Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики. Логопедия

Ирина Николаевна Бокова

Оборудование:

Дидактическая кукла «Квака» (Игрушка, сделанная в технике оригами, объёмная кукла с открывающимся ртом для проведения пальчиковых игр, картинки для индивидуальной работы, листы бумаги для оригами, цветные карандаши, шаблоны для рефлексии.

Планируемые результаты обучения

Образовательные цели

Закрепление навыков артикуляции;

Уточнить характеристику и артикуляцию звука [Л];

Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звука [Л].

Развивающие цели

Расширение словарного запаса;

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;

Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, памяти.

Воспитательные цели

Воспитание познавательного интереса;

Воспитание положительной мотивации к развитию речи;

Воспитание усидчивости.

Конспект ООД

Устное сообщение педагога:

Дети, сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Он зеленый без хвоста

Любит мокрые места

Глаза на макушке

Кто это? (Лягушка)

Педагог достает Кваку, дети рассматривают лягушонка. Квака рассказывает о себе:

Я горжусь красой своей:

Ртом, конечно до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрый и веселый я.

Не ворчун, не забияка

И зовусь красиво – Квака.

Артикуляционная гимнастика

Ребята, Квака очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя. и пока я буду рассказывать, что любит Квака, а вы будете вместе с Квакой выполнять упражнения.

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

4. «Бублик»

Бублик мы изобразили–

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

В: Молодцы, ребята! Кваку тоже очень понравилась гимнастика.

Индивидуальная работа

В: Квака просит вас помочь ему выполнить задание с картинками. Поможем? (Дети)

В: вот вам каждому картинки, их нужно разложить на две группы, в одну группу картинки в которых есть звук [л], а в другую группу картинки в которых нет этого звука.

(Дети выполняют задание)

В: а теперь давайте проверим выполненное задание.

(Каждый ребенок называет картинки со звуком [л])

В: Молодцы, ребята! Квака вам очень благодарен.

Пальчиковая гимнастика

В: Ребята, а теперь давайте поиграем пальчиками. Выполняйте упражнения вместе с Квакой.

На лужайке две подружки (Из пальцев сдетать лягушек)

Ква-ква-ква. (Повороты кистями рук)

Две зеленые лягушки: Ква-ква-ква. (Пальцы имитируют открывающийся рот)

Хором песни распевают: (Сложить ладони и раскрыть их).

Ква-ква-ква, (Хлопки в ладоши)

И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем).

Ква-ква-ква! (Похлопать в ладоши).

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмет быстрее?

Работа с изучаемым звуком

В: отдохнули немножко, а теперь давайте с вами назовем слова со звуком [л]. Но сначала мы дадим характеристику звуку [л].

(Дети: дают характеристику: он согласный, твердый, звонкий. Вспоминают слова со звуком [л])

Практическая работа. Оригами

В: Очень хорошо! А теперь давайте попробуем с вами из бумаги сделать лягушат. (Дети выполняют оригами «лягушку» по инструкции)

В: Замечательные у нас получились лягушки.

Биоэнергопластика

Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Кваком. И поочереди загибайте пальчики.

Раз – скорее улыбнись,

Два – язык опустим вниз,

Три – язык наверх потянем.

На четыре – позеваем.

Пять – варенье облизать.

Шесть – по небу постучать.

Семь – лошадка скачет звонко.

Восемь – гриб на ножке тонкой.

Девять – можно поболтать.

Десять – нужно отдыхать.

Подведение итогов

Воспитатель организует оценивание собственной деятельности.

В: давайте с вами вспомним слова со звуком [л]

Рефлек

В: Ребята, у вас на столах лежат смайлики, раскрасьте их, пожалуйста, карандашами.

(Дети выполняют задание)

В: (оценивает эмоциональное состояние детей с помощью раскрашенных смайликов) Спасибо, ребята!

Публикации по теме:

Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от детей усидчивости и сосредоточенности. К сожалению, быстрая утомляемость,.

«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастки с детьми с ОВЗ» Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста. 1) Сказка о Весёлом Язычке. Наиболее.

Для работы с детьми мною была изготовлена дидактическая кукла Дарина. Данная кукла предназначена для проведения артикуляционной гимнастики.

Картотека артикуляционной гимнастики униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой,.

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика - это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю - весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

  • «Держи крепче»

Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

  • «Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  • «Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

  • «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

  • «Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки

  • «Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык - это удочка, а крошки - это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

  • «Красивое печенье»
  • «Кто дальше?», «Попади в блюдце»

Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д.

  • «Тьфу»

На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно - тьфу.

  • «Хомячок» (во время купания)

Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

  • «Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки»

  • «Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

  • «Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

  • «Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

  • «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 - 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

  • Упражнения с крупной бусинкой

Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.

1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно).

3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".

5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.

6. Поймать бусинку губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной.

  • Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 5 -10 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10 раз.

  • Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

5. В отличие от упражнения 4, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 4.

  • «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога!
Эта статья посвящена любителям сладкой жизни. Кто у нас любит все вкусное и сладкое? К чьему сердцу лежит путь через желудок? И это совсем не мужчины, а наши любимые и дорогие детки(хотя мужчины тоже порой ведут себя как дети и любят покушать вкусно и сладко). Им показана сладкая и вкусная гимнастика для язычка. В этой статье я расскажу как подсластить жизнь нашим маленьким страдальцам, которые имеют дефекты речи и не хотят делать артикуляционную гимнастику.

Заставлять и ругать не стоит, потому что знания и навыки полученные на негативе плохо закрепляются и мало используются на практике, поэтому переходим к сладким процедурам. Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Можно использовать: ягоды, кусочки фруктов свежих и сухих, цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, посыпку, варенье, джем, мармелад — все то, что есть дома и не отвергается малышом.

Эта круглая карамель на палочке весьма популярна в среде логопедов. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочки, главное, чтобы не было острых краев.

  • берем конфетку и начинаем водить влево-вправо и вверх-вниз, по кругу, задавая направления, куда ребенок должен дотянуться языком. Используется для упражнений “часики”, “качели”, “колесо”
  • положить шарик в углубление “чашечки” языка
  • массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
  • удерживать леденец губами, сжимая их
  • прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе
  • массировать щеки изнутри шариком

После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в коррекционных целях:

  • кладем на середину языка и делаем трубочку языком
  • дуем в трубочку на ватку
  • ставим палочку в стакан с водой и булькаем
  • выкладываем из палочек буквы и фигурки

Соломка и съедобные палочки

Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений:

  • “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
  • “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
  • “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
  • “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
  • делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
  • “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее

Печенье, сухарики

  • крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
  • покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
  • положить крошку на кончик языка и сдуть
  • проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
  • построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
  • ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут

Еще несколько упражнений для сладкоежек

  1. Положить за щеку кусочек яблока, ягодку, изюм и перекатывать его из щеки в щеку. Либо просто пытаться выковырять изо рта, если движения ограничены.
  2. Приклеить в нёбу конфетку, жвачку и малыш должен поднять язык вверх и отлепить их.
  3. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок слизывает языком.
  4. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
  5. В углублении “чашечки” языка, так сказать “дно”, капать из пипетки что-нибудь сладкое, класть кусочки цукатов, сухих завтраков, кондитерской посыпки.
  6. Погонять языком крошки печенья, шоколада, изюм, цукаты, забивая гол.

На этом прощаюсь, дорогие читатели, надеюсь информация оказалось полезной и интересной для вас. Делитесь в комментариях своим опытом, рассказывайте друзьям и знакомым в соцсетях, подписывайтесь на новые статьи.

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытую­щее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздей­ствия и помощи взрослых - будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,- глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом не­достаточно для выработки прочных навыков правильного звуко­произношения, необходимы дополнительные упражнения - с воспитателем и родителями.


Подписи к слайдам:

« Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения. (традиционные и нетрадиционные формы)» Автор составитель: Учитель – логопед МБ ДОУ «Золотой ключик» сл. Большая Мартыновка Ветрова Марина Владимировна

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков

По количеству участников в ходе выполнения упражнений По роли ребенка в процессе выполнения упражнений Фронтальная Пассивная Подгрупповая Пассивно-активная Индивидуальная Активная

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

Требования к проведению артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напря­жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога долж­но быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, ис­пользуя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и система­тической работы.

Упражнения для губ «Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперед. «Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. «Трубочка», «Бублик», «Улыбка», «Хоботок» - Чередование положений губ. «Кролик» - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ « Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. «Пятачок ». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. «Рыбки разговаривают ». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). « Недовольная лошадка ». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Упражнения для губ и щек Покусывание, похлопывание и растирание щек. « Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. « Голодный хомячок.» Втянуть щеки. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка. « Лопаточка ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Чашечка ». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, не касаются зубов. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. « Грибок ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка. « Часики ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. « Качели ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. « Почистить зубы ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. « Лошадка ». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. « Маляр ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом; «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку; «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на « два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. .

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики « Биоэнергопластика »; « Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика); Встречи с героями «Весёлых полянок» ; Использование дидактической куклы Кваки; Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»; Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация); Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов « Звукознайкин и все-все-все» ; Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек - помогалочек »;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики Упражнения с шариком (Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.) Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

Упражнения с ложкой Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Упражнения для языка с водой " Не расплескай воду" Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз. "Язык-ковш " с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. "Язык-ковш ", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом (Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.) Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").

« Биоэнергопластика » включает в себя три базовых понятия: био - человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Целью является развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики.

“ Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. “ Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз “ Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. “ Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки ”

“Иголочка ” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. “Заборчик” - пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. “ Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

« Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика) Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.

«Капуста» Текст произносит взрослый Движения или статичная поза Рук Губ и языка Мы капусту рубим, рубим, Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» Мы капусту трём, трём, Трём кулаки друг о друга Щёлкать язычком «Лошадки» Мы капусту солим, солим, Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык Мы капусту жмём, жмём С силой сжимать и разжимать кулачки рук Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке А потом мы капусту в рот кладём- Ам! Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.

Встречи с героями Веселых полянок (комплексы упражнений для развития движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые стихами, рассказами).

Использование дидактической куклы « Кваки ».

Спасибо за внимание.


Упражнения для развития артикуляционной моторики.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

1. «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

3. «Фокус», «Парашютик».

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

4. «Охотник идет по болотам».

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

5. «Фасолевые гонки».

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра»из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги фигурки птиц, бабочек, цветов и др. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу дети начинают дуть на фигурки.

7. «Мыльные пузыри».

Нужно выдуть из колечка самый большой пузырь или больше всего пузырей. Дуть точно в колечко, иначе пузырей не будет.

8. «Новогодние трубочки-шутки».

Упражнения для губ.

1. «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

3. «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело

И работа закипела.

4. «Рупор».

о. Верхние и нижние резцы видны.

5. «Трубочка».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке у.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

6. «Заборчик» – «Рупор», «Улыбочка» – «Трубочка».

Чередовать положение губ.

7. «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Упражнения для языка.

1. «Наказать непослушный язычок».

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

3. «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь,

Вверх – вниз, вверх – вниз.

4. «Почистим зубы».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

5. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

6. «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

7. « Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

8. «Маляр».

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.

Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,

Стал нарядный и веселый.

9. «Оближем губки».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

10. «Приклей конфетку».

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

11. «Футбол».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

12. «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

13. «Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык.

14. «Горка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка выгнуть.

15. «Грибок».

Рот открыть. Язык присосать к небу.

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

16. «Гармошка».

Упражнение «Грибок». Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

17. «Автомат», «Пулемет».

Улыбнуться, рот открыть и постучать напряженным кончиком языка в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

18. «Барабанщик», «Дятел».

Как и предыдущее упражнение, но произносить звук д-д-д.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Да-ды, да-ды, да-ды!»

19. «Индюк».

Приоткрыть рот, двигать широеим передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл-бл…» (как индюк болбочет).

20. «Самолет летит».

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

21. «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

22. «Язык-силач».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

23. «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

24. «Язычок сушит хвостик».

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.


Статьи по теме: