Спортивные упражнения в дошкольном образовательном учреждении. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста Методика спортивных тренировок в детсаду

Спортивные упражнения (значение, виды, характеристика физических упражнений, место в режиме дня ДОУ; формы проведения спортивных упражнений: занятия,самостоятельная деятельность, индивидуальная работа). Обучение дошкольников катанию на коньках (подготовительный и основной период обучения).

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени .

Слово «упражнение» обозначает направленную повторяемостъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

В целях всестороннего развития детей дошкольного возраста применяются следующие спортивные виды физических упражне­ ний : ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере и плавание.Этидвижения носят циклический характер и способствуют развитию костной системы, укреплению основных групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.Катание на велосипеде, коньках развивают вестибулярную устойчивость.

Свежий воздух, вода, солнце благотворно влияют на организм, усиливают обмен веществ и содействуют закаливанию.Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; а также знания об устройстве велосипеда,спортроллера и др.

У ребенка значительно расширяется словарный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности.

Занятия, проводимые в парке, лесу, на реке, вызывают у детей положительные эмоции, пробуждают эстетические чувства, воспитывают любовь к природе.

Уход за лыжами, коньками, санками, велосипедом формирует умение обращаться с физкультурным инвентарем, приучает детей к аккуратности, бережливости, трудолюбию.

МЕСТО СПОРТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений в комплексе. При комплексном использовании легче удовлетворить индивидуальные склонности детей и сделать их интересы более разнообразными. В комплекс включают упражнения, разные по двигательному содержанию, уровню усвоения и технической сложности. Разнообразие движений в них способствует улучшению общей физической подготовки детей. Использование упражнений с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом. В таких условиях педагог может уделить больше внимания контролю за более сложными упражнениями в то время как другие дети будут самостоятельнее в простых.

Занятия спортивными упражнениями проводятся во время утреннего и вечернего пребывания детей на свежем воздухе со всей группой одновременно, небольшими группами, индивидуально. Некоторыми видами движений дети могут заниматься самостоятельно.

Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии.

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Успешность решения задач физической культуры дошкольни­ков возможна лишь при условии привлечения детей к занятиям физическими упражнениями в различных формах , что обеспечи­вает наибольший педагогический и оздоровительный эффект.

Разнообразные формы занятий обладают не одним, а несколь­кими характерными признаками. Поэтому одна и та же форма может быть представлена в разных классификациях в зависимости от классификационного признака.

В практике образования дошкольников целесообразно деление этих форм по признаку организации обучения и воспитания. В со­ответствии с этим признаком ФОРМЫ могут быть урочными и не­урочными .

К урочным формам относятся:

Физкультурные занятия;

Дополнительные занятия физическими упражнениями (заня­тия в физкультурных кружках и секциях, совместные занятия физическими упражнениями детей с родителями).

К неурочным формам относятся:

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражне­ния и подвижные игры между занятиями, физические упражне­ния и подвижные игры на прогулке, упражнения после дневного сна);

Физкультурно-массовые мероприятия (физкультурные досу­ги, физкультурные праздники, туристические походы);

Индивидуальные занятия;

Самостоятельные занятия детей (самостоятельные занятия в группе, самостоятельные занятия на прогулке, домашние задания).

Основными признаками урочных форм организации занятий, примером которых служит физкультурное занятие, являются: на­личие квалифицированного педагогического руководства; опре­деляемое программой содержание занятий с установкой на реше­ние системы преемственных педагогических задач; обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки; оценка ре­зультатов деятельности; систематичность проведения занятий по стабильному расписанию; относительно стабильный и однород­ный по возрасту и подготовленности состав занимающихся.

Неурочные формы организации занятий не обладают всеми этими признаками и не могут полностью решать задачи образова­ния дошкольников в области физической культуры.

Особой формой организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является День здоровья . В День здоровья отменяются все обучающие занятия. Режим дня насы­щается активной двигательной деятельностью детей, самостоя­тельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное вре­мя года пребывание на открытом воздухе по возможности удли­няется. В теплое время года все мероприятия проводятся на улице.

Основной формой организации занятий физическими упраж­нениями с дошкольниками является ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков , создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием.

Ульяна Чернова
Организация спортивных игр и спортивных упражнений в условиях ДОУ

В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта

Введение ФГОС ДО обусловливает переход образования детей дошкольного возраста на качественно новый уровень, поскольку не только устанавливает нормы и требования к общей структуре образовательной программы, но и позволяет формировать содержание с учетом интересов участников образовательного процесса

В связи с этим в детском саду необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта , спортивным упражнениям , желание использовать их в самостоятельной деятельности. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т. д., а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т. д.

Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной , сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.

Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом .

Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов ) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях , отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

Обучая детей элементам спортивных игр и упражнений , мы решаем следующие задачи :

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта ;

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта , спортивным упражнениям , желание использовать их в самостоятельной деятельности;

Обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т. п.);

Обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр ;

Воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх ;

Формирование привычки к здоровому образу жизни.

Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.

В спортивной и педагогической литературе описано содержание, методика обучения , однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.

Чем отличаются спортивные игры от спортивных упражнений .

Спорт . Игры-- самостоятельные виды спорта , связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов , и проводящиеся по определенным правилам.

2-ая младшая группа

Спортивные упражнения :

1. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, с поворотами, по кругу.

2. Ходить на лыжах ступающим шагом.

3. Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых.

4. Катать на санках кукол, друг друга, катание с невысоких горок.

5. Купание : Входить и погружаться в воду, играть в воде.

Средняя группа

Спортивные упражнения :

1. Кататься на трехколесном и двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Выполнять повороты направо, налево.

2. Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты направо, налево переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой. Проходить на лыжах до 500м. Участвовать в играх на лыжах «Карусель в лесу» , «Чем дальше, тем лучше» , «Воротца» .

3. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.

4. Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору.

5. Плавание : Выполнять движения ногами вверх и вниз, сидя в воде. Ходить по дну на руках вперед и назад. Погружаться, приседая в воду до подбородка, до глаз. Опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Пытаться плавать произвольным способом.

Старшая группа

Спортивные упражнения :

1. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Выполнять повороты на спуске.

2. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.

3. Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1 – 2 км. Участвовать в играх : «Кто первый повернется?» , «Слалом» , «Подними» , «Догонялки» .

4. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево, направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

5. Плавание : Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду. Плавать произвольным способом.

Элементы спортивных игр :

Баскетбол : Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон : Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Футбол : Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

Хоккей : Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Волейбол : Обучать элементам «Школы мяча» . Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.

Подготовительная группа

Спортивные упражнения :

1. Катание на санках : Поднимать во время спуска с горки заранее положенный предмет (кегля, флажок, снежок) . Выполнять разнообразные игровые задания : проехать в воротца, попасть снежком в цель, сделать поворот. Участвовать в играх – эстафетах с санками.

2. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с невысокой горки.

3. Ходить скользящим шагом по лыжне, заложив руки за спину. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками) . Проходить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2 - 3 км в медленном темпе. Выполнять повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесенкой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой сойке, тормозить. Участвовать в играх : «Шире шаг» , «Кто самый быстрый» , «Встречная эстафета» , «Не задень» .

4. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Свободно кататься на самокате.

5. Плавание : Выполнять вдох, затем выдох в воду, погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде, скользить на груди и спине, двигать ногами вверх-вниз. Передвигаться по дну на руках. Плавать с надувной игрушкой или кругом в руках. Разучивать движения руками. Пытаться плавать без поддержки. Выполнять разнообразные упражнения в воде . Плавать произвольно 10-15 м.

Элементы спортивных игр :

Баскетбол : Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу. Усвоить основные правила игры.

Футбол : передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Хоккей (без коньков – на снегу, на траве) : Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева) . Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.

Бадминтон : Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.

Элементы настольного тенниса : Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом : подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.

Волейбол : Продолжать осваивать элементы «Школы мяча» , усложняя задания . Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль (как можно выше и сильнее) . Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игры «У кого меньше мячей» , «Пионербол» , «Мяч через сетку» , «Три на три» , «Лапта волейболистов» , «10 передач» . Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам, обучать игре.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия . Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями , закладывание азов правильной техники.

В нашем детском саду обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на занятиях по физической культуре в спортивном зале , бассейне, и на воздухе.. Но это ни в коем случае не является узкоспециализированными тренировками.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям . Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие. поэтому важно, чтобы оно содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия .

В теплое время года отдаем предпочтение таким спортивным упражнениям как :

Игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол) ;

Бег (умеренный, быстрый, на выносливость) ;

Игры в кегли, городки;

Настольный теннис, бадминтон;

Купание, плавание;

Езда на велосипеде, самокате.

Зимой – это :

Катание на санках;

Развлечение со снежками;

Скольжение по ледяным дорожкам;

Ходьба на лыжах;

Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям , необходимо познакомить их с различными видами спорта , спортсменами , провести экскурсию или целевую прогулку на, школьный стадион, спортивную школу , рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом .

Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами : ракеткой, мячом, клюшкой, городками и т. д. Для этого в спортивных уголках групп размещается данное оборудование и дается возможность самостоятельно манипулировать этими предметами.

Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр .

Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая детей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использовать спортивные игры , упражнения , вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на занятиях. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта , которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня.

В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения , в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Это спортивные игры , в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры – бадминтон , настольный теннис, городки, баскетбол, волейбол.

Так как дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения , предусмотренные программой, им нужна помощь инструктора и воспитателя. Поэтому педагог обязательно должен знать технику выполнения упражнений и элементов спортивных игр . Техника это способ выполнения движения для решения двигательной задачи. Детали техники это второстепенные особенности выполнения упражнения , которые могут изменяться, не нарушая основы техники.

Мини мастер класс «Техника владения мячом»

Упражнения , подготавливающие к ведению мяча :

1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при ходьбе.

2. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.

3. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом) .

4. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.

5. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения

Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. С детьми 4-5 лет инструктор – непременный участник спортивных мероприятий , особенно если упражнения не знакомы детям . Проводя спортивные упражнения с техническими усложнениями (например, отработка техники ходьбы на лыжах, езда на двухколесном велосипеде, плавание) инструктор должен все время принимать участие в них. Если необходимо показать образец умения играть, педагог может сам вступить в игру. Такое участие вызывает у детей доверие к педагогу, вызывает их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.

Спортивные игры в детском саду могут использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка.

Отмечается положительное воздействие спортивных игр и упражнений на детей с ограниченными социальными контактами, детей с речевыми нарушениями, а также повышенной тревожностью. Наряду с этим, также снимается психологический барьер, расширяются представления об окружающей действительности, а также развиваются навыки культуры поведения и культуры общения.

Необходимо еще раз отметить, что каждый педагог самостоятельно выбирает спортивные игры и упражнения и способы формирования тех или иных движений предусматриваемые игровой деятельностью в соответствии педагогическими условиями и педагогическими особенностями воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, а также его предметно-развивающей среды.

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере, каруселях и плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др.), а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т.д. У ребенка значительно расширяется словарный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности. Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

Катание на коньках - это один из важнейших видов спортивных упражнений. Оно имеет циклический характер, т.е. многократную повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности и большую амплитуду этих движений.

Катание на коньках принадлежит к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Поэтому можно легко освоить данные упражнения, и они доступны для ребенка с разной физической подготовленностью. Катание на коньках - прекрасное упражнение для детей и взрослых - также является одним из любимых видов активного отдыха. Систематические занятия на коньках положительно влияют на организм ребенка и имеют огромное значение для оздоровительного, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Во время катания на коньках можно быстро передвигаться на свежем воздухе. Это укрепляет здоровье, закаливает организм, развивает быстроту, силу, ловкость и выносливость. Ребенок обретает бодрость, легкость при скором передвижении, ему приятно дышать холодным свежим воздухом. Холодный, чистый воздух окружающей среды благоприятно воздействует на организм ребенка, закаляет его. Закаливание - это важнейшая оздоровительная мера, предупреждающая заболевания. У детей происходит существенная рефлекторная стимуляция рос-га и развития, усиливается обмен веществ, повышается устойчивость организма к различным отрицательным воздействиям окружающей среды, будь то изменение погоды или атмосферного давления. Это способствует быстрому приспособлению к изменениям внешней среды без каких-либо нарушений функциональной деятельности организма.


Т. И.Осокина подчеркивает, что систематичность закаливания важна уже с раннего возраста как действенное средство против переохлаждения. Организм ребенка легче подвергается переохлаждению, чем у взрослых, потому что 80-90% всей теплоотдачи детей происходит через кожу. В процессе катания на коньках улучшаются терморегуляторные процессы. Дети получают удовольствие от катания на коньках, становятся крепкими, ловкими и смелыми. У детей вырабатывается согласованность движений рук и ног, укрепляются мышцы спины, живота и формируется осанка.

Катание на коньках содействует укреплению мышечного и костно-связочного аппарата нижних конечностей. По данным Л. Н. Пустынниковой, у детей укрепляется свод стопы из-за постоянного чередования напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения. Она отмечает, что во время катания на коньках повышается устойчивость вестибулярного аппарата, обеспечивающего поддержание равновесия и позволяющего детям «легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры». При этом как следствие развиваются органы дыхания, дыхательная мускулатура, поскольку дыхание согласуется с движениями. Усиленная работа дыхательного аппарата обеспечивает хорошую жизнедеятельность детского организма.

Катание полезно для развития тонкой координации и ритмичности движений. Оно способствует развитию разнообразных психофизических качеств: скорости, выносливости, силы и ловкости. Катание на коньках ведет к установлению более совершенного взаимодействия различных отделов центральной нервной системы и повышает работоспособность детского организма. Во время передвижения на коньках развивается пространственная ориентировка. Дети учатся ориентироваться и более правильно и экономно распоряжаться своими действиями на большой площади катка среди коллектива катающихся. Они приучаются оценивать удаленность одного предмета от других и от самого себя, получают первоначальные сведения о скорости передвижения. Это помогает детям быстро реагировать на изменившиеся условия во время бега на коньках и расширяет их кругозор.

Л.Н.Пустынникова считает, что умение и навыки, полученные на занятиях по катанию на коньках, используются детьми в самостоятельной деятельности и в играх. Дети привыкают к дисциплине и аккуратности. Они должны соблюдать определенные требования: быстро собираться на занятие, помогать другим детям шнуровать ботинки и входить на каток организованно, а после занятий почистить коньки и аккуратно сложить их в мешок.

От педагога они получают первоначальные сведения о технике катания на коньках: например, как принять исходное положение, как изменить направление движения, повышать скорость и оценивать движение своих товарищей. У детей во время катания на льду формируются и ценные личностные качества характера. Они самостоятельно принимают различные решения, проявляют находчивость, смелость, инициативу.

У них формируются навыки поведения в коллективе (например, детям на катке часто приходится помогать друг другу при шнуровании ботинок, когда на лед встает начинающий конькобежец). X. Замалетдинова подчеркивает, что для морального поддерживания и развития волевых качеств лучше, если родители тоже занимаются катанием на коньках. Это нравится детям, и они пытаются подражать взрослым.

Этот вид спорта заставляет обдумывать свое поведение и способствует развитию трудолюбия и товарищества, например, если выпал снег, дети вместе могут чистить каток или в ясную погоду подметать и поправлять валы. Дети получают огромное впечатление от окружающей природы и разнообразия самих движений. Это вызывает мощный поток раздражений, поступающих в центральную нервную систему от всех органов чувств. У детей развивается умение ценить прекрасное в природе.

В дошкольных учреждениях обучение катанию на коньках рекомендовано с 5–6-летнего возраста. Т. И.Осокина утверждает, что раньше этого срока обучать ребенка катанию на коньках нельзя, потому что он должен совершать на коньках трудные двигательные координации при малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно крепкий. Катание на коньках требует поддержания равновесия при передвижении на льду, что создает дополнительные нагрузки на центральную нервную систему.

Р. Соловейчик писал, что надо научить кататься на коньках каждого ребенка с пяти лет, при этом важно помочь ему всерьез поверить в свои силы, в возможность свободно передвигаться на коньках. А. В.Кенеман и Д. В.Хухлаева считают, что уже с трех лет дети могут научиться скользить по льду на коньках и совершать простые элементы фигурного катания, но в условиях детского сада требуется квалифицированное руководство, чтобы предупредить возникновение травматизма. Поскольку в этом возрасте у детей слабые голеностопные суставы и дети еще не могут самостоятельно надеть ботинки и зашнуровать их, обучение катанию на коньках рекомендуется проводить с 5-6 лет. Л.Н.Пустынникова считает, что старший дошкольный возраст благоприятен для начала занятий катанием на коньках. Она это объясняет следующими фактами. Организм 5-летнего ребенка вполне подготовлен к овладению элементарными навыками. В этом возрасте дети умеют управлять отдельными действиями целостного двигательного акта, например, сохранять равновесие, правильно держать туловище, соблюдать направление толчка, согласовывать движения рук и ног. У них улучшается моторная память и развивается речь.

Л.Н.Пустынникова разработала последовательность обучения катанию на коньках. Сначала ребенка следует ознакомить с правилами поведения на катке, уходом за коньками, одеждой; научить надевать ботинки, шнуровать их. Потом (задолго до начала обучения катанию на коньках) педагог разучивает с ребенком физические упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы; развивающие психофизические качества - быстроту, ловкость и др. С ребенком проводят упражнения в помещении без коньков и на коньках; на снегу, на ледяных дорожках. Эти упражнения очень эффективно способствуют освоению ребенком техники передвижения на льду.

Ребенка обучают правильному исходному положению («посадке конькобежца»); разбегу и скольжению на двух ногах; попеременному отталкиванию, скольжению на правой и левой ноге; исполнению поворотов направо и налево; торможению и остановкам.

Обучая катанию на коньках, педагог использует различные методы: показ, объяснения, вспомогательные средства; ребенок держится за руки взрослого, за сани-кресла, специальные стулья.

Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, поэтому жестко дозирует время проведения занятия. Оно по мере взросления ребенка увеличивается с 8 до 25-30 мин. По прошествии 5- 10 мин занятия ребенку дают возможность отдохнуть на скамейке в течение 2-3 мин. Важно, чтобы педагог сам был готов к проведению занятий по обучению катанию на коньках. Умение кататься на коньках закрепляется в подвижных играх типа «Перебежки», «Кто быстрее», «Кто дальше и др.

Катание на санках. Санки сопровождают ребенка всю жизнь. Ребенка первого года жизни на санках катают взрослые, 2-3-летний ребенок сам возит санки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке.Постепенно задания усложняются: дети возят друг друга по кругу, «змейкой», выполняют различные задания.Обучая ребенка катанию с горки, воспитатель знакомит его с правилами, учит посадке на санки, управлению ими. В младших группах педагог помогает ребенку скатываться с горки.Ребенок старшего возраста скатывается с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, лежа на животе, по одному и вдвоем.При спуске с горок ребенок может выполнить различные задания: позвонить в колокольчик, дотронувшись до него, снять повешенную игрушку и др.Катание на санках можно организовать в игровой форме. Педагог следит за дозировкой нагрузки, соблюдением правил катания ребенком, эстетическим оформлением горок и дорожек для катания. Длительность катания ребенка с горки увеличивается постепенно с 20 до 30 мин.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Одна головка у него

И много-много лапок.

Да паутину он плетет,

На это он так хваток.

Воспитатель (В.) К нам в гости пришел паучок. Только он еще спит. Давайте не будем ему мешать. Встанем вокруг паучка и пойдем так, чтобы он нас не слышал.

1. Ходьба на носках, переступая через лапы лежащего посередине комнаты большого (изготовленного из бумаги) паука. (30 сек)

2. В. А вы знаете, как паучок бегает?

Маленькие ножки бегут по дорожке.

Бег врассыпную. (20 сек)

3. Ползание на коленях и предплечьях. (20 сек)

4. Маленький паучок

Очень любит мушек.

А они так жужжат,

Не хотят, чтоб скушал.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. 1 - 2 - со звуком «ж-ж-ж» быстрое вращение руками перед грудью. 3 - 4 развести руки в стороны, хорошо прогнуться. (5 раз)

5. Паучку мы рады угодить,

Для него комариков будем мы ловить.

Бег с хлопками перед грудью. (20 сек)

6. По деревьям лазать он мастак,

Это занятие - для него пустяк.

. (2 - 3 раза)

7. «Разбудим паучка»

Паучок, паучок,

Уж вставать пора, дружок,

Глазки быстро открывай,

Да зарядку начинай.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - 2 - наклон вниз, 3 - 4 - и. п. (5 раз)

8. «Поднимем паучка»

Вот проснулся паучок,

Потянулся,

На зарядку не встает,

Обленился.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 - 2 - присесть, взять паучка за лапки, поднять вверх. 3 - 4 - и.п. (5 раз)

9. Вот поднялся паучок,

Веселится,

Он с ребятами играть

Не боится.

. (20 сек)

10. Надо ножки размять,

Чтобы сильными стать.

И.п. - лежа на спине, руки в упоре сзади. 1 - 2 - 3 - подняли ноги, помахали. 4 - и.п. (5 раз)

11. Пау-пау-паучок,

Черненькие ножки.

Мы с тобою побежим

Прямо по дорожке.

Бег в заданном направлении. (20 сек)

Игра повторяется несколько раз. Каждый раз слова меняются:

… мы с тобою поползем… (20 сек)

… мы с тобою полетим… (20 сек)

В. Ох и устали же мы. Отдохнуть пора. Сели на пол, подняли руки вверх - вдох; опустили - выдох. (3-4 раза)

УПРАЖНЕНИЕ « ПУТЕШЕСТВИЕ »

Воспитатель (В.). Ребята, мы с вами собираемся путешествовать. Вот сегодня и пойдем.

Ходьба друг за другом. (20 сек)

В. Смотрите, впереди виднеется лес. Пойдем туда. Как в лесу красиво! Солнышко улыбается нам сквозь ветки.

1. «Помашем солнышку»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 - 2 - подняться на носки, руки вверх повыше, помахать ими. 3 - 4 - и.п. (5 раз)

2 . В. Смотрите, какие большие деревья. Своими ветками они сплели для нас качели. Давайте покачаемся.

Раскачивание на трапеции. (2 - 3 раза)

3. В. Посмотрите, а вот следы медведя.

Ползание на коленях и предплечьях. (20 - 30 сек)

4 . В. А вот в кустах пробежал зайка. Как наш зайка бегает?

Бег, петляя. (20 сек)

5. Прыжки.

Руки перед грудью (как лапки зайчика), прыжки на носочках. (20 сек)

6. Смотрите, на деревьях висят орехи. Давайте достанем их.

Ползание по канату. (2 раза)

7. В. Вот и закончился лес. Мы попали в болото. Здесь много кочек. Сейчас мы будем прыгать по кочкам.

Если в болото мы попадем,

Тогда нас затянет,

И мы пропадем.

Ходьба по кубикам. (2 - 3 раза по ряду из 4 - 5 кубиков)

8. В. Наконец-то мы выбрались. Посмотрите, какие у вас ножки грязные.

«Помоем ножки».

И.п. - ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться, дотронуться руками до ног. Вернуться в и.п. (4 раза)

9. «Бабочка»

И.п. - сидя на корточках, руки на коленях.

1 - 2 - встать, руками делаем волнообразные движения. 3 - 4 - и.п. (4 раза)

10. По поляне мы шагали,

И на речку мы попали.

Чтобы речку перейти,

Надо мостик нам найти.

Лазание по лестнице перехвата. (2 раза)

Спокойная ходьба. (30 сек)

Консультация на тему:

«Планирование и проведение спортивных упражнений»

ПЛАН:

1.Значение спортивных упражнений для физического воспитания дошкольников.

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т.д.).

Спортивные упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

При обучении спортивным упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого бывает не так уж трудно, если воспитатель поистине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ребенка и имеет для этого соответствующую подготовку. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Воспитателю необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, задач физического воспитания детей дошкольного возраста и специфики дошкольных учреждений.

В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности физические возможности дошкольников, спортивные упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

2.Построение, организация и методика проведения занятия.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным упражнениям являются организованные занятия на прогулках.

Занятия спортивными упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Основной целью занятий спортивными упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.

Отличительная черта занятий спортивными упражнениями - их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Обучение спортивным упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания.

Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний.

В процессе обучения спортивным упражнениям чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.

Занятие спортивными упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия. Продолжительность вводной части во второй младшей группе от 3 до 4 мин, в средней - от 4 - 5 мин, в старшей - от 4 до 6 мин.

В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей спортивным упражнениям, по воспитанию физических качеств. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем - повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Более целесообразно планировать на одном занятии обучение детей действиям одного вида спортивных упражнений.

В основной части уместно сочетание более интенсивных упражнений с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма. Продолжительность основной части занятии от 12 до 20 мин.

В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоционально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.

Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. При этом пульс ребенка снижается и приближается к норме. Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими положениями тела. Продолжительность заключительной части занятия во второй младшей группе 3 мин, в средней - 4 мин, в старшей - 5 мин.

Занятия спортивными играми и упражнениями отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом, с клюшкой, с велосипедом и другим инвентарем), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. При этом можно предложить детям выполнить те действия, которыми они слабо владеют или, выполняя их, допускают много ошибок.

В конце зимнего и летнего сезона целесообразно проводить контрольные занятия, целью которых являются учет двигательных навыков, умений детей и анализ усвоения программного материала по развитию спортивных действий. Эти занятия начинаются с разминки, в основной части проводятся контрольные упражнения в виде состязаний, и заканчиваются занятия малоподвижной, спокойной игрой, спокойной ходьбой в сочетании с дыхательными упражнениями, сбором инвентаря и подведением итогов.

3. Планирование спортивных упражнений на прогулке.

Правильное планирование спортивных упражнений на прогулке позволяет в определенной системе и последовательности использовать их достигая наиболее высоких результатов в учебно-воспитательном процессе и создавать целесообразный двигательный режим для детей. Только при тщательном планировании работы можно достичь высоких результатов в физическом совершенствовании.

В планирование необходимо вносить целесообразные изменения в зависимости от длительности зимы, летнего сезона, условий проведения занятий.

В предложенном планировании занятия спортивными играми и упражнениями на прогулке сочетаются с подвижными играми, а также с другими формами физического воспитания в режиме дня. Чем дети старше, тем больше доступных им спортивных упражнений и игр. Если во второй младшей и средней группах дети обучаются 5 видам спортивных упражнений, то в старшей группе уже 10, а в подготовительной к школе группе - 13 видам спортивных упражнений и игр. В течении четырех лет (начиная со второй младшей группы) предусмотрено большое количество занятий. Например, ходьбе на лыжах отведено 115 занятий, катанию на велосипедах 105 занятий, в то время как более сложным упражнениям и играм, доступным детям только подготовительной к школе группы, таким, как настольный теннис, - меньше (соответственно 15 занятий). Чаще всего при переходе детей из младших групп в старшие количество занятий одного и того же вида спортивных упражнений и игр увеличивается. Например, ходьбе на лыжах во второй младшей группе отводится 20 занятий, в средней и в старшей - 30, а в подготовительной к школе группе - 35 занятий в год.

При определении количества занятий спортивными играми и упражнениями нужно учитывать возраст детей. Также воспитателям необходимо учитывать природные и климатические условия и индивидуальные особенности детей своей группы.

Воспитатель сам определяет, в какие дни недели и на какой прогулке (утренней или вечерней) целесообразнее обучать спортивным играм и упражнениям в зависимости от погоды, от времени проведения физкультурных занятий и других условий. Если физкультурные занятия в этот день проводятся после обеда или совсем не проводятся, то обучению спортивным играм и упражнениям лучше посвящать утреннюю прогулку.

4.Спортивные упражнения зимой.

Катание на санках

Катание на санках не только развлечение для детей - оно оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка (вовлекает в работу почти все крупные мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную работу внутренних органов). Катание на санках связано с активным восприятием природы, ориентацией в окружающей среде. Оно связано с проявлением волевых усилий, с яркими эмоциональными переживаниями. Все это способствует совершенствованию психических свойств ребенка, его всестороннему развитию. Движения ребенка отличаются большим разнообразием, требуют развитого чувства равновесия, предъявляют соответствующие требования к вестибулярному аппарату, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями. Вызвать активность, самостоятельность, инициативу помогают окружающая обстановка, содержание упражнений. Дети приучаются проявлять волю, преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу.

  1. Везти санки поочередно то правой, то левой рукой.
  2. Везти санки обеими руками.
  3. Везти санки, перевозя на них легкий предмет или игрушку (снег, кукла и т.д.)
  4. Толкать санки вперед, следуя за ними.
  5. Катать друг друга.
  6. Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок.
  7. Взбираться на гору, везя за собой санки.
  8. Спуск с горы, сидя на санках, ноги на полозьях.
  9. Спуск с невысокой горы, управляя санками.
  10. Спуска с горы тормозя ногами.
  11. Спуск с невысокой горы проезжая воротца.

Для старших дошкольников

  1. Катать друг друга.
  2. Везти санки, на которых сидит ребенок, до обозначенного ориентира, обозначенного ориентира, объехать его и возвратиться назад.
  3. Вдвоем везти санки, на которых сидит товарищ.
  4. Толкать санки опираясь на сиденье руками сзади, объехать обозначенный ориентир и возвратиться назад.
  5. Спускаясь с горы достать рукой подвешенный предмет.
  6. Спуск с горы стоя на коленях на сиденье.
  7. Взбираться на гору везя за собой санки вдвоем.
  8. Кататься с горы сидя вдвоем на санках.
  9. Спуска с горы управляя санками с помощью ног.
  10. Спуск с горы выполняя поворот в правую и левую сторону (объезжая флажок, палку и т.д.)
  11. При спуске с горы попасть в мишень (щит, корзина, обруч) снежком или маленьким мячом.
  12. При спуске с горы на санках собрать расставленные вдоль склона 2-3 флажка.
  13. Кататься на ровном месте сидя на санках спиной вперед и отталкиваясь ногами.

Скольжение по ледяным дорожкам

Скольжение по ледяным дорожкам, как и другие физические упражнения на открытом воздухе зимой, способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности. При правильно организованном занятии создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности) и проявления волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах и т.д.). Упражнения выполняются на ограниченной и скользкой площади опоры, что способствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равновесие в довольно сложных условиях и преодолевать появившиеся препятствия - двигательный навык, необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.

Упражнения для младших дошкольников

  1. Катать ребенка по дорожке держа его за руки.
  2. Скользить по недлинной, слегка наклонной дорожке при помощи воспитателя.
  3. Скользить по горизонтальной дорожке оттолкнувшись с места.
  4. Скатываться с невысокой горы сидя на санках-ледянках, деревянном круге или дощечке.
  5. Скатываться с невысокой горы на ногах в глубоком приседе.
  6. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега (3-5 шагов).
  1. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега.
  2. Скользить по дорожке после быстрого разбега и энергичного отталкивания.
  3. Скользить по ледяной дорожке присев.
  4. Скользить и во время скольжения присесть и выпрямиться спиной, за головой и т.д.
  5. Скользить и выполнять движения руками: руки в стороны, за спиной, за головой и т.д.
  6. Скользить и во время скольжения поворачиваться боком, спиной вперед.
  7. Скользить на одной ноге, на параллельных ногах.
  8. Скатываться с горы сидя на ледянках, деревянном круге или дощечке.
  9. Скатываться с невысокой горы на ногах.
  10. Скатываться с горы вдвоем - втроем, «поездом».

Ходьба на лыжах

Лыжный спорт - один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.

Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствиям, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.

Упражнения для младших дошкольников

Упражнения для ознакомления со свойствами лыж и снега

  1. Найти свои лыжи в стойке, взять их и перенести к месту занятий.
  2. Поставить лыжи на снег, закрепить ноги в лыжные крепления.
  3. Стоя на лыжах поднять поочередно то правую, то левую ногу с лыжей.
  4. Продвинуть одну лыжу вперед и назад, потом - другую.
  5. Стоя на лыжах сделать небольшие приседания («пружинка»).
  6. Сделать несколько шагов на лыжах.
  1. Пройти на лыжах по снежному коридору длина 10 м, ширина 80 см.
  2. Ходьба вслед за воспитателем скользящим шагом, стараясь не отрывать лыж от снега.
  3. Пройти приседая под воротцами из лыжных палок.
  4. Пройти по лыжне ступающим шагом (до красного флажка 10 м), потом - широким скользящим шагом (до синего флажка 20м).
  1. Стоя на месте передвинуть одну лыжу носком вверх и вниз, прижимая пятку лыжи к снегу.
  2. Стоя на месте передвинуть лыжу вправо и влево, прижимая лыжи к снегу.
  3. Сделать несколько приставных шагов вправо и влево с опорой и без опоры на палки.
  4. Стоя на месте подпрыгнуть на лыжах, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую.
  5. Повороты на месте вокруг пяток лыж на горизонтальной площадке.
  1. Приставные шаги вправо и влево (стараясь ставить лыжи параллельно).
  2. Переступание (боковым шагом) через палки, положенные на снегу на расстояние 1 м друг от друга.
  3. Боковые шаги на горизонтальной площадке (ускоряя темп передвижения).
  4. Подняться на пологий склон «лесенкой» повернувшись к склону сначала левым, а затем правым боком.
  1. Принять правильную позу для спуска на ровном месте.
  2. Спуск с очень пологого склона в основной стойке.

Упражнения для старших дошкольников

Упражнения для обучения скользящему шагу

  1. Пройти на лыжах ступающим шагом по прямой.
  2. Ходьба вслед за воспитателем скользящим шагом.
  3. Ходьба по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом.
  4. Пройти приседая под воротцами, стараясь не сбить их.
  5. Ходьба по учебной лыжне (меняя темп передвижения по сигналу воспитателя) то в быстром, то в медленном темпе.
  6. Ходьба попеременно то скользящим, то ступающим шагом по учебной лыжне.
  7. Ходьба на лыжах на согнутых ногах.
  8. Отработка правильной координации рук и ног при ходьбе на лыжах.
  9. Ходьба на лыжах с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую удлиняя шаг.
  10. Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками.
  11. Ритмическая ходьба на лыжах под звуки бубна.
  12. Ходьба по лыжне без палок сильно размахивая руками.

Упражнения для обучения поворотам

  1. Повороты на месте вокруг пяток лыж.
  2. Обойти стоящее на пути дерево делая поворот переступанием.
  3. Передвижение на лыжах между флажками (стараясь не сбить их).
  4. Передвижение по лыжне обходя лыжные палки (6-8), стоящие на расстоянии 2 м друг от друга.
  5. Повороты на месте переступанием на 180 градусов (затем на 360 градусов) в правую и левую сторону.
  6. Ходьба по лыжне «змейкой» (поочередно обходя препятствие то справа, то слева).
  7. Ходьба на лыжах по следу, оставленному воспитателем («звездочка», «спираль»).
  8. Ходьба по лыжне, поворот вокруг флажка.

Упражнения для обучения подъемам

  1. Боковые шаги на ровном месте в правую и левую сторону.
  2. Подняться на склон «лесенкой» повернувшись к склону сначала левым, затем правым боком.
  3. Подъем на склон «лесенкой».
  4. Имитация подъема «елочкой» на ровном месте.
  5. Имитация подъема «елочкой» по следу, оставленному воспитателем.
  6. Подъем «елочкой» на пологий склон.
  7. Подъем «елочкой» ускоряя темп передвижения.

Упражнения для обучения спускам со склона

  1. Спуск со склона в основной стойке.
  2. Спуск со склона до ориентира.
  3. Спуск со склона мягко пружиня ноги.
  4. Спуск со склона, соблюдая определенные интервалы.
  5. Спуск в воротца, образованные лыжными палками.
  6. Свободный спуск.
  7. Спуск с поворотом и переступанием лыж в правую или левую сторону.
  8. Спуск группой (4-5 детей) взявшись за руки.
  9. Спуск со склона низко присев.
  10. Спуск вдвоем, держась за руки.
  11. Спускаясь перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет.
  12. Спуск вдвоем, перебрасывая друг другу предмет (мяч, мешочек с песком).
  13. Спускаясь со склона, ребенок старается попасть снежком в подвешенный обруч.

5.Спортивные упражнения весной, летом, осенью.

Катание на велосипеде

Катание на велосипеде способствует развитию ориентировке детей в пространстве, сохранению равновесия, развитию таких качеств, как выносливость, скорость, ловкость, смелость, уверенность в своих силах. Умение ездить на велосипеде представляет собой сложное двигательное действие. Основная трудность состоит в сохранении равновесия, так как опорная поверхность мала, а центр тяжести ребенка расположен высоко. Поэтому дошкольники вначале обучаются катанию на трехколесном велосипеде. Трехлетние дети без помощи взрослого с большим удовольствием свободно катаются на трехколесном велосипеде. Затем в возрасте 4-5 лет они без особого труда могут научиться кататься на двухколесном велосипеде.

Упражнения для младших дошкольников

  1. Водить велосипед за руль, делать повороты.
  2. Садиться и сходить с велосипеда.
  3. Ездить по прямой с поддержкой, затем - без поддержки.
  4. Делать повороты налево и направо, ездить в произвольном темпе.
  5. Тормозить и останавливаться.
  6. Ездить по кругу с поворотами налево и направо (радиус круга постепенно уменьшается).

Упражнения для старших дошкольников

  1. Делать повороты направо и налево в указанном месте.
  2. Ездить по кругу (с маленьким радиусом) с поворотами налево и направо.
  3. Ездить «змейкой».
  4. Быстро и точно реагировать на различные сигналы.
  5. Соблюдать при катании избранное направление: прямолинейное, с различными поворотами.
  6. Ездить быстро и медленно, произвольно и по указанию воспитателя менять темп катания.
  7. Ездить держась за руль одной рукой, одновременно доставать подвешенный предмет.
  8. Проезжать по узкой дорожке (отмеченной на асфальте).
  9. Ездить по дорожке с различным грунтом, по дороге с неровностями.
  10. Свободно ориентироваться в пространстве, придерживаться правил уличного движения.
  11. Сохранять при катании заданную дистанцию в отношении едущего впереди и сбоку.
  12. Уметь точно показывать сигналы велосипедиста.

Катание на самокатах

Катание на самокатах практикуется в старших группах. Оно способствует развитию динамического равновесия, ориентировке в пространстве, глазомера, ловкости, выносливости, укрепляет мышцы ног. Катание на самокате способствует воспитанию смелости, настойчивости, взаимопомощи и т.п.

Упражнения

  1. Вести самокат за руль по прямой, делать повороты.
  2. Кататься по прямой с поддержкой взрослого.
  3. Кататься по прямой отталкиваясь правой или левой ногой.
  4. Тормозить и останавливаться.
  5. Ездить по кругу с поворотами налево и направо.
  6. Ездить «змейкой».
  7. Ездить по узкой дорожке.
  8. Кататься произвольно меняя темп езды.
  9. Тормозить и останавливаться в указанном месте.
  10. Быстро и точно реагировать на сигналы светофора и регулировщика.
  11. Кататься друг за другом придерживаясь заданной дистанции в отношении едущего впереди.

Литература:

  1. Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду», -М., «Просвещение», 1992.
  2. Андерсон В.А. «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», -М., «Просвещение», 1991.
  3. Глазырина Л.Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», -М., «Владос», 2000.
  4. Фомина А.И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду», -М., «Просвещение», 1994.

Статьи по теме: