в сторону, назад) согнуть.

Круг - движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

При наименовании упражнений с предметами основным признаком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь. Например, палку вверх или палку вперёд вертикально. Основные положения с гимнастической палкой: палку вниз (рис. 9, а); палку на грудь (рис. 9, б); палку вперёд-вверх (рис. 9, в); палку на голову; палку за голову; палку на лопатки и др.

Несимметричные положения с палкой принято называть следующим образом: палку к плечу (рис. 9, г); палку к плечу или на голову вправо (рис. 9, д); за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 9, е). Другие способы удержания палки указываются дополнительно. Например: палку к плечу или на грудь правым концом кверху (рис. 9, ж).

1.Энергичное, с силой сжимание кисти в кулак и разгибание пальцев.

2.Сжимание пальцами резинового мяча или кистевого эспандера.

3.Круговые движения кистями при различных положениях рук: вниз, вперед, в стороны, вверх.

4.В паре, соединив пальцы в замок, поочередное, с силой, оказывая сопротивление, сгибание и разгибание кистей.

5.То же самостоятельно, соединив пальцы в замок.

6.Перетягивание в парах, держась руками за гимнастическую палку (кисти партнеров соприкасаются).Перетягивание в парах в обоюдном хвате согнутыми пальцами.

7.В паре выкручивание и вырывание гимнастической палки.

8.Из положения стоя лицом к стене, руки вперед, ладонями книзу (расстояние от кончиков пальцев до стены 15-30 см) падение вперед и отталкивание от стены прямыми руками, акцентируя внимание на движении кистей.На гимнастической стенке (см. рисунок на с. 14).
9.Стоя спиной к стенке, в полуприседе, хват прямыми руками над головой - провисая, шаг вперед, оттягиваясь от стенки (смотреть прямо). Выполнять поочередно правой и левой ногой.

10. Из широкой стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне плеч - поочередные приседания на левой и правой ноге, провисая в плечевых суставах и выпрямляя тело при вставании.

11.Из стойки на седьмой-восьмой рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне пояса - пружинящие приседания поочередно на левой и правой ноге, опуская другую вниз и провисая.

12.Из стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват руками на уровне груди, отклонившись прямым телом назад (вис стоя) - наклоняясь вперед и провисая, принять положение виса стоя согнувшись. То же, отводя назад поочередно правую или левую ногу и оттягиваясь от стенки.

13.В висе спиной к стенке сгибание ног вперед, постепенно увеличивая амплитуду движения до касания коленями груди.

14.В висе спиной к стенке поднимание прямых ног вперед и вверх, постепенно увеличивая амплитуду движений до касания носками стенки над головой.

15.Из виса стоя сзади согнувшись, спиной к стенке, толчком ног переход в вис прогнувшись, То же медленно, силой.

16.Стоя спиной к стенке, хват руками за головой - опуститься в вис, выпрямив ноги вперед до касания пятками пола и, отталкиваясь спиной и прогибаясь, встать, оттягиваясь от стенки.

17.Из виса спиной к стенке махом ног вперед соскок. Постепенно увеличивать высоту виса и дальность соскока.

18.Из виса лицом к стенке махом ног назад соскок.

19.В висе спиной к стенке махи ногами вправо и влево, постепенно увеличивая их амплитуду.

20.Из виса на согнутых руках, лицом к стенке, медленное опускание в вис, вытягиваясь «в струнку» и провисая. И. п. принимать, переступая по рейкам.

На гимнастических палках, шестах, которые держат товарищи, на жердях брусьев, низкой перекладине или подобных снарядах.

21.В висе лежа подтягивание, сохраняя прямое положение тела. То же в висе лежа согнувшись.

Основное упражнение - размахивание в висе, которое является в дальнейшем «фоновым» действием для других элементов на перекладине и брусьях разной высоты, ио сохранит свое полезное значение для укрепления мышц и суставов рук и плечевого пояса,- должно выполняться постоянно в любых условиях и на различных снарядах (на которых можно выполнить вис) как в школе (в зале, на площадке), так и дома.

22. Комплекс бубновский гимнастика . (Применять как средсто профоликтики при нагрузках на костно-мышечную систему.)

23.На низком снаряде размахивание в висе с согнутыми ногами - соскок махом назад (с 1 класса). То же соскок махом вперед (с 1 класса).

24.На высоком снаряде размахивание изгибами (с 3 класса). Размахивание в висе - соскоки махом вперед и махом назад (для мальчиков с 6 класса). Движения должны быть собран-ными, но свободными, без напряжения, провисая «в струнку», держа голову прямо и делая подхлесты прямыми ногами по ходу маха, во время притормаживания их.

25. Подтягивание с помощью и самостоятельно (для мальчиков).

Несмотря на специфику терминов, применяемых в различных направлениях фитнеса, базой остаются термины, принятые в гимнастике. Используя основные гимнастические слова-термины можно описать практически все упражнения, применяемые в фитнесе. Точные, доступные, краткие терминологические обозначения наибольшее значение приобретают при обучении физическим упражнениям, при общении специалистов, издании специальной литературы (методических разработок, план - конспектов, тематических разработок, программ), а также при проведении различных спортивно – оздоровительных мероприятий.

Основные положения, наиболее часто применяемые в различных направлениях фитнеса во время занятий

Стойки . Различают:

Ø основная стойка - стойка пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки вниз ладони внутрь;

Ø сомкнутая стойка – стопы сомкнуты (носки и пятки вместе);

Ø стойка ноги врозь – ноги расставлены на ширину плеч (на шаг), ступни развернуты;

Ø узкая стойка ноги врозь – ноги расставлены на одну стопу;

Ø стойка ноги врозь правой (левой)- правая(левая) нога находится на шаг впереди;

Ø стойка скрестно – ноги скрестно, ступни параллельны (например стойка скрестно правой - правая нога находится перед левой);

Ø стойка в линию левой (правой) - одна ступня впереди другой, касаясь пяткой носка;

Ø стойка на правой (левой) ноге.

Перечисленные стойки можно выполнять на носках, пятках, на носке одной другая на пятке.

Отдельную подгруппу движений составляют стойки на других частях тела.

Стойка на коленях - колени, голени и носки опираются о пол, носки оттянуты. Стойка на правом (левом) колене - правая нога коленом, голенью, носком опирается о пол левая (правая) согнута, голень перпендикулярна полу, стопа на полу. Стойки могут выполняться с различными положениями рук, при описании их вначале указывается положение ног, затем рук (стойка на коленях, руки в стороны).

Стойки на лопатках, на голове и др.

Положение кисти. Обычное положение кисти – пальцы прямые, кисть является продолжением руки. В положениях рук вниз, вперед, назад, вверх ладони должны быть направлены друг к другу, в положении рук в стороны ладони направлены книзу. Наиболее часто используемые положения это -кисть в кулаке (пальцы сжаты в кулак), кисть свободна (кисть без напряжения, пальцы расслаблены). Кисть может быть поднята (опущена), пальцы врозь, пальцы согнуты.

Направление движения руками и ногами определяется по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве (стоя, сидя, лежа):

Ø руки вперед – прямые руки подняты на высоту плеч параллельно друг другу, кисти продолжении предплечий, ладони обращены друг к другу.

Ø руки назад – прямые руки отведены назад до отказа, ладони обращены друг к другу. Руки

Ø в стороны – прямые руки подняты на высоту плеч, ладони книзу.

Ø руки влево (вправо) – руки отведены в указанном направлении

На практике часто применяются положения с согнутыми руками:

Ø руки на пояс,

Ø перед грудью,

Ø за голову,

Ø к плечам,

Ø руки перед собой (согнутые руки одно предплечье над другим находятся на высоте плеч),

Ø руки за спину – согнутые руки обхватывают предплечья так, что пальцы касаются локтей,

Ø руки скрестно – руки находятся в скрестном положении около тела,

Ø согнуть руки вперед – руки вперед одновременно согнуть их, кисти сжаты в кулаки пальцами к плечам, локти вперед на высоте плеч,

Ø согнуть руки назад – согнутые в локтевых суставах руки отвести назад до отказа,

Ø согнуть руки в стороны – руки в стороны до горизонтального положения и одновременно согнуть в локтевых суставах, предплечья сверху. При сгибании предплечьями книзу указывать дополнительно – согнуть руки в стороны, предплечья снизу.

Положение ног и движения ими

При выполнении движений ногами указывается название ноги (правая, левая) и направление движения. Различают движения прямыми и согнутыми ногами, выполняемые махом, подъемом, выставлением:

Ø правую вперед (в сторону, назад) на носок – здесь опускаются слова «нога» и «выставить». Слово «нога» записывается в случаях, когда нельзя определить, речь идет о руке или ноге;

Ø правую вперед (в сторону, назад) – правую вывести в нужном направлении, без опоры;

Ø на шаг вперед (в сторону, назад) – при движении на шаг вес тела распределяется одинаково на обе ноги. Например, левую на шаг в сторону;

Ø шаг вперед (в сторону, назад) - выставляя левую (правую) перенести вес тела на нее, приняв стойку на одной другая сзади на носке;

Ø согнуть правую в сторону (вперед, назад) - нога сгибается под прямым углом, с указанием направления движения ногой.

Выпад. Выпады – это движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги левой (правой) вперед, в сторону, назад.

Присед – положение на согнутых ногах, можно выполнить присед на правой или левой ногах.

Полуприсед – положение на полусогнутых ногах.

Упоры. Упоры бывают простые и смешанные. В простых упорах опора выполняется только на руках (упор углом, горизонтальный упор), в смешанных упорах опора приходится на руки и другую часть тела. К смешанным упорам можно отнести:

Ø упор присев - положение в приседе с опорой руками о пол;

Ø упор лежа - положение лежа с опорой руками и ногами о пол;

Ø упор лежа на согнутых руках;

Ø упор лежа сзади - положение лежа спиной к полу и опорой руками и ногами о пол;

Ø упор лежа сзади, согнув ноги;

Ø упор лежа правым (левым) боком;

Ø упор присев на левой (правой), правую (левую) в сторону на носок;

Ø упор сидя и др.

Седы. Седы - это положение сидя на полу. Различают:

Ø обычный сед

Ø сед ноги врозь,

Ø сед углом,

Ø сед углом ноги врозь,

Ø сед согнувшись,

Ø сед с захватом,

Ø сед на бедре,

Ø сед на пятках и др.

Движения и положения туловищем и головой . К ним можно отнести: наклоны, повороты и круговые движения.

Наклоны - это сгибание туловища и головы в любом направлении (вперед, назад, в стороны) с полной амплитудой (при выполнении наклона вперед направление можно не указывать). Различают:

Ø наклон (вперед);

Ø наклон прогнувшись;

Ø полунаклон;

Ø наклон с захватом;

Ø наклон касаясь;

Ø наклон назад;

Ø наклоны вправо (влево)

Отдельную группу движений составляют повороты направо (налево)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВИСЫ И УПОРЫ

Для студентов 2 курса очного отделения «Физическая культура и спорт»

Учебная дисциплина: Виды школьной программы с методикой преподавания.

(Гимнастика)

2016-2017 г.г.

предметной (цикловой)

методической комиссией

Название комиссии

Физическая культура

Председатель

Резанова М.А.

2016 г.

Заместитель директора по УНМР

______________/ И.В.Гервальд

«________»_____________20___г.

М.П.


Составитель: Шарафан Н.В. преподаватель ГАПОУ ТСПК

Пояснительная записка

Гимнастика с методикой преподавания - одна из дисциплин учебного плана. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта.

Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей и подростков, оказывают значительное влияние на их здоровье, развитие физических качеств.

Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально – педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно – методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано, раскрывалась бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется.

Методическое пособие в определенной степени восполнит этот пробел.

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.

В I классе учащиеся овладевают лазанием на гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлелезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.

Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивания тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнения в висах и упорах, оказывают обще укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещение тела из одного положение в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.

Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) – положительно влияют на работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положение своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошей осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.

Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от коррекционной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.

Висы лежа

1. Вис лежа (рис.1). Выполняется из виса на согнутых руках поочередным или одновременным преставлением ног вперед. Угол наклона тела к полу менее 45°. Плечи должны быть почти в вертикально плоскости под перекладиной (жердью брусьев).

2. Вис лежа согнувшись (рис.2). Из виса лежа согнуться в тазобедренных суставах и принять вис лежа согнувшись.

3.Вис лежа сзади (рис. 3). Из виса присев сзади, передвигая ноги назад, принять вис лежа сзади

Рис. 1 Рис.2 Рис.3

Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)

1.Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 4) можно выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положением уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим скамейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.

2.Упор стоя на коленях (рис.5) или упор стоя на одном колене, другую ногу назад (рис. 6).

Рис. 4 Рис.5 Рис.6

3.Упор лежа (рис7) может выполняться на полу, гимнастической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.

4.Упор лежа сзади (рис 8) выполняется из упора сидя сзади спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и выпрямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант на полу.

5.Упор лежа боком (рис.9) выполняется на полу, на гимнастической скамейке, бревне, коне.

Рис.7 Рис.8 Рис.9

6. Упор стоя (рис.10) - наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стенка, конь, козел, бревно).

6. Упоры (рис.11) выполняются на коне, козле, бревне. В отличие от

смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления упражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующей связки.

Рис.10 Рис.11

Упражнения в смешанных висах

    Вис стоя - вис присев. 2. Вис стоя на согнутых руках - вис стоя

    вис стоя на согнутых руках. Вис лежа - вис лежа согнувшись - вис лежа. 4. Вис стоя на согнутых руках - вис присев - вис стоя в стоя на согнутых руках. 5. Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя сзади - вис присев сзади.

Упражнения в смешанных упорах

    Упор стоя - упор стоя на согнутых руках - упор стоя. 2. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - сгибая ноги, сед на пятках - упор лежа. 3. Упор лежа, руки на гимнастической скамейке поочередное преставление ног вперед - упор присев, ноги на полу, руки на скамейке - обратное

    На полу фронтально имитировать основные положения тела в лазанье в три приема:

    о. с., руки вверх (и. п. для лазанья в три приема);

- присед, руки вверх - первый прием;

- из приседа, руки вверх, встать и согнуть руки - второй прием;

    о. с. с согнутыми руками - руки поочередно вверх (третий прием, перехват).

    Эти же движения, но на гимнастической стенке:

-стоя лицом к гимнастической стенке, взяться прямыми руками за рейку повыше (и.п. для лазанье в три приема);

-толчком двумя ногами вис, присев на второй (третьей) рейке, - первый прием;

-разгибая ноги, согнуть руки - второй прием;

-выполнить перехват повыше - третий прием. Опускание начинать с перехвата:

-перехват руками в вис стоя на согнутых руках;

-разгибая руки, согнуть ноги и принять вис присев;

Последовательность обучения.

1. Произвольное лазанье вверх и вниз. 2. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно двум ногами. 3. Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одноименным способом. 4. Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом. 5. Имитация движений рук на полу для лазанья разноименными способом. 6. Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется приставными шагами с попеременной перестановкой сторону одноименной ноги и руки. Сначала передвигаются стоя на нижней рейке по 2-3 пролетам, затем по всей длине стенки. После этого лазанье выполняется на большей высоте (до 5-6-й рейки).

Висы стоя

1. Вис стоя на согнутых руках (рис. 1 Взяться руками на уровне плеч хватом сверху, ноги должны находиться под проекцией места хвата, руки согнуты в локтевых суставах. Упражнение можно выполни! на перекладине, нижней жерди брусьев разной высоты, на одной из жердей брусьев одинаковой высоты, ь гимнастической стенке.

2.Вис стоя (рис. 2). Из виса стоя на согнутых руках, разгибая руки, перейти в вис стоя. Туловище голову держать прямо, угол наклона туловища к полу не более 45°.

3.Вис стоя согнувшись (рис. 3). Из виса стоя согнуться в тазобедренных суставах до угла 90°, рук прямые, голову держать прямо.

4.Вис стоя сзади (рис.4). Из виса стоя повернуться крутом, отпуская одну руку, и снова взяться ею за снаряд на ширине плеч хватом снизу.

5.Вис присев (рис.5). Из виса стоя на согнутых руках, разгибая руки, присесть и принять вис присев.

6.Вис присев сзади (рис. 6). Из виса стоя сзади сделать небольшой шаг вперед и присесть, не сгибая рук.

-опустить ноги на пол и принять и. п.

6.В висе на канате на прямых руках захватить канат йогами и коленями. Выполнить 2-3 раза.

7.В висе на канате с захватом его ногами, разгибая ноги, подтянуться как можно выше. Повторить 6 раз.

Б.Лазанье в три приема по канату.

Типичные ошибки: I) неправильный захват ногами; 2) при выполнении второго приема ноги проскальзывают вниз; 3) при выполнении второго приема тело недостаточно высоко подтягивается; 4) при выполнении третьего приема недостаточно высоко выполняется перехват руками; 5) не соблюдают приемы при опускании вниз.

Висы и упоры

Вис согнувшись (рис. 1) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди; руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.

Вис утлом (рис. 2) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.

Вис прогнувшись выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях.

Рис. 1, 2

Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не подтягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, голова несколько наклоняется назад

(рис. 3) Выполнять с помощью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.

Рис. 3

Вис на согнутых ногах и руках (рис. 4), выполняется на перекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис за весом двумя). Можно выполнить и другим способом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.

Вис на одной (рис. 5): хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.

Вис на одной вне (рис. 6) выполняется аналогично вису на одной (за весом), только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.

Рис. 4 Рис. 5 Рис.6

Вис на согнутых ногах (рис. 7) выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суставах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесам двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.

Упор на брусьях (рис. 8), перекладине, брусьях р/в (рис. 9). Руки прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Обучение начинать с освоения упора на брусьях после повторения упоров на бревне и коне (III класс).

1. Из упора стоя поперек на концах брусьев прыжком в упор.

2. То же на середине.

3. Из виса стоя на перекладине, на н./ж брусьях р./в толчком двумя в упор

Рис. 7 Рис. 8 Рис.9

Комбинация упражнений в висах и упорах для контрольного урока IV классе

Перекладина (низкая)

Из виса стоя прыжком в упор - опускание вперед в вис присев - толчком ног херемах ногами под перекладиной в вис согнувшись - поочередно отпуская руки, вис на согнутых ногах - поднимая туловище вперед, вис на согнутых ногах и руках (вис замесом двумя) - разгибая ноги и опуская их назад, вис стоя сзади - отпуская руки, шагом вперед о. с.

Требования к уровню физической подготовленности учащихся IV класса в подтягивании в вис (мальчики): 5 раз и больше - высокий, 3-4 раза - средний; I раз - низкий.

Требования к уровню физической подготовленности учащихся IV класса в подтягивании из вис лежа (девочки): 18 раз и больше - высокий; 8-13 раз - средний, 4 раза и меньше - низкий.

Перекладина (низкая)

Одним из сложных элементов на перекладине является вис прогнувшись.

Техника выполнения. Из виса стоя сзади согнувшись толчком ногами принять вис согнувшие разгибаясь в тазобедренных суставах, вис прогнувшись. Тело прогнуто и находится в вертикально положении головой вниз. Руки на ширине плеч хватом сверху, ноги вместе, носки оттянуты. Голова наклонена назад.

Последовательность обучения.

1.Из виса стоя сзади повторить вис согнувшись.

2.Из виса стоя сзади согнувшись на гимнастической стенке толчком ног в вис прогнувшись (I класс).

3.Из виса стоя сзади толчком двумя в вис согнувшись на перекладине и вис прогнувшись, опуская ноги назад, вис стоя сзади и шагом вперед в о. с.

Типичные ошибки: 1) чрезмерно большой прогиб тела; 2) сгибание рук во время выполнения вис прогнувшись; 3) голова наклонена вперед.

Страховка и помощь: стоя сбоку, одной рукой поддерживать за ноги, другой держать за запястье.

Упор ноги врозь одной (упор верхом) и соскок перемахом другой с поворотом на 90°.

Техника выполнения. Из упора перемахом одной принять упор ноги врозь (рис. 10, кадры 1-2). Те; выпрямлено, руки прямые, голова прямо, ноги широко разведены врозь: одна нога вперед, другая назад под одинаковым утлом к полу. В зависимости от того, какая нога впереди, упор носит соответствующее название. Например, упор ноги врозь правой, если правая нога впереди. Для выполнения соскока перемахом поворотом на 90°, необходимо предварительно одну руку, одноименную повороту, перехватить в хват; снизу. Ногу, вокруг которой выполняется поворот, не опускать и не сгибать (рис. 10, кадры 2-3).

Последовательность обучения

1. На бревне повторить преодоление препятствий указанным способом (IV класс).

2. Из упора, на низкой перекладине херемах в упор ноги врозь вне правой (левой) -перехвате одной руки упор ноги врозь правой (левой) - перемахом другой соскок с поворотом на 90°. 3. Из упора перемахом одной упор ноги врозь правой (левой) - перемахом левой (правой) соскок с поворотом на 90°.

Рис.10

Типичные ошибки: 1) в первой половине, когда из упора выполняют перемах вперед, сгибают ног 2) в упоре ноги врозь ноги мало разведены, туловище согнуто, голова опущена; 3) при выполнении соскока опускается нога, вокруг которой выполняется поворот; перемах делают согнутой ногой, сгибают опорную руку.

Страховка и помощь: аналогичны страховке и помощи при преодолении бревна высотой 1 м (1 класс).

1. Из виса стоя сзади толчком двумя ногами вис согнувшись - 1,0 балла. 2. Вис прогнувшись - 2 балла. 3. Вис согнувшись и перемахом согнув ноги опускание в вис присев - 0,5 балла. 4. Вис стоя прыжком в упор - 0,5 балла. 5. Перемах правой в упор ноги врозь - 3,0 балла. 6. Соскок перемахом левой с поворотом направо - 3,0 балла.

предложить следующие упражнения: с помощью принять вис на в/ж -вис согнув ноги - вис - соскок вниз. Следует отметить, что вис является основным исходным положение для выполнения многих упражнений на брусьях р/в.

Вис присев на н/ж

Техника выполнения. Это такое положение учащихся на брусьях р/в. при котором ученица висит на в/ж и носками согнутых ног опирается о н/ж (рис. 11).

Рис.11

Последовательность обучения: из виса, сгибая ноги, принять вис присев - вис согнув ноги - вис соскок вниз (Рис. 11). Страховка и помощь: стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину, другой под ноги.

Вис лежа на н/ж

Техника выполнения. В висе лежа тело должно быть прямым и немного прогнутым, голова слегка наклонена назад руки прямые, опора задней поверхностью бедер на н/ж (рис.12).

Рис.12

Последовательность обучения: в V классе вис лежа на н./ж можно принять из виса через вис приседе. Из виса лежа принять вис лежа согнувшись на н/ж, затем вис согнув ноги и вис, соскок вниз.

Вис лежа ноги врозь одной (верхом)

Техника выполнения. Вис лежа ноги врозь можно выполнить различными способами, но с учете последовательности обучения целесообразно использовать имеющийся у учащихся двигательный опыт. Поэтому лучше выполнить вис лежа правой (левой) на н/ж из виса лежа перемахом одной назад или вис присев толчком ног. В висе лежа ноги врозь пело, так же как и в висе лежа, несколько прогнуто, руки прямые, голова наклонена назад.

Упор сзади

Техника выполнения. Упор сзади наиболее удобно принять из виса лежа на н/ж. Последовательными перехватами рук за н/ж перейти в упор сзади - своеобразный сед на жерди (рис. 13).

Рис.13

Комбинация для контрольного урока

1. Из виса на в/ж вис согнув ноги- 1.0 балла.

2. Вис присев на н./ж - 1,0 балла

3. Толчком ног вис лежа ноги врозь правой- 2,5 балла.

4. Перемах левой в вис даже на в./ж- 2,0 балла.

5. Перехватом рук упор сзади- 1.5 балла

6. Махом вперед соскок с поворотом налево - 2,0 балла.

Упор сзади

Техника выполнения. Из упора перемах одной в упор ноги врозь (упор верхом) правой (левой) перемахом другой принять упор сзади (рис. 14). Руки в упоре сзади прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Предварительно повторить упор лежа сзади на полу. То же, но руки гимнастической скамейке, упор сзади на коне, бревне.

Рис.14

Брусья

Учащиеся V класса совершенствуют выполнение упоров. Для этого рекомендуются следующие упражнения.

1. В упоре провисание и поднимание тела в плечевых суставах. 2. Передвижение в упоре. Например на концах жердей прыжком принять упор и, поочередно переставляя руки, передвигаться вперед. Дойдя до другого конца жердей, соскочить. Если ученик не может дойти до конца, то соскочить внутрь брусьев: Передвижение в сочетании с поворотами.

Упор на предплечьях

Техника выполнения. Туловище и ноги составляют прямую линию, голова прямо. Кисть несколько смещена к наружи, а локоть внутрь. Между плечом и предплечьем угол 90°. Такое расположение предплечий позволяет избежать соскальзывания локтей при выполнении упражнений (рис. 15). Предварительно целесообразно изучить упор лежа и лежа сзади на предплечьях на полу, затем на брусьях научить правильному хвату кистями и расположению предплечий. После этого научить упору на предплечьях.

Рис. 15

Упор на руках

Техника выполнения. В упоре тело держат прямо без провисания в плечевых суставах. Кистями рук незначительно согнутых в локтевых суставах, обхватывают жерди, опираясь на них преимущественно снаружи (рис. 16). При выполнении упора на руках ширину жердей необходимо определять по длин предплечья. Правда, удержаться на таких жердях на первых порах нелегко, но в процессе занятий мышц плечевого пояса быстро укрепляются и данная ширина жердей становится привычной и удобной для изучения и выполнения махов. Чтобы не было больно рукам, на жерди можно надевать поролоновые прокладки. Для укрепления мышц плечевого пояса и предотвращения провисания в плечах целесообразно выполнять упоре на руках поднимание и опускание тела за счет уменьшения или увеличения угла между плечами жердями. Нормальным расположением плеч по отношению к жердям считается такое, когда угол составляет около 45°.

Рис. 16

Сед ноги врозь

Техника выполнения. Из упора махом вперед развести ноги и положить их на жерди задним поверхностями бедер. Руки прямые, опираются сзади, туловище выпрямлено, голова прямо (рис. 17). Упражнение является исходным или конечным положением для выполнения подъемов и стоек, последующих классах.

Рис. 17

Сед на бедре

Техника выполнения. Из седа ноги врозь перемахом одной принять сед на бедре (рис. 18). Ноги расположены снаружи. Одна нога, согнутая в колене, опирается всей нижней поверхностью бедра на жердь, а другая отведена назад, носки оттянуты. Голень согнутой ноги параллельна отведенной назад прямой ноге, туловище и голову держать прямо. Опору на жерди можно выполнять обеими руками ил одной рукой, другую в сторону.

Рис. 18

Комбинация для контрольного урока

1. На концах жердей прыжком упор и передвижение до середины брусьев 3,0 балла.

2.Махом ногами вперед сед ноги врозь - 2,0 балла.

3.Перемахом правой сед на правом бедре, держась правой рукой, левую в сторону-2,0 балла.

4.Хватом левой впереди правой ноги толчком правой руки соскок с поворотом направо кругом приземлиться левым боком к брусьям - 3,0 балла.

Литература

    Брыкин, А.Т. Гимнастическая терминология [Текст]. М.: – Физкультура и спорт,1968.-70 с.

    Барковский, А.С. Комплексы гимнастических упражнений для начальной школы [Текст].-2-е изд., дораб. – Минск: Нар. Асвета,1978.-62 с.

    Буц, Л.М. Для вас, девочки [Текст].-2-е изд., перераб., доп.-М.: Физкультура и спорт, 1988.- 176 с.

    Гуревич, И.А. Круговая тренировка для развития физических качеств [Текст].- 3-е изд., пер. и доп.- Минск: Высшей шк.,1985.-255 с.

    Жуков, В.Г. 650 гимнастических упражнений [Текст]. – М.: Физкультура и спорт, 1970.-88 с.

    Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методы воспитания [Текст]. - 2-е изд.-М.: Физкультура и спорт, 1970.-200 с.

    Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки [Текст].– М.: Советский спорт, 1991.-64 с.

    Лисицская, Т.С. Хореография в гимнастике [Текст]. - М.: Физкультура и спорт,1984.-176 с.

    Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике [Текст]. – М.: Физкультура и спорт, 1989. -224 с.

    Петров, П.К. Общеразвивающие упражнения на уроках гимнастики в школе [Текст]: учеб. пособие / – Ижевск: издательство УдГУ,1995.-164 с.

    Шлемин, А.М. Система подготовки юных гимнастов [Текст]: метод. пособие для студентов ГЦОЛИФИка: Материалы по программному обучению/ А.М. Шлемин, П.К. Петров.- М.: ГЦОЛИФК, 1977.- 97 с.

    Шлемин, А.М. Система подготовки юных гимнастов [Текст]: метод. пособие для студентов/ Шлемин, А.М, П.К. Петров.- М.: ГЦОЛИФК, 1977.-39 с.

Статьи по теме: