Комбинированные упражнения в движении. Основные виды ходьбы и их характеристики Перестроение по расчету уступом

Ходьба - это одна из основ человеческого существования. Она сродни движению, ведь каждый день, час, минуту мы находимся в подвижном состоянии. Благодаря этому поддерживается в организме, стимулируются процессы, связанные с обменом веществ, и просто укрепляется сердечно-сосудистая и мышечная система. Со временем люди превратили ходьбу во что-то большее, чем просто прогулки по парку. Было придумано множество средств, чтобы разнообразить на первый взгляд монотонную, но полезную для здоровья ходьбу. Ученые стали проводить эксперименты и выяснили, что можно ходить не только с пользой для здоровья, но и с целью его укрепления и даже улучшения внешнего вида тела.

На сегодняшний день существует десятки программ для людей, которые хотят избавиться от излишних килограммов. Куда бы вы ни заглянули, какую программу бы не выбрали, везде будут упражнения, включающие в себя различные виды ходьбы и бега. Бег является ускорителем в работе обмена веществ. Несложно заметить, что после 30-60 минут интенсивного бега возникает чувство жажды, а затем голода. А все потому, что кровь начинает циркулировать по телу быстрее, чем обычно, и процесс кислородного питания происходит, соответственно, быстрее. Но из окружающей среды кислорода очень мало, поэтому организм начинает перерабатывать продукты секреции на кислород. За счет этого ускоряется обмен веществ и усиливаются чувства, описанные выше.

В данной статье речь пойдет о видах ходьбы. Также мы рассмотрим насколько можно похудеть с помощью ходьбы и как правильно заниматься ею.

Виды ходьбы

В общем и целом различают шесть видов. Итак, перечислим их:

  • прогулочная ходьба (скорость ее обычно менее 2 км в час);
  • ходьба в среднем темпе (при таком виде передвижения можно пройти 1 км за 10 минут);
  • скандинавская ходьба со специализированными палками;
  • энергозатратная ходьба;
  • спортивная ходьба (за 6-8 минут можно преодолеть 1 км);
  • очень быстрая ходьба (скорость такого вида более 8 км в час, добиться таких результатов можно только при помощи постоянных тренировок).

Техника спортивной ходьбы

Вы думали ходить это так просто? если вы действительно ловили себя на такой мысли, то приготовьтесь узнать, что все не так просто, как кажется. Спортивный или физкультурный вид ходьбы - самый сложный из всех.

Главной особенностью спортивной ходьбы является фиксация двухопорного положения. Многие сейчас задались вопросом: "Что это означает?". Это означает то, что при ходьбе маховая нога, которая выноситься вперед, должна ступить на землю раньше, чем носок опорной ноги оторвется от поверхности. И вторым немаловажным принципом является то, что при каждом шаге нога, на которую идет упор, должна быть выпрямлена в коленном суставе.

Это больше похоже уже на скрещивание вида ходьбы и бега.

Скорость, которую можно развить за счет спортивной ходьбы, может быть разная. Все зависит от частоты и длины шагов.

При ходьбе всю массу своего тела переносите с наименьшими усилиями. Чтобы сделать так, нужно выпрямить спину и опустить плечи (то есть их расслабить). Ноги сильно не должны быть напряжены, но суставы задействуйте полностью.

Что касается положения рук, так их нужно согнуть в локтевых суставах и двигать параллельно корпусу. Это очень важный аспект, так как с помощью рук можно придавать большую скорость своим шагам. Кисти сильно не напрягайте. Если хотите придать максимальную скорость своему передвижению, согните руки в локтях больше.

Не забывайте про свое туловище, которое должно быть прямым, грудь расправлена, а низ живота подтянут.

Какая польза от ходьбы?

Всем известно, что ходьба - это не только способ поддержания жизнедеятельности и тонуса организма в целом, это еще и способ похудения. Какой бы вы ходьбой не занимались, любой ее вид помогает развить хорошую дыхательную систему. Важно не забывать дышать правильно, ведь от этого зависит многое. Например, то, как будет проходить метаболизм, быстро или медленно, со сбоями или без. Давайте поближе рассмотри пользу ходьбы и перечислим некоторые аспекты, чему именно способствует ходьба.

Укрепление дыхательной системы

Это первое, чем может помочь который мы рассматриваем сегодня. Представляем ряд очень важных правил дыхания при ходьбе.

  • Во время занятий спортом необходимо дышать через нос. Старайтесь развивать своих шагов, совмещая с вдохом.
  • Лучше всего проводить физические нагрузки вдали от дорог.
  • Когда на улице температура ниже нуля градусов, то выдох после вдоха следует производить через 2-3 шага, дабы избежать респираторных заболеваний.
  • Для того чтобы приучиться быстрее к ритму своих движений, можно использовать в качестве помощника музыкальный плеер.
  • Не забывайте следить за своим пульсом. Через 10 минут после прекращения интенсивной ходьбы не забудьте нащупать его. Частота сердечных сокращений должна полностью восстановиться к этому временному отрезку.

Именно такая ходьба является универсальным видом нагрузок. Оздоровительной ходьбой могут заниматься люди любого возраста, даже дети. Но в зависимости от тех же самых показателей, есть определенные условия для каждой группы.

Разновидности темпов

От темпа бега зависит степень нагрузки на организм, поэтому следует обратить внимание на следующую классификацию:

  • Медленный темп. Так советуют ходить больным людям и тем, кто восстанавливается после операции или той же самой болезни. Обычно темп такой группы варьируется от 60 до 70 шагов в минуту.
  • Средний темп. Он характерен для новичков, 70-90 шагов в минуту и есть тот самый показатель, которого стоит придерживаться, если вы относитесь к данному типу людей.
  • Всем здоровым людям рекомендуется быстрый вид ходьбы. Считается что от 90-110 шагов - это оптимальный показатель.
  • Для тех, кто занимается спортом ежедневно на протяжении долгого времени, существует очень быстрый вид ходьбы. В минуту при таком темпе люди проходят 110-130 шагов.
  • Самым быстрым является темп свыше 130 шагов в минуту, адаптировать свой организм к таким нагрузкам очень сложно.

Ознакомившись с различными видами ходьбы, можно подобрать соответствующий для вас тип и темп занятий.

Главным принципом будет являться именно систематика. Следите за своим темпом и частотой ударов пульса. способствует улучшению работы сердечно-сосудистой системы, предотвращает онкологические заболевания, повышает работоспособность и уровень психоэмоционального фона человека.

"Почему именно скандинавская?" - такой вопрос можно услышать довольно часто. А все потому, что данный вид передвижения был придуман именно в скандинавских странах. Большинство из нас знают, чем популярны в первую очередь страны близ Северного Ледовитого океана. Это лыжные гонки и ходьба на них. Но как ходить на лыжах летом, вот в чем загвоздка, но и тут потомки викингов нашли выход - были взяты лыжные палки с резиновыми наконечниками.

Суть ходьбы заключается в том, что руки двигаются поочередно с ногами. При помощи палок сильно прорабатывается верхняя часть тела, в отличие от обычной ходьбы. Этот вид можно с больше долей вероятности занести в категорию "упражнения для похудения", потому что за час такой тренировки можно потерять порядком 400 ккал. Она улучшает работу сердечной мышцы, легких и укрепляет все тело.

Палки для ходьбы делаются не из обычных материалов. Стекловолокно вкупе с карбоном - главные составляющие этого предмета экипировки. Ручки повторяют анатомию ладони и позволяют без дискомфорта передвигаться, а карбон делает палки упругими. Именно эта упругость позволяет гасить большинство ударов приходящихся на руки. Чтобы выбрать палки, нужно воспользоваться одной нехитрой формулой: "рост человека" * 0,68.

Какой вид ходьбы поможет вам похудеть, читайте ниже.

Сразу предупредим, что для достижения каких-либо результатов потребуется максимальная отдача. Ежедневно человеку, пытающемуся скинуть 2-3 лишних килограмма, нужно проходить не менее 10 000 шагов в высоком темпе. Приблизительно 12 минут должно уходить для того, чтобы пройти 1 км.

Чтобы увидеть в зеркале результат, ежедневно нужно проходить по 12 км. Снарядите себя по полной программе - оденьте грузики на ноги и одежду, в которой вам было бы жарко. Если хотите разнообразить тренировку, то можно подниматься вверх по лесенкам, так как этот процесс также сжигает достаточное количество калорий.

Когда вы ходите, то мало задумываетесь о том, что делаете, на что направлены ваши действия, чего хотите добиться. Энергетическая ходьба - это как раз-таки осмысленное и планомерное движение тела. Во время таких нагрузок вы должны быть максимально сосредоточены на результате и проговаривать себе цель. Почувствуйте прилив энергии, направьте ее в нужное русло и максимально сосредоточьтесь на происходящем.

Мы рассмотрели все ходьбы и их особенности. Не забывайте что движение - это жизнь, а жить нужно здорово.

С.В. Кирдяшкин, учитель физической культуры.

МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Основные виды движения

При составлении комплекса упражнений по общей физической подготовке используются основные виды движения, свойственные человеку в процессе всей его жизни: ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, катание, бросание и ловля, метание. Рассмотрим эти виды движений.

Ходьба является одним из первых видов движений, которым овладевает ребенок концу первого или началу второго года жизни после умения ползать. В этом процессе движения участвует весь опорно-двигательный аппарат, вовлекая в работу более половины мышц тела. При этом формируется правильная осанка, и тренируются дыхательная и сердечно - сосудистая системы. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает физическое развитие детей разных возрастных групп. Все упражнения лучше выполнять под музыку.

Основные виды ходьбы: обычная ходьба в умеренном темпе, ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба широким шагом, ходьба приставным шагом, ходьба скрестным шагом, гимнастическая ходьба, ходьба с закрытыми глазами, ходьба спиной вперёд, ходьба в полуприседе, ходьба в приседе, ходьба выпадами.

Бег – основное и наиболее эффективное физическое упражнение, способствующее развитию физических качеств – выносливости и быстроты. Как и в ходьбе, в беге необходимы хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка и целесообразная постановка ноги на опору. Обучение бегать легко, быстро, с хорошей координацией надо начинать с дошкольного возраста. Со временем дети способны выполнять разные виды, применяя различную технику бега. Бег различается в зависимости от: дистанции, формы, темпа. В зависимости от дистанции бег делится на: короткие дистанции, средние дистанции, длинные дистанции, марафонский. Кроме этого выделяют: кроссовый бег, бег с препятствиями, барьерный бег. По форме выполнения различают: обычный бег, бег на носках, бег с высоким подниманием колен, бег широким шагом, бег с отведением назад согнутой в колене ноги, бег скрестным шагом, бег прыжками. По темпу различают: бег в быстром темпе, медленный бег, бег в переменном темпе.

Прыжки не являются циклическим движением, как ходьба и бег, а состоят из нескольких последовательно и слитно выполняемых движений, зависящих от вида прыжка. Различают следующие виды прыжков: подпрыгивание, прыжок вверх с места, прыжок в глубину, прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой, выпрыгивание на возвышение, прыжок в высоту с разбега.

Ползание и лазание являются первыми движениями, которые осуществляет ребёнок ещё до того, как начинает ходить. В школьной программе чаще ползание и лазание включаются в отдельные упражнения или игровые ситуации в начальных классах, реже – как самостоятельное упражнение. Эти движения чрезвычайно полезны для детей, так как развивают гибкость и одновременно укрепляют крупные группы мышц – туловища, плечевого пояса, конечностей. Лазание выполняется в смешанном виде с упором на ноги и хватом рук (лазание по гимнастической стенке, лазание по канату). Перелезание используется при преодолении естественных или искусственных препятствий, при переходе с одного препятствия на другое. Пролезание – выполняется между предметами, ограничивающими действие (пролезание в обруч, под низкой перекладиной). Упражнения в лазание должны выполняться индивидуально под контролем учителя (лазание по канату).

Бросание и ловля, метание требуют хорошей координации движений, развивают точность и ловкость, укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелких мышц рук. Катание развивает точность движений, укрепляет мышцы пальцев и кисти. Обучение этим видам движений начинается в детском саду, а потом продолжается в начальной школе уже с учётом возрастных возможностей детей.

Литература

1. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов н/Д, 2010 г.

2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать…М., 2011 г.

Елена Карагаева
Основные виды ходьбы и бега

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ХОДЬБЫ

1. Обычная Техника выполнения: Нога ставится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок и переходит в отталкивание. Положение рук: Свободное.

Имитация движений: Для малышей «Гуляют наши ножки».

2. На носках Техника выполнения: Шаги короткие, нога ставится на переднюю, часть стопы (на полупальцы, пятка не касается поверхности.

Положение рук: Свободное. Имитация движений: «Великаны» (высокие люди).

3. На пятках Техника выполнения: Нога ставится на пятку, носки подняты вверх. При этом не стоит разворачивать сильно в стороны. Положение рук: Согнуты в локтях и обхватываются за спиной. Имитация движений: «Пингвин»

4. С высоким подниманием колен Техника выполнения: Нога ставится на переднюю часть, а затем на всю стопу. Согнутая в колене нога поднимается «вперёд-вверх». Голень с бедром образует угол, носок оттянут вниз. Положение рук: В стороны, взмахи руками. Имитация движений: «Петушок» ИЛИ Положение рук: Руки вперёд, пальцы сжаты в кулак и перед коленом. Имитация движений: «Лошадки»

5. Широким шагом Техника выполнения: (в старших группах)Нога ставится перекатом. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Гулливер»

6. В приседе Техника выполнения: Выполняется на полностью согнутых в коленях ногах. Нога при этом ставится на всю стопу. При этом спину стараться держать прямо. Положение рук:На колени. Имитация движений: «Гуси»

7. В полуприсяде Техника выполнения: На полусогнутых ногах. Нога ставится на переднюю часть стопы. Выполняется на полусогнутых ногах. Спину при этом стараться держать ровно.

Положение рук: Согнуты в локтях,пальцы широко расставлены. Имитация движений «Утёнок»

8. С крёстным шагом Техника выполнения: Одна нога выносится вперёд. Ставится перед другой немного в сторону. Продвижение вперёд незначительное.

Ноги ставим на всю стопу. Положение рук: На поясе. Имитация движений: «Верёвочка»

9. Спиной вперёд Техника выполнения: Одна нога ставится назад на переднюю часть стопы или на всю стопу. Смотреть через плечо. Положение рук: За спиной. Имитация движений :«Рак»

10. Приставным шагом Техника выполнения: Шаг начинается с любой ноги. Одна нога при этом выносится вперёд, другая к ней приставляется. Обе ноги оказываются вместе, пятки их соединяются на каждом щаге. Положение рук: Различное положение рук (за спину, на пояс).Имитация движений: «Сороконожка»

11. Выпадами Техника выполнения: Выносимая вперёд нога ставится, согнутой в колене на всю стопу. Оставшаяся сзади нога стоит на носке. Толчок производится носком сзади стоящей ноги. Положение рук: На колено (Ногу поднимаем, руки переносим на другое колено). Имитация движений: «Силачи»

12. Спортивна Техника выполнения: Выполняется постановка ноги с носка более широким шагом. Стопа ставится на опору полностью. Положение рук: Махи руками «вперёд-назад» .Руки полусогнуты. Имитация движений: «Спортсмены»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БЕГА

1. Обычный Техника выполнения: Бег свободный, лёгкий с естественным продвижением на носках. Туловище слегка наклонено вперёд. Грудь и плечи развёрнуты. Полусогнуты в локтях. Положение рук: При движении руки движутся вперёд-вверх, несколько вовнутрь, затем отводятся локтями назад в стороны. Имитация движений: С животными «Олень» и т. д.

2. На носках Техника выполнения: Ноги следует ставить на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг широкий. Темп быстрый. Положение рук: Движение рук свободное, расслабленны в такт с шагом. Имитация движений: «Мышка»

3. С высоким

подниманием колен Техника выполнения: Поднимаем согнутую в колене ногу под прямым углом. Ставить её мягким, эластичным и в тоже время достаточно энергичным движением на переднюю часть стопы. Положение рук: Можно поставить на пояс. Имитация движений: «Лошадки»

4. С отведением назад

согнутой в колене ноги Техника выполнения: Туловище наклонено вперёд. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (стараться достать пяткой до ягодиц или подставляя руки до рук).Положение рук: Либо на пояс,либо на пятой точке. Имитация движений: Объясняем здесь движения.

5. Бег прыжками Техника выполнения: Выполняется энергично. Широким размашистым движением. Положение рук: Толчок делается вперёд-назад.

Имитация движений: «Зайцы»,«Кузнечики»

6. В быстром темпе Техника выполнения: Выполняется на переднюю часть стопы или на носках. Шаг стремительный, широкий. Туловище наклонено вперёд по ходу движения. Положение рук: Активны, в такт с беговым шагом,согнуты в локтях.

Имитация движений: -

7. Медленный Техника выполнения: Выдерживается небольшой темп (не ускорять и не замедлять). Шаги делаются короткие. Нога ставится на переднюю часть стопы согнуты. Положение рук:Спокойные, руки согнуты в локтях. Имитация движений: -

8. Челночный Техника выполнения: Широкий, стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце. При движении по прямой и частыми шагами на поворотах. Положение рук: Естественные, помогающие движению. Имитация движений: -

Публикации по теме:

Я бегом наслаждаюсь, Бегу, бегу, бегу! Земли едва касаюсь, Как будто я лечу! Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития.

Мандариновые бега мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» МАНДАРИНОВЫЕ БЕГА мероприятие с родителями всех возрастных групп тематическая неделя «Витаминная» Задачи: Осуществлять взаимосвязь по.

Иногда не нужно придумывать нового, достаточно вспомнить старую классику. Что может быть смешнее, чем бег в мешках? Бег в мешках - старинная.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОО Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОО конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

Основные направления в коррекционной работе. артикуляционная гимнастика звуковая гимнастика (подражательная) дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастика корригирующая гимнастика.

Тема: Гимнастика. Разновидности передвижения: ходьба, бег. Прыжковые уп-

ражнения возле гимнастических лавок. Комбинация на низкой

колоде. Валеопауза №2 «Добрый лес». Коррекционные упражнения

для формирования правильной осанки.

Задачи урока:

1. Отрабатывать выполнение:

Упражнений для равновесия;

Перестроение из шеренги по одному в шеренгу по двое и по трое;

Смыкание и размыкание строя;

Коррекционных упражнений для формирования правильной осанки.

2. Разучить комбинацию на низкой колоде.

3. Познакомить с прыжками возле гимнастической лавки.

4. Воспитывать позитивное отношение к занятиям физкультурой.

Место занятий: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические лавки, низкая колода, весовые мешочки.

Ход урока:

1.Подготовительная часть.

    Организованный переход в спортивный зал.

    Построение, рапорт, приветствие. Постановка задач урока.

    Перестроение из шеренги по одному в шеренгу по двое и по трое.

    Строевой шаг на месте.

    Организующие упражнения (упражнения в движении)

* руки к плечам, круговые движения вперед- назад;

* упражнения на внимание.

2. Основная часть.

а) Коррекционные упражнения:

Ходьба с весовыми мешочками на голове;

Приседания с весовыми мешочками на голове;

Сцепление рук за спиной.

б) Разновидности передвижения: (правила поведения во время ходьбы и бега)

Ходьба на носках;

Ходьба на пятках

Ходьба с остановками по сигналу;

Бег с удержанием правильной осанки;

Бег «зигзагом» (оббегая кегли;бег по диагонали).

Бег со сменой направления (вправо – влево), длины (мелкий,

средний, широкий) и частоты (медленный, ускоренный, быстрый);

в) Прыжки:

Обеими ногами поочередно по разные стороны линии «зигзагом».

С чередованием ног, руки на пояс.

Из упора лежа, руки на гимнастической лавке - прыжок, согнув колени в присед и обратно.

* Дыхательные упражнения:

Руки вверх – вдох

Круговые движения руками вправо

Наклон вправо – выдох.

Упражнение повторить 3 – 4 раза.

г) Равновесие. Комбинация на низкой колоде:

Вход на колоду с правой ноги с опорой на край колоды;

Шаг левой ногой.

Руки в стороны - шаг правой ногой.

Руки вниз - шаг левой ногой, поворот вправо.

Руки в стороны – поворот вправо.

Мах левой ногой – выпад.

Мах правой ногой – поворот влево в стойку «ноги врозь».

Руки назад – вниз.

Соскок, прогнувшись.

д). Валеологическая пауза №2 «Добрый лес».

е) Эстафета. Командная игра:

Проползание под дугами;

Скольжение по гимнастическим лавкам, подтягивая себя руками.

3. Заключительная часть.

а) Упражнения для восстановления дыхания:

Упражнение№1. Глубоко вдохнуть, максимально выпячивая живот. Поднимая и расширяя грудную клетку, выдохнуть. Упражнение выполнить 3 – 4 раза.

Упражнение№2. Приседая, крепко обхватить колени руками, медленно выдыхая, выдавливая из себя воздух. Выпрямиться на вдох. Упражнение

выполнить 4 – 8 раз.

б) Построение. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

в) Организованный переход учащихся в классную комнату.

Обучение основным естественным движениям, которые присутствуют в игре «русская лапта», следует начинать со знакомства с ходьбы.

Ходьба - замечательное средство для развития и укрепления мышц, главным образом ног. К сожалению, многие учителя без должного внимания относятся к этому классическому прикладному физическому упражнению, забывая о том, что ходьба не только является вторым двигательным действием человека вслед за младенческим ползанием, но и служит основным средством перемещения в пространстве. Включая в урок упражнения в ходьбе, учитель решает две задачи. Во-первых, он формирует основы рациональной техники прикладных движений и, во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их выполнения.

На уроках физической культуры с младшими школьниками в 1-4 классах используют следующие виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, на внутреннем своде стопы, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок и с носка на пятку, либо на всю ступню, спиной вперед, приставными шагами, скрестными шагами, с различными положениями рук, с маховыми движениями ног, высоко поднимая колено согнутой ноги, с поворотами туловища, с наклонами вперед, выпадами, с подскоком, с выпрыгиванием, в полуприседе или приседе, крадучись и др.

Широко применяется ритмическая ходьба: с подсчетом учителя, коллективным подсчетом, в различном темпе под звуковые сигналы. Для воспитания темпа шаги подкрепляются различными ритмическими движениями в такт ходьбы: хлопки в ладоши, притопывание и т.д.

Применяется ходьба коротким, средним и длинным шагом, с изменением длины и частоты шагов, по разметкам, с перешагиванием через скамейки, преодолением 2-4 и более препятствий.

Целесообразно придерживаться такой последовательности в обучении приемов ходьбы.

  • 1. Имитационная ходьба. Детям предлагают подражать походке медведя, кошки, гуся и т.п.
  • 2. Ходьба обычная, широким свободным шагом, на носках, на пятках, на наружной и внутренней стороне стопы с различным положением рук (на поясе, за спиной, за головой и др.).
  • 3. Ритмическая ходьба (под счет учителя, под барабан, удары гимнастической палкой об пол, с хлопками в ладоши, иод коллективный счет, с песней, ходьба под музыкальное сопровождение (звукозапись)).
  • 4. Сочетание движений ног с одноименными и разноименными движениями рук. Обучить основным положениям и движениям рук, ног в ходьбе.
  • 5. Освоение начала движения с левой ноги; ходьба с акцентом на левую ногу под счет, под музыку, с песней.
  • 6. Ходьба на носках в «коридоре» шириной 20 см (границы коридора обозначают начерченными линиями или тонкими веревками).
  • 7. Ходьба с высоким подниманием бедра, перешагивая через различные мелкие предметы (мячи, палки и др.), с преодолением 2-4 препятствий, с чередованием шагов с прыжками.
  • 8. Ходьба в ногу в равномерном и изменяющемся темпе, с замедлением и ускорением, в различном темпе иод звуковые сигналы, с разной скоростью.
  • 9. Ходьба коротким, средним и длинным шагом, по разметкам, с произвольным изменением длины и частоты шагов, ходьба попеременным шагом.
  • 10. Гимнастические перестроения. Ходьба со сменой направления (по сигналам «Ко мне!», с указанием на определенный предмет и т.н.).
  • 11. Ходьба в нолуприседе, низком приседе.

Кроме обычной ходьбы существуют ее разновидности:

  • походная;
  • строевая;
  • спортивная.

Походный шаг говорит о том, что это ходьба широким свободным шагом; строевой - специальная, отличающаяся особой ритмичностью при движении ногами и руками; гимнастический - грациозная, которую используют на занятиях художественной или спортивной гимнастикой; пригибной - ходьба широким шагом на полусогнутых ногах с наклоненным вперед туловищем. Спортивная ходьба отличается от обычной более энергичным отталкиванием, поворотами таза вокруг вертикальной оси, постановкой выпрямленной в коленном суставе ноги на опору и высокой частотой шагов, высоким темпом передвижений.

Упражнения в ходьбе включены в программу физического воспитания учащихся 1-4 классов. Основная задача при обучении ходьбе в 1 классе - научить свободному широкому (походному) шагу. К правильной ходьбе предъявляют следующие требования: положение тела и движения рук и ног свободны и естественны; шагающая нога мягко и пластично ставится на пятку с последующим перекатом на носок, колено слегка сгибается, смягчая толчок. Толчковая нога, находящаяся сзади, выпрямляется до отказа. Туловище и голова держатся прямо, плечи отводятся назад. Движения рук и ног чередуются перекрестно.

Сначала следует научить правильно ставить ногу. Наблюдения показали, что при выносе ноги после толчка многие ребята делают ошибки: толчковая нога остается напряженной и недостаточно сгибается, вследствие чего появляется небольшое скольжение (шарканье по земле, полу), либо опорная нога, коснувшись пяткой пола, чересчур высоко поднимается на носок (подпрыгивающая походка). Боковые колебания туловища вызываются слишком широкой постановкой стоп или излишним разведением носков наружу (качающаяся походка). Для уменьшения боковых колебаний следует применять упражнения в ходьбе по заранее проведенной прямой линии. Чтобы уменьшить вертикальные колебания, необходимо использовать упражнения в ходьбе крадучись (на слегка согнутых ногах) и специальные упражнения для расслабленного маха ноги. Правильные маховые движения руками при ходьбе также уменьшают боковые колебания туловища. Наиболее часто встречающаяся у школьников ошибка - движение предплечий при закрепощенных плечевых суставах, что снижает оздоровительно-гигиенический эффект ходьбы. Свободное, раскрепощенное, с достаточно большой амплитудой движение руками в плечевом и локтевом суставах, а также ходьба в быстром темпе на большую (постепенно увеличивающуюся) дистанцию, способствуют развитию и укреплению органов дыхания и кровообращения.

Движение походным шагом начинают но команде «Шагом марш!». По предварительной команде «Шагом!» необходимо немного подать корпус вперед, перенести массу тела преимущественно на правую ногу, сохраняя устойчивость, а по исполнительной команде «Марш!» начать движение с левой ноги полным шагом. При движении ногу выносить свободно, носок не оттягивать, и ставить ее на землю без напряжения, руками выполнять свободное движение около тела. Вначале приемы в походной ходьбе изучаются в медленном темпе, а потом скорость движения доводится до нормальной. Следует обратить внимание учащихся на то, что обычно средняя скорость движения составляет 110-120 шагов в минуту при ширине шага от 70 до 80 см. Скорость движения может задаваться метрономом, ударами в бубен (барабан) или гимнастической палкой об пол.

Другая задача при обучении ходьбе в 1 классе - научить ходить детей в строю свободно и непринужденно с правильной осанкой. У первоклассников наиболее часто встречающимися ошибками при ходьбе являются отсутствие правильной осанки, шарканье ногами, неравномерный темп ходьбы. Чтобы обучить детей правильной ходьбе, особенно тех, которые имеют недостатки в походке, необходимо внимательно подбирать методические приемы и настойчиво добиваться усвоения детьми необходимых навыков. Некоторые дети при упражнениях в ходьбе допускают грубую ошибку - одностороннее сочетание движений рук и ног: при движении правой ноги вперед выносится правая рука, при движении левой - левая рука («иноходь»). Эго объясняется либо непониманием правил ходьбы и излишним напряжением либо недостаточной координацией. Не нужно спешить указывать детям на их недостатки, лучше предложить задание, отвлекающее их внимание от работы рук. Возможен, например, такой прием. В начале ходьбы «крадучись» учитель дает установку идти «тихотихо», чтобы не было слышно шагов, затем начинает медленно и тихо подсчитывать. Постепенно усиливая голос и ускоряя темп, учитель дает отрывистую и достаточно громкую команду для перехода на четкую ходьбу. Дети, передвигаясь «крадучись», забывают о руках. Работа рук и ног получается естественной, и при переходе на обычный шаг дети продолжают идти правильно. Неравномерность ритма ходьбы, колебания туловища, беспорядочные движения рук устраняются по мере обучения первоклассников и приобретения ими общего двигательного опыта.

В 1 классе предусмотрено также обучение различным положениям рук при обычной ходьбе и при ходьбе на носках. Обучение ходьбе с различными положениями и движениями рук рекомендуется начинать после того, как дети изучат подобные приемы, стоя на месте. Первоначально рекомендуется освоить ходьбу с фиксацией рук на поясе, за спиной, за головой, с вытянутыми в стороны руками; далее - ходьба с последовательным изменением положений рук (например, на «раз-два» - руки на пояс, «три- четыре» - руки за голову и т.д.).

Кроме ходьбы свободным шагом, на уроках применяют в качестве общеразвивающих и специальных упражнений ходьбу скрестными шагами, «крадучись», пригнувшись и т.д. Выполнение этих упражнений способствует устранению плоскостопия, создает у учащихся представление о различных положениях головы, туловища, ног и рук. Для успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения используют медленную ходьбу, ходьбу на носках в чередовании с походным шагом, обязательным расслаблением и дыхательными упражнениями.

Задачу повышения скорости ходьбы решают во 2 классе за счет увеличения темпа шагов. Для этого можно рекомендовать ходьбу с энергичными движениями рук, согнутых в локтях. Во время обычной ходьбы в колонне по одному дети по команде учителя сгибают руки в локтях и по команде (хлопки, счет и т.п.) переходят на ускоренную ходьбу. Учитель обращает внимание детей на энергичные и достаточно быстрые движения рук, правильную осанку, прямую спину, сохранение дистанции.

После того как школьники научатся ходить быстро в строю, можно переходить к обучению ходьбе с замедлениями и ускорениями. Учащиеся, идущие в колонне по одному обычным шагом, увеличивают или уменьшают частоту шагов соответственно темпу хлопков или подсчета. Одновременно учитель напоминает о необходимости согнуть руки в локтях. Во время выполнения упражнения учитель обращает внимание на равнение и точное соблюдение темпа. Показана ходьба коротким, средним и длинным шагом. Младших школьников следует обучать выполнению команд: «На месте, шагом марш!», «Прямо!», «Стой!», «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «Полшага!», «Полный шаг!».

Ходьбу используют и как подготовительное упражнение для формирования правильного навыка в беге; это ходьба на носках в «коридорчике» шириной 20 см и ходьба с высоким подниманием бедра. «Коридорчик» обозначают двумя положенными на пол (землю) рейками, веревками, кубиками и другими предметами. В дальнейшем применяют такие упражнения в ходьбе: перекатом с пятки на носок в прямом направлении; в «коридорчике» с параллельной постановкой стой; на носках в «коридорчике» с высоким подниманием бедра.

Ходьбу с подниманием бедра выполняют сначала на месте, затем с продвижением вперед. Здесь учитель следит за тем, чтобы опорная нога у занимающихся была прямой и ставилась на стопу с носка, чтобы колени не разводились, а руки были на поясе. Если учащиеся плохо осваивают ходьбу с высоким подниманием бедра, целесообразно использовать упражнения в ходьбе с перешагиванием через препятствия, которые представляют собой разложенные в направлении движения на расстоянии шага друг от друга какие-либо предметы (скакалки, веревки, палочки, кубики и др.). Если такие предметы невелики по размерам, например, кубики, то их раскладывают не по прямой, а в шахматном порядке в два ряда так, чтобы правый ряд кубиков при ходьбе попадал под правую ногу, а левый - под левую. Перешагивая через разложенные предметы, учащиеся невольно будут поднимать колени, чтобы не задеть их ногой.

В 3 классе перед учащимися ставится задача изменять длину шагов при сохранении постоянной частоты шагов. Хорошим упражнением для ее решения служит ходьба по широкой горизонтальной «лестнице». На дорожке или площадке раскладывают 7-8 палочек (или наносят линии) на расстоянии 80-100 см одна от другой. Учащиеся в колонне по одному подходят к «лестнице» и, увеличивая длину шага, преодолевают ее. Учитель обращает внимание на сохранение темпа ходьбы, помогая хлопками или командой. После усвоения ходьбы удлиненными шагами через «лестницу» осуществляют изменение длины шагов в обычной ходьбе. Сигналом для увеличения или уменьшения длины шагов служит команда учителя «Шире шаг!» или «Короче шаг!». К 4 классу учащиеся должны овладеть основными навыками рациональной ходьбы.

В дальнейшем навыки ходьбы совершенствуются на уроках физической культуры при выполнении различных строевых приемов. В 1 классе изучается основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». Во 2 классе изучается размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!». В третьем классе учебные требования представлены освоением следующих строевых приемов: команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, ходьба противоходом, «змейкой», «зигзаг». В четвертом классе к освоению предлагается следующие строевые приемы: команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; повороты кругом на месте; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны но одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом.

Бег в отличие от ходьбы имеет фазу полета. Занятия бегом предъявляют более высокие требования к организму, чем при ходьбе, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ускоряется обмен веществ. При беге комплексно проявляются и развиваются основные физические качества, такие как быстрота, сила, выносливость, ловкость и т.д.

У учащихся младшего школьного возраста имеются хорошие предпосылки в развитии выносливости. Дети 7-10 лет обладают достаточно развитыми способностями к значительной длительной работе, если она совершается в зоне умеренной интенсивности. Например, непрерывный бег в течение 5-10 мин на расстояние до 1,5 км становится для них посильным заданием. А, в целом, в условиях высокого психоэмоционального напряжения и активной физической работы семи-, восьмилетние школьники способны преодолеть за 30-40 мин 5-5,5 км.

В планировании учебного материала по бегу в начальной школе целесообразно выделить четыре блока упражнений. Это: 1) медленный равномерный бег в чередовании с ходьбой (в 1 классе - 1-3 мин, во 2 - 2-4 мин, в 3 - 3-5 мин, в 4 - до 6-8 мин); 2) бег на скорость (10-30 м); 3) бег из различных исходных положений; 4) бег с преодолением препятствий.

Медленный бег (35-40% максимума, скорость 1,8-2,2 м/с, т.е. каждые 100 м за 45-55 с) применяется для разминки во вводной части урока, при смешанном передвижении, при выполнении в движении различных упражнений - преодолении препятствий, перебрасывании мячей и т.н. В течение года учащиеся способны в данном режиме пробежать на уроках до 22-25 км (при общем объеме 40-45 км). Бегу умеренной интенсивности отводится около половины всего времени занятий данным видом упражнений. Это бег со скоростью 2,2-2,8 м/с (каждые 100 м за 35-45 с), что составляет 41-50% от максимальной интенсивности. Иначе говоря, это бег вполсилы. Важное место в комплексе средств беговой подготовки отводится бегу максимальной интенсивности. По километражу его объем относительно небольшой (всего 4-5 км в год, что составляет 10-12% общего объема), но по значению этот вид бега играет весьма существенное влияние на развитие школьника и укрепление его функциональных систем. Другой формой использования беговых нагрузок становится бег большой и средней интенсивности, переходящий частично в зону субмаксимальной интенсивности. Это бег, готовящий организм к работе в условиях смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения. По километражу он составляет 35-40% всего объема беговых нагрузок. Он труднее всего переносится школьниками, и включать его в уроки со школьниками младших классов надо осторожно и постепенно.

Бег по праву считается основой не только легкой атлетики, но и широко представлен в русской лапте. Следовательно, обучать детей беговым упражнениям, учить их бегать надо уже с 1 класса. Основными упражнениями в освоении навыков бега, воспитании скоростных способностей в 1-2 классах являются: обычный бег, бег с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.); бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3x5 м, ЗхЮ м; эстафеты с бегом на скорость. Бег в течение длительного времени и на большое расстояние в начальных классах недопустим.

Приступая к реализации учебной программы по беговой подготовке, следует начать, прежде всего, с имитации движения рук и ног на месте. Этому могут содействовать следующие комплексы упражнений.

Комплекс I

  • 1. «На параде». Энергичная ходьба на месте, высоко поднимая колени (до прямого угла), с акцентом на 3-й и 7-й счет под левую ногу. Туловище держать прямо.
  • 2. «Бег на прямых ногах на месте». Исходное положение (и.п.) - руки на пояс. На каждый счет поочередно выносить ногу вперед. Темп быстрый, ноги в коленях не сгибать, спина прямая.
  • 3. «Смена рук». И.п. - широкая стойка, руки вперед скрестно, ладони вниз. 1-7 - максимально быстрая смена положений рук на каждый счет; 8 - руки в стороны.
  • 4. «Хлопок под ногой». И.п. - основная стойка (о.с.), руки в стороны. 1 - мах левой и хлопок под ногой; 2 - и.п.; 3-4 - то же правой. Опорную ногу в колене не сгибать.
  • 5. «Пружинка». И.п. - узкая стойка ноги врозь. 1 - глубокий присед, руки на колени; 2 - встать. На счете 2 - быстрый акцент.
  • 6. «Сигнал». По заданию учителя ученики выполняют упражнения. По сигналу (хлопку, свистку) дети прыжком поворачиваются направо и продолжают выполнять упражнение до следующего сигнала.

Комплекс II

  • 1. Ходьба на месте. По сигналу (хлопку) быстро присесть и встать. Спину держать прямо.
  • 2. «Бег лошадки». И.и. - руки на пояс. 1-4 - бег на месте, высоко поднимая бедро; 5-8 - захлест голени назад. Туловище держать прямо, ногу ставить с передней части стопы пружинистым движением.
  • 3. «Бокс». И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, кисти слегка сжаты в кулаки на уровне груди. 1 - «удар» прямой рукой; 2 - и.п.; 3-4 - то же другой рукой. Руки выпрямлять в локтях, движения быстрые.
  • 4. «Штангист». И.п. - стойка ноги врозь. 1 - руки к плечам, локти вниз, пальцы сжаты в кулак; 2 - руки вверх; 3 - руки к плечам; 4 - и.п.
  • 5. «Попрыгунчики». И.п. - руки на пояс. 1-2 - прыжки на двух; 3 - прыжком поворот направо, хлопок перед грудью; 4 - и.п.

Комплекс III

  • 1. Ходьба на месте в разном темпе с различными положениями рук (на пояс, к плечам, за голову, в стороны, вверх, за спину).
  • 2. «Бег на месте с поворотами». И.п. - о.с, руки согнуты в локтях, как при беге. 1,2,3 - бег на месте; 4 - не прекращая бега, поворот налево. Упражнения выполняют с четырьмя поворотами.
  • 3. «Поймай комара». И.п. - о.с. 1 - быстро выполнить хлопок перед собой, руки согнуты; 2 - И.п.
  • 4. «Ванька-встанька». И.п. - о.с. 1 - присесть; 2 - встать. На счет 2 упражнение выполнять быстро, обращать внимание на полное выпрямление ног.
  • 5. «Зайка». И.и. - о.с, руки в стороны-вниз. 1 - быстрый прыжок на обеих направо; 2 - быстрый прыжок на обеих налево. Счет медленный.

Среди многообразных задач, которые решаются на уроках физической культуры в 1 классе, следует выделить такую, как обучение умению бежать равномерно. В 1 классе равномерный бег включают в урок в виде кратковременных и небольших по расстоянию перебежек в чередовании с ходьбой. Сочетание бега с ходьбой для учеников 1 класса ограничивается 60-метровой дистанцией. Главная задача при обучении этому упражнению - воспитать у детей умение правильно, плавно, постепенно переходить с одного вида движений на другой. Упражнение рекомендуется начинать с медленной ходьбы, затем темп ходьбы постепенно учащается, подается команда перейти с ходьбы на медленный бег. После 15-20 м бега снова подается команда перейти на быстрый шаг с постепенным замедлением ходьбы до обычного темпа. Учитель ведет соответствующий подсчет, чередуя его с хлопками. Внимание учащихся обращается на свободное дыхание. После окончания бега с ходьбой необходимо выполнить несколько упражнений на дыхание, приводящих организм в относительно спокойное состояние. Например, на счет «один, два, три, четыре» поднять руки через стороны вверх (вдох) и на вторые четыре счета опустить руки вниз (выдох).

Среди основных ошибок, возникающих при беге у первоклассников, можно выделить следующие: 1) наклон туловища вперед или назад; 2) неправильное положение головы и плеч; 3) раскачивания из стороны в сторону (боковые колебания туловища); 4) бег на полусогнутых ногах, бег с постановкой ног на пятку или всю сгону, а не на носок; 5) неполное разгибание ноги при отталкивании; 6) неправильная работа рук: размахивания из стороны в сторону почти выпрямленными руками; 7) несогласованность в работе рук и ног. Как видно, возникающих ошибок очень много, к тому же можно назвать еще и более мелкие, например такие, как чрезмерно сжатые кулаки, общая напряженность и скованность при выполнении беговых упражнений. Для формирования правильной беговой осанки рекомендуется выполнять бег с гимнастической палкой за спиной, удерживая палку в сгибах локтей или за плечами. Для снятия закрепощенное™ мышц плечевого пояса, избегания судорожных, напряженных движений руками применяют бег с трубочками из бумаги или картона в руках: во время бега руки должны быть так расслаблены, чтобы трубочки не помялись. Для более эффективного усвоения того или иного упражнения в беге желательно проводить их под музыкальное сопровождение, в игровой форме, с индивидуальными и общими заданиями.

Изучение техники быстрого бега в 1 классе лучше всего начинать с использования групповых перебежек. Для этого на площадке вдоль стартовой линии в шеренгу строится группа из 8-10 учащихся, интервал два шага. Чтобы научить детей бегать, не теряя прямого направления, от стартовой линии размечают беговые дорожки шириной 1 м и длиной 10-15 м. Постепенно, от урока к уроку, их ширина уменьшается до 30-40 см. По команде учителя дети пробегают заданное расстояние в медленном или среднем темпе, а затем организованно следуют шагом в обход площадки снова к стартовой линии. Когда учащиеся научатся бежать в прямом направлении, можно осуществлять такие упражнения, как перебегание с одной стороны площадки на другую, бег наперегонки всем классом и т.д.

С первых же уроков следует проводить работу, направленную на воспитание быстроты движений в локальных упражнениях - частых до максимального темпа движениях рук и ног на месте.

Комплекс упражнений , имитирующих работу рук при беге

  • 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях под прямым углом. 1 - подняться на носки; 2 - и.п. Следить, чтобы туловище перемещалось строго вертикально.
  • 2. И.п. - то же, что в упр. 1. Имитация движения рук как при продолжительном беге. Следить за тем, чтобы угол сгибания рук в локтевых суставах не изменялся, локоть отводился назад до отказа, при движении руки вперед кисть поднималась до уровня лица, плечи не поднимались.
  • 3. То же, что в упр. 2, но при движении руки вперед разноименная нога, сгибаясь в тазобедренном и коленном суставе, поднимается вверх. Следить за тем, чтобы туловище сохраняло прямое положение, опорная нога не сгибалась, колено поднималось как можно выше.
  • 4. И.п. - то же, что в упр. У, но локти отведены назад до отказа. 1-2 - присесть, одновременно сделав резкий вдох, кисти в замок перед лицом; 3-4 - делая вдох, вернуться в и.п.
  • 5. И.п. - то же, что в упр. 1. Толчком двух ног легкие подпрыгивания на месте с имитацией движения руками при беге.

Далее рекомендуется бег в виде стартовых упражнений из различных исходных положений и ускорений с хода, а также упражнения в удержании максимальной скорости 3-4 с, что развивает необходимые скоростные и скоростно-силовые качества, вызывает в течение непродолжительного времени усиленную работу анаэробных механизмов энергообеспечения. В каждом уроке надо применять не менее 3-6 ускорений и 6-8 имитационных упражнений.

Продолжая обучение свободному, непринужденному бегу, учитель ставит во 2 классе и новые задачи - научить детей при беге ставить ногу с носка, бежать прямолинейно. К концу второго года обучения дети должны научиться бежать свободно, широкими шагами, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь на носок, с движениями рук, совпадающими по темпу с движениями ног. Туловище при этом должно быть слегка наклонено вперед, дыхание согласовано с ритмом движений.

Особое значение в обучении придается различным подводящим упражнениям. Последовательность выполнения упражнений в беге для освоения правильной постановки ноги на опору может быть такой:

  • 1. Бег по кольцам, разложенным на полу (земле) по прямой линии на расстоянии 80-110 см одно от другого. Обратить внимание на точное попадание носком ноги в каждое кольцо и высокое поднимание бедра.
  • 2. Бег по «коридору» шириной 30 см, ограниченному гимнастическими булавами, внутри которого разложены кольца.
  • 3. Бег по «лестнице» (начерченным на иолу линиям) в медленном, а затем, - в ускоренном темпе.
  • 4. Бег в сочетании с прыжками через набивные мячи после каждого третьего бегового шага.

Дистанция для чередования ходьбы и бега увеличивается во 2 классе до 100-150 м. Бег в чередовании с ходьбой проводят чаще всего во вводной части урока. Упражнение начинается с обычной ходьбы. Увеличивая частоту шагов, дети постепенно переходят на медленный бег (10-15 м).

После того как учащиеся снова перейдут на обычную ходьбу, необходимо выполнить в движении 2-3 упражнения для восстановления дыхания. Закончив упражнения на дыхание, повторяют чередование ходьбы с бегом. Чередование ходьбы и бега проводится в течение урока дважды.

Во 2 классе изучают бег с изменением направления. По сигналу учителя учащиеся меняют направление бега (вправо, влево, кругом) или обегают поставленные на пути предметы. Хорошими упражнениями здесь служат эстафеты с бегом по узким «коридорам» (шириной 30 см на расстояние до 40 м) по разложенным на полу гимнастическим кольцам, когда учащиеся вынуждены бежать на носках прямолинейно. Для обучения бегу по прямой применяется многократный бег на носках по «коридору». Последовательность упражнений в беге на носках в узком «коридоре» может быть такой: бег с бесшумной постановкой ног; с поднятыми в стороны руками; с согнутыми в локтях руками; по прямому «коридору» через линии, нанесенные на расстоянии 90-100 см одна от другой; по «коридору», имеющему форму дуги. Применяются другие беговые упражнения: бег вперед, назад, в стороны (на обусловленное число шагов); чередуя длинные и короткие шаги; 4 беговых шага вперед и 4 легких прыжка на месте; 4 беговых шага и 4 прыжка вперед на обеих ногах; бег с вращением рук вперед и назад, со взмахами вверх и вниз (птицы машут крыльями); с вращением согнутыми руками в плоскости движения (крутятся колеса тепловоза); с приседаниями; с принятием положений лежа на спине, животе и т.п. В ходе уроков целесообразно обучить младшеклассников бегу в колонне по два, по три, по четыре; с разбеганием и построением в колонну по командам учителя; с изменениями темпа и ритма по звуковым сигналам. Бег на скорость в этой серии уроков проводится в виде ускорений, спуртов, выбеганий со старта (из различных поз), эстафет, игровых упражнений типа «пятнашки». В некоторых случаях используется бег с гандикапом.

В младшем школьном возрасте нужно комплексно развивать все физические качества. До 9 лет выносливость в беге больше всего растет за счет увеличения мышечной силы. Увеличение силы дает также «прибавку» в быстроте и росте скоростно-силовых качеств. В дальнейшем двигательные качества менее зависимы друг от друга.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставляет детям радость и удовольствие, а также позволяет овладеть простейшими формами соревнований и правил, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов в беге. Вводя в уроки элементы соревнования, учитель обращает внимание учащихся не на количественный результат, а на лучшее качество движений в беге. К числу подвижных игр, содействующих закреплению и совершенствованию навыков бега, развитию скоростных способностей следует отнести различного рода линейные эстафеты, игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки».

Подвижные игры

Игры для учащихся 1-2 классов

«Ксвоим флажкам». Место и инвентарь. Площадка (зал), 2-4 флажка. Подготовка к игре. Играющие, разделившись на несколько групп (по 5-6 человек в каждой), становятся в кружки. В центр каждого кружка выходит дежурный (один из группы) с флажком в руке, отличающимся по цвету от других (рис. 2.1). Описание игры. Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке и становятся лицом к стене (если играют в помещении) или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Руководитель дает сигнал: «Все к своим флажкам!», и играющие открывают глаза и быстро бегут к своему флажку, образуя кружок вокруг своего дежурного с флажком. Побеждает группа, построившаяся в кружок первой. Можно построить играющих в каждой группе

в затылок к дежурному в колонну по одному. В этом случае играющие по сигналу собираются в колонну за своим дежурным. Если играющих не много и они хорошо знают друг друга, дежурным можно не давать флажки, а играющие запоминают своих дежурных и по сигналу бегут к ним. Правила игры: 1) играющим нельзя открывать глаза или поворачивать голову, стоя лицом к стене до сигнала: «Все к своим флажкам». Если игрок откроет глаза преждевременно, то его группа проигрывает; 2) дежурные обязательно должны менять свои места. Если они этого нс сделают, то победа их группе не засчитывается. Вариант игры. Когда играющие разбегутся, им можно предложить встать перед преподавателем и выполнять за ним разные движения. По сигналу все занимают места около своих дежурных. В случае, если играют без флажков, подается команда: «Все к своим дежурным!».

Рис. 2.1.

«Два мороза». Место и инвентарь. Площадка (зал), мел. Подготовка к игре. На противоположных сторонах площадки (зала) на расстоянии 10-20 м линиями отмечают «дом» и «школу». Выбираются два водящих - «морозы», остальные играющие - «ребята». Ребята располагаются в одну шеренгу за линией дома, а посредине площадки, на «улице», стоят «два мороза» (рис. 2.2). Описание игры. Морозы обращаются к ребятам со словами:

«Мы - два брата молодые,

Два мороза удалые».

Один из них, указывая на себя, говорит:

«Я - мороз красный нос».

«Я - мороз синий нос». И... вместе:

«Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься?»

Все ребята отвечают:

«Не боимся мы угроз,

И нс страшен нам мороз!»

После этих слов ребята бегут из дома в школу (за черту на другой стороне). Морозы ловят и «замораживают» перебегающих. Осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их застал мороз. Затем водящие опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным игрокам. Морозы осаливают перебегающих ребят и тем самым мешают им выручать «замороженных». Во второй раз морозы говорят не весь речитатив, а только последние фразы: «кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься». После двух перебежек выбирают новых морозов из непойманных ребят, а пойманных подсчитывают и отпускают. Водящих меняют 2-3 раза. Выигрывают ребята, нс попавшиеся морозам ни разу, а также лучшая пара водящих. Отмечаются ребята, которые выручали своих товарищей. Правила игры: 1) играющие выбегают из дома только после слов: «И не страшен нам мороз»; 2) выбежав из дома, нельзя бежать обратно или задерживаться в доме. В том и другом случае игрок считается пойманным; 3) «замороженные» ребята, стараясь быть вырученными, не имеют права сходить с места, на котором были заморожены. Убежавший со своего места выходит из игры.


Рис. 2.2.

«Встречная эстафета». Участники строятся в колонны и располагаются друг против друга на расстоянии 15-20 м. У игроков, стоящих впереди колонн на одной стороне площадки, по волейбольному мячу. По команде «Марш!» игроки с мячами бегут к впереди стоящим второй половины своей команды, располагающимся напротив, отдают им мячи и встают в конце этой колонны. Игроки, получившие мячи, бегут к своей половине команды, стоящей напротив, отдают мячи очередным игрокам, встают в конце колонны и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Между эстафетами следует выполнить упражнение на внимание.

«Эстафета с палочкой». Команды выстраиваются в колонны. У первых игроков в руке эстафетная палочка. По сигналу учителя первые игроки, добежав до обусловленного места, возвращаются и, обегая свою колонну, передают палочку очередному участнику. Способ передачи эстафетной палочки разучивают заранее. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и допустившая меньшее количество ошибок.

В 3 классе продолжается обучение бегу с изменением частоты шагов. Дополнительно ставится задача научить детей по сигналу достаточно точно и быстро изменять длину шагов. Начиная с этого класса, в уроки физической культуры вводят бег на скорость, а также бег с попутным преодолением небольших препятствий.

При обучении бегу на скорость надо научить учащихся при быстром темпе сохранить все правильные, рациональные движения и прямолинейность бега. Особое внимание уделить упражнениям, способствующим развитию частоты беговых шагов.

Последовательность обучения бегу на скорость может быть такой:

  • 1. Медленный бег с последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений при ускорении и постановкой ноги с носка.
  • 2. Имитация движений рук, стоя на месте. Руки согнуть в локтях. Беговые движения руками начинают медленно, а затем ускоряют. Выполняют упражнение 2-3 раза по 10 с. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость широких и свободных движений руками.
  • 3. Бег с ускорением на 20-30 м. Дистанция делится поперечными полосами на 3 отрезка. На первом отрезке ученики бегут в среднем темпе, на втором темп бега возрастает, на третьем становится быстрым. Затем учащиеся переходят на медленный бег и ходьбу. В начале обучения бег проводят шеренгами, затем группами по 4-6 человек.
  • 4. Бег на скорость до 40 м. Наносят линию старта, в 20-25 м от нее чертят поперечную линию, а еще через 15-20 м - линию финиша. Учащиеся, разогнавшись на первых 20-25 м, стремятся пробежать зону, отмеченную линиями, как можно быстрее. Упражнение выполняют группами в 4-5 человек или нарами. Для лучшего развития быстроты пары составляют из равных по силам учащихся.
  • 5. Бег по «частой горизонтальной лестнице», т.е. по линиям, начерченным на площадке в 40 см одна от другой. Проводят в форме соревнований между командами. Для развития быстроты бега применяют также игры- упражнения и подвижные игры.

В 3-4 классах решается задача управления скоростью передвижения в беге на различных отрезках дистанции.

Статьи по теме: