Инновационные процессы в спорте и спортивной индустрии. Применение инновационных методов в спортивном ориентировании Описание экспериментального исследования

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дутов В.С.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Предполагается, что внушение - это такая подача словесной информации, которая воспринимается без критической оценки сознанием, т. е. корой головного мозга (КГМ), и оказывает влияние на течение всех психо-нервно-гормональных и психо-телесных процессов. Внушение содержится в любом общении людей, даже в любом не словесном общении. Любая речь - это внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего и готовности слушающего поверить, от активности его ума. Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума.

Сопутствующее внушению понятие - «внушаемость». Человек обладает врожденным механизмом податливости к внушению, который находится в определенной связи с присущими людям способностями к научению и развитию. И это очень важно! Иными словами, способность к самонаучению и саморазвитию зависит от уровня самовнушения. Каждому для успеха в своей жизнедеятельности и саморазвитии педагогически оправданным будет принять на веру правило, что нет гипнотического внушения, а есть только самовнушение. И нужно всячески развивать в себе самовнушение. В связи с этим, нас интересует прежде всего самовнушаемость, которую прогрессивный умный человек должен в себе всячески развивать. Если человек хочет добиться успеха в жизни, то способности к научению и развитию он может развивать только с помощью самовнушения. Известно, что если человек не будет сам себе внушать нужные для достижения целей жизни стереотипы думанья, стереотипы чувствования, стереотипы поведения, стереотипы действования, то эту пустоту заполнит влияние внешнего окружения, которое сформирует у вас стереотипы нужные окружению.

Например, стереотипы защитных функций обыденной жизни (боязнь критики, привязанность к общепринятому, неуверенность в себе и др.). Ясно, что с такими стереотипами ни в спорте, ни в жизни успеха не достигнешь. Если вы не будете развивать ваши творческие способности путем целенаправленного самовнушения, что вы свободны от действия защитных функций обыденной жизни и отпустите эту жизненную функцию на самотек, то за вас это будет делать ваше окружение, которое будет манипулировать вашим сознанием в своих личных целях.

Внушение происходит в состояние КГМ, когда один участок мозга более активизирован, чем другие. Причем этот участок находится в состоянии повышенной возбудимости, как бы подчиняя и используя другие участки КГМ для сверхфункции, когда привычные связи между клетками используются для целей сверхфункции. Когда на настроенную таким образом кору как раздражитель поступает внушение специалиста, оно не встречает критически-оборонительного сопротивления и распространяется на нужные участки коры. Фактически под действием внушения в коре образуются новые

очаги возбуждения для сверхфункциональной деятельности различных участков коры. Благодаря этому внушаемость усиливается в зависимости от глубины транса, но следует заметить, что при переходе в обычное сознательное состояние гипновнушаемость исчезнет, т. к. уже нет сторожевого участка, который поддерживал гипноконтакт со специалистом и принимал, и проводил в нужный участок коры вербальные раздражители.

Подобно сторожевому участку начинают функционировать и очаги головного мозга, возбужденные внушениями специалиста, а также очаги проблем, которые растормаживаются при вхождении пациента в транс. За счет погружения в транс сознание передает свои обычные контролирующие функции подсознанию, переходя в состояние сверхсознания. Таким образом, мозг функционирует по-другому, как бы улучшено.

Фактически гипновнушение представляет собой избирательное внимание, при котором специалист может фактически направлять мысли спортсмена. В данном случае в мозге начинает функционировать механизм научения. Если однажды спортсмен научился контролировать эмоции, значит, это реально для него и в перспективе возможно не только под воздействием слов гипнотерапевта, но и по собственному желанию и даже автоматически. В состоянии гипновнушения происходят реальные изменения гормональной сферы спортсмена, уровня биологически активных веществ и т. д. Это говорит о том, что воздействие гипновнушения не ограничивается только областью коры и подкорки. Возбуждение из различных отделов коры в железы внутренней секреции, иммунную систему организма передается по гипоталамо-гипофизной системе. При этом гипоталамус представляет в ней центральную нервную систему (ЦНС), а гипофиз - эндокринную и иммунную системы. Гипоталамус воспринимает нервные возбуждения от различных отделов КГМ и передает их гипофизной системе. По этой же схеме распространяются воздействия стресса, что приводило к стрессовому функционированию гипофиза и соответствующим изменениям в эндокринной и иммунной системах.

В состоянии гипновнушения в гипоталамо-гипофизную систему начинают поступать совершенно иные раздражители, что сказывается на ее функционировании. Возбуждение, возникающее в КГМ запускает функционирование гуморальной системы, и гипновнушение продолжает функционировать, и положительные эффекты наблюдаются через несколько часов и даже дней после гипновнушения. Это связано с деятельностью гипофизной системы. Гормоны гипофиза контролируют деятельность всех желез внутренней секреции, и действие гипновнушения доводится практически до клеточного уровня. Соответственно, слово, услышанное спортсменом в состоянии транса, реально может дойти до уровня ДНК каждой клетки организма.

В настоящее время известны не все механизмы, приводящие к эффекту гипновнушения. Однако чем больше мы исследуем, тем менее идеалистически представляется нам гипновнушение и тем более предсказуемым и прогнозируемым становится наше воздействие.

Следует понимать, что гипновнушение - это, в первую очередь, воздействие на головной мозг и всегда следует помнить об уникальной индивидуальности мозговой деятельности каждого спортсмена. Понимание нейрофизиологических особенностей гипновнушения дает ясное представление тренеру, как тренировать спортсмена для достижения им спортивного и жизненного результата.

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

Гипновнушение должно применяться в спортивной тренировке как учебнотренировочная система, создающая у борца внутреннее ощущение свободы и раскрывающая его потенциальные сверхвозможности.

С помощью гипновнушений можно сменить традиционную установку на тренировку как тяжкий труд, обеспечивая возрастающую уверенность атлета в собственных силах и облегчая ему переход от обучения и тренировки к самообучению и саморазвитию.

Тренер при использовании гипновнушений в учебно-тренировочном процессе должен соблюдать следующие принципы: принцип гармоничного единства

«сверхсознания - сознания - подсознания» в тренировке сверхфункций мозга; принцип радостной раскрепощенности (не напряженности); принцип гипнотической взаимосвязи «тренер - спортсмен».

Гипновнушения помогают избавиться от ложной активности, которая утомляет и не улучшает результативность учебно-тренировочного процесса, и создать внутреннюю резервную активность, которая происходит от мотивированного положительного отношения к тренировке результата соревновательного. С помощью внушенного сна-отдыха быстрее происходит восстановление работоспособности. Гипновнушения зарекомендовали себя как эффективное средство ликвидации неблагоприятных предстартовых и стартовых состояний и как действенное средство психопрофилактики, психогигиены и психотерапии нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.

Установлено, что гипнотический транс легче достигается и внушаемость намного выше во время напряженной спортивной деятельности. Транс - это также естественное состояние и спортсменам надо учиться вхождению в транс. В трансовом состоянии спортсмен способен к «бессознательному обучению». При напряженной мышечной деятельностиборцы легко научаютсявходитьвтрансовоесостояние, котороепредставляет собой вид сверхсознательного трансового состояния (СТС). Соответственно, 5-минутную схватку удобнее тренировать как 30-секундные отрезки методом «скороговорки», когда через 30 секунд начинается дефицит энергии креатинфосфата в мозге и спортсмен легко входит в СТС, оптимальное для гипновнушения. В таком состоянии тренируется как бы «управляемая спонтанность» в движениях в ответ на движения соперника. Петля коррекции движений по спиральному кругу «ЦНС - мышцы - ЦНС» электрически коротко замыкается через нижележащие отделы подкорки, а не через КГМ. Для методики тренировки это так важно и просто!!! Потому что время проведения броска на много короче, чем время мысли, как этот бросок сделать.

Транс является тем состоянием, которое облегчает обучение и спортсмен начинает создавать новые образы достижения, менять установки, что позволяет ему достичь успехов в спорте и жизни. Когда тренер чувствует, что межличностная связь (гипнотическая связь «тренер - спортсмен») уже сложились, он начинает привлекать внимание атлета к фрагментам его внутреннего опыта, который находится вне его сознания,- таким образом ведет его к тем ресурсам, которые он имеет в подкорке, но не осознает, не замечает, т. к. они находятся в подсознании, в подкорке головного мозга. Нужно расширить «систему проблем» спортсмена и превратить ее в «систему решения проблем». А для этого необходимо сначала присоединиться к замкнутой системе проблем атлета и присоединиться так, чтобы не ощущалось никакого различия между борцом и тренером. Присоединение является необходимым резонансным настраиванием для образования гипнотического контакта (раппорта) между тренером

и атлетом. Нужно помочь борцу перерасти свои «сознательно» приобретенные на протяжении жизни ограничения так, чтобы внутренние, «бессознательные», возможности были полностью реализованы в спортивные и жизненные результаты. Современный человек обременен, к несчастью, гордыней «сознательного» и убежден, что вся его психическая деятельность может проходить только на сознательноконтролируемом и волевом уровне.

В СТС сознание освобождается от мелочного контроля и выполняет функции сверхсознания, а весь мелочный контроль передается подсознанию. Мелочный контроль сознания не всегда нужен для того, чтобы учиться и научаться, потому что в нем (в сознании) много предубеждений. Современный человек потихоньку теряет раппорт с бессознательным (становится пациентом) и сворачивает с бесконечного пути внутреннего самообучения.

Современные технологии в тренировочном процессе.

Я.А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения следующую: «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была определена и другая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки» . Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами. Как видим, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их использования – результат . Это базовое основание любой технологии образования. Педагогическая технология - это систематичное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

В своей работе в тренировочном процессе я применяю следующие технологии:

Технологию проблемного обучения , когда перед учащимися ставится определённая проблема, например в какой стойке правильнее принимать волейбольный мяч при приёме снизу. Учащиеся пробуют выполнить приём в низкой, средней и высокой стойках и определяют оптимальный вариант приёма мяча снизу. Технология обучения в содружестве .

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условии для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха, только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.

Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми навыками, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам: «награды» команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу. в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения тренировочного материала.

Дифференциация по способностям осуществляется на основе учета уровня обученности, развития учащихся. Задача педагога - Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания. 2. Последовательное освоение и наработка техники..
Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в: делении учащихся на группы (по уровню возможностей, способностям) разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями возможностей учащихся. Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: Для первой группы (группа “А”) 1. Пробудить интерес к виду спорта путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и навыках. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для второй группы (группа “В”) 1. Развивать устойчивый интерес к виду спорта. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся навыки для успешного изучения нового материала. 4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием.. Для третьей группы (группа “ С”) 1. Развивать устойчивый интерес к виду спорта. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать умения учащихся.

В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Использование различных личностно-ориентированных технологий позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в практической деятельности на тренировке., осмысливать новые навыки с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания.

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является: средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации; средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала; универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
Ребята могут посмотреть видеофрагменты тренировок своих ровесников, выполнение каких то технических приёмов, а затем попробовать выполнить на тренировке.

Применение компьютерных технологий в тренировочном процессе способствует реализации следующих педагогических целей: развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности.

Игровые технологии имеют различную направленность: 1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; 2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности; 3) развивающие – развитие внимания, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие тренера с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, снижение конфликтных ситуаций на тренировках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в группе.

На сегодняшний день, в связи с резким увеличением объема тренировочной и соревновательной деятельности в различных видах спорта, восстановление функциональных возможностей организма спортсменов является одной из ведущих и актуальных проблем, которая представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение в учебно-тренировочном процессе спортсменов различной квалификации.

Кроме того, восстановления спортивной работоспособности и нормализация функционального состояния организма после тренировочных и соревновательных нагрузок является неотъемлемой составной частью системы подготовки спортсменов. Поэтому, поиск новых средств восстановления, их научное обоснование и внедрение в учебно-тренировочный процесс спортсменов является одним из важнейших условий оптимизации и интенсификации тренировочного процесса, а также дальнейшего повышения спортивной работоспособности.

Целью этой статьи, что составляет одну из составляющих нашего исследования, обосновать важность средств восстановления в учебно-тренировочном процессе спортсменов.

Восстановление организма - это возвращение физических параметров организма в норму, а также повышение адаптационных возможностей после выполнения физической работы.

Восстановительные средства в физическом воспитании и спорте - это комплекс педагогических, медико-биологических, психологических и других средств, направленный на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, повышение работоспособности до первоначального или близкого к нему уровню, а также возвращение спортсмена к учебно-тренировочному процессу.

Весь комплекс средств восстановления должен быть направлен на устранение функциональных изменений в организме и восстановление гомеостаза. Основные усилия по восстановлению функций спортсмена должны быть направлены, главным образом, на содействие естественному ходу восстановления, направления восстановительных, биосинтезирующих процессов в наиболее благоприятное, эволюционно-закрепленной русло с устранением причин, которые их замедляют, а не на ускорение процесса. Однако, это не исключает применение средств, стимулирующих естественный процесс протекания восстановительных и адаптационных реакций.

Для повышения эффективности восстановительных мероприятий многие специалисты рекомендуют комплексное применение различных восстановительных средств во всех звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо- и микроциклах, а также в течение тренировочного дня. Для рационального планирования тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий важное значение имеет постоянно поступающая информация об особенностях развертывания процессов утомления и восстановления в организме спортсменов после отдельных различных по направленности, характеру и величине тренировочных нагрузок в недельном тренировочном микроцикле (кумулятивный эффект). Все это позволяет более эффективно применять различные средства

восстановления. При разработке восстановительных мероприятий необходимо учитывать основные функциональные звенья, обеспечивающие работоспособность в данном виде спорта, и конкретные, лимитирующие работу данного спортсмена. Вместе с тем выбор и методика применения средств восстановления зависят от способности спортсмена выполнить запланированный объем физических нагрузок на данном этапе тренировочного цикла.

Мы соглашаемся с мнением В.Н. Платонова, что выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок.

В спортивной практике чаще всего предполагается использование восстановительных средств в период соревнований для направленного воздействия на процессы восстановления не только после выступления спортсмена, но и в процессе его проведения, перед началом следующего круга соревнований, а также в повседневном учебно-тренировочном процессе. Кроме того, использование восстановительных средств в физическом воспитании и спорте также имеет большое значение в профилактике различных болезней.

Регулярные, правильно построенные тренировки, рациональное сочетание нагрузки и отдыха, рациональное сбалансированное питание с дополнительным применением меда, цветочной пыльцы, кураги, прополиса, здоровый образ жизни, обоснованное заполнение энергетических, пластических, нервно-психических запасов и создания необходимых ресурсов в организме, антиоксиданты и адаптогены, витамины, коферменты, гепатопротекторы, иммуномодуляторы - это достаточный арсенал современных восстановительных средств, направленный на устранение функциональных изменений в организме, естественное протекание восстановительных и адаптационных процессов, укрепление здоровья и профилактику перенапряжения даже в условиях самой напряженной тренировки.

Таким образом, правильно организованное восстановление с использованием средств восстановления способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок и в конечном итоге оздоровительному эффекту занятий в целом.

Литература

  1. Кузин В.В., Лаптев А.П. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности / В.В. Кузин, А.П. Лаптев. - М.: РГАФК, 1999. - 31 с.
  2. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О.М. Мирзоев. -М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 202 с.
  3. Платонов В.Н. Адаптация в спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровье, 1988. - 216 с.
  4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 186 с.

Применение современных инновационных и компьютерных технологий в спорте .

Как нам известно еще из школьной программы термин «Инновация » озвученное с латинского языка трактуется как – новизна , изменение .
Современный спорт в своем теоретическом и практическом развитие неотъемлемо присвязан к развитию инновационной деятельности человеческого общества .
Все это в первую очередь проявляется в создании современной уникальной концепции физического и духовного воспитания профессиональных компетенций тренирующегося спортсмена , совершенствование и обновление системы подготовки и перевоплощение архаичных методик тренировок в передовые современные тренировочные процессы на всех периудах подготовки спортсмена .
Применение современных спортивных технологий характерно не только для спорта высших профессиональных достижений но и применим на уроках физической подготовки обучающихся студентов и школьников . Внедряя методики инноваций и современных тендеций физического воспитания молодому поколения удается привить совершенное развитие физических навыков и пробудить у них понимания надобности и интереса к занятиям спортом и физкультурой .

Применение спорта в воспитании молодого поколения .

Уроки физкультуры как для школьников так и для студентов неотъемлемая комплектующая гуманитарного образования , составная воспитательного процесса взращивания компетенций и профессиональных навыков молодого человека .
С удивительной особенностью в воспитании и совершенствовании навыков физической культуры и спорта в методиках школьного и вузовского преподавания вписалось применение нетрадиционных видов спорта в данных процессах обучения .
Одним из самых известных нетрадиционных видов физических упражнений является восточная методика — ЙОГА .
Йогу можно характеризовать как одно из древнейших религиозно —философских системных течений в базисе которого стоят навыки умения управления психикой и физиологической регуляцией человеческого организма . Упражнения в йоге основаны на способности организма и совершенствование навыков напряжения и расслабления мышечной системы – основанные на обычной релаксации , искусства растяжения и регуляции глубины и частоты дыхания вплоть до возможности влиять на циркуляцию кровеносной системы и скорости кровотока и конечно же концентрации как внимания так и всего организма .
Применение методики Йоги способствует
1 .Развитию силовых качеств и гибкости обучающихся школьников и студентов .
2 .Возможности комбинаций упражнений традиционной Йоги с другими комплексами упражнений .
3 .Возможность работы с группами диспансеризации и медицинского учета .
4 .Комплекс упражнений оказывает седативный и релаксирующий эффект на организм .
Особое внимание также следует отнести к набирающему серьезную популярность видов спорта как – скандинавская ходьба .
Скандинавской ходьбе присуща высокоэффективная в совершенстве применения специальной техники и методики ходьбы с использованием уникальных вспомогательных палок при движении руками и их работе . Этот вид спорта собирает множество сторонников и радует своей возможной доступностью и применимой простотой для занятий , в том числе не требующий огромных затрат энергии с уникальной тотальной работой мышечного карсета .
Не маловажным фактором растущей популярности является возможность проведения тренировочных занятий практически в любом месте при любых климатических условиях в том числе при разной физической подготовленности тренирующихся спортсменов или же просто занимающихся .
Скандинавская ходьба способствует —
1 . Тонусу мышечного корсета как верхней так и нижней части тела .
2 . В тренировочном процессе участвует практически до 90 % мышечных волокон тела .
3 . Использование палок способствует снижению давления на коленный сустав и в том числе позвоночный столб , что имеет немаловажный аспект для занятиях в группах здоровья или же диспансерных группах ограничений .
4 . Происходит улучшение работы сердечного ритма , частоты пульса
5 . Проводит корреляцию осанки и проблемных зон шеи и плечевого сустава .
6 . Производит улучшения чувства равновесия и координации организма .

Современные инновационные технологии спорта в профессиональном аспекте .
Современный спорт не мог остаться в стороне от инновационных внедрений , научных методик и разработок . Рассмотрим это на примере инновационного продукта используемого для достижения эффекта программной автоматизации спортивного процесса и в том числе с возможностями автоматизации административной составляющей любой спортивной автономной организации — ПО « Альфа Спорт »
Данный продукт способен отслеживать и организовывать проведение тренировочного процесса спортсмена , проводить качественный анализ выполнения тренировочного задания дала возможность тренерскому составу и самим участникам спортивного процесса а то есть спортсменам способности достижения высоких планов и спортивных результатов .
Взяв на вооружение методику контроля и анализа больших данных современный инновационный тренер получает возможность планировать и прогнозировать будущие результаты спортсмена на соревнованиях , подвергать анализу эффективность тренировочного процесса в прямой корреляции от тренировочного цикла и подготовительного процесса .
В итоге система дает возможность тренерскому составу иметь длительные спортивные календари или же дневники событий основанные на индиыидуальгых графиках тренировок современного спортсмена . Инновационный продукт имеет насыщение фото и видео возможностями вводом карт медицинского контроля и в том числе продвижению документооборота внутри членов спортивной организации .
Медицинская составляющая данного ПАК « Альфа Спорт » сохраняет полную конфиденциальную отчетность и хранения полученных данных не вынося информацию в открытый доступ .
Следует отметить про интересующий многих модуль распределения ресурсов в котором отслеживается контроль хранения инвентаря и различного снаряжения спортивной организации .

Современный спорт в последние годы очень сильно изменился и развивается на приличных скоростях.

Данные инновационные решения спорта вам конечно же известны, но все еще раз освежим и рассмотрим в развивающихся тенденциях.

1.Системы мониторинга функционального состояния спортсмена (GPSports-Alfa)- представляет собой инновационный программно-аппаратный комплекс, предложенный компанией Alfa Telecom, помогающий спортсмену и тренеру в тренировочном процессе и сверхнагрузках человека в экстремальных условиях и подготовки к ним. Прибор сочетает в себе достижения современных инновационных технологий и спорта как науки, дает возможность тренеру понять и в срочном порядке отреагировать на то, что спортсмен находится под критической нагрузки воздействия спортивного режима.. Что является на сегодня уникальной передовой технологией для скрининга спортсмена и профилактики спортивного травматизма в том числе.

2 Современный мир захлеснула волна использования программ видеоаналитики, которым мы неоднократно уделяли внимание на страницах нашего сайта.Не обошло внимание современных аналитических систем видеонаблюдения и спорт. Предложим вашему вниманию программу автоматизации записи спортивных и тренировочных процессов с использованием аналитики -RoboticEye. Программа во время прохождения тренировочного процесса при помощи камер видеонаблюдения снимает игровой процесс, копирует полученные данные, архивирует в базу данных и кончено же подвергает все возможному анализу и сравнению с прошлыми событиями и игровыми моментами. Программа проста в обслуживание и в настоящий момент взята на вооружение многими командами- «Барселона», «Бавария» и др.

3.Современный спорт преследует череда допинг скандалов и разоблачений в употребление запрещенных препаратов спортсменами. Люди с древних времен изучали возможности стимуляции человеческого организма и икали и изобретали вещества способствующие выступать и соревноваться лучше.Впервые медицина и спорт столкнулись с употреблением допинга еще в далеком 1865 году при употреблении запрещенного препарата пловцами из Голландии.

Мы уделяли проблеме допинга в ииновационных технологиях спорта на страницах нашего сайта .

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Организация и методика учебно-тренировочной работы

по волейболу с девушками 10-15 лет»

Соколенко Ирина Николаевна

тренер - преподаватель по волейболу

г. Покачи

2015

Раздел 1. Формальные параметры

Раздел 2. Содержательные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта

2.4. Методологическая база педагогического опыта (подходы и принципы, положенные в основу проектирования опыта)

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Раздел 3. Результативные параметры

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

3.2. Распространение педагогического опыта

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта

3.5. Публикация педагогического опыта в печати

1. Формальные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта.

Волейбол как спортивная игра появилась в конце прошлого века в США. Современный волейбол – олимпийский и профессиональный – необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это силовая подача в прыжке, мощный нападающий удар у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.

Стремясь придать волейболу спортивную направленность, игроки выбирают все новые технические приемы подачи и перебивание мяча на сторону противника. Подача мяча – это уже не только способ введения мяча в игру, но и средство нападения. С каждым годом волейбол приобретает все большую популярность, его включают в программу крупных спартакиад. Возникает необходимость координации всей работы по волейболу.

Дальнейшее совершенствование техники и тактики волейбола тесно связано с поиском новых форм и методов учебно-тренировочной работы. Опыт показывает, что фундаментом дальнейшего развития волейбола в России является его массовость, т.е. чем больше молодежи мы привлекаем в этот вид спорта, тем дальше и выше наши показатели.

Правильная организация учебной работы в секциях и в других коллективах, создает предпосылки к пополнению сборных команд молодыми способными волейболистами. К обучению игре волейбол, особенно в секциях следует привлекать детей с 10–12-летнего возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Волейбол одно из активных средств укрепления здоровья, физического и умственного развития (быстрота мышления, умение принимать решения в быстро меняющихся ситуациях), повышения работоспособности и улучшения настроения. Занятия волейболом компенсируют дефицит двигательной активности, способствуя гармоничному развитию обучающихся. Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость, а все движения, применяемые при игре, носят естественные характер. Достоинство волейбола в его простоте, эмоциональности и зрелищности.

Секрет популярности волейбола в том, что доступен всем. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанные на беге, прыжках, метаниях. Популярность волейбола делает его значительным средством пропаганды физической культуры и спорта.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта

При формировании данного опыта я опиралась на основные нормативно-правовые документы в сфере образования, такие как:

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации";

Закон ХМАО-Югры "Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе-Югре";

- "Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года";

Одной из главных задач программы развития ДЮСШ является вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по волейболу.

Система спортивной подготовки по волейболу включает следующие компоненты:

Модель для изучения проблемы управления сложными движениями в вариативных условиях спортивной деятельности;

Разработаны методические приемы и взаимодополняющие друг друга технические средства, направленные на программированное усвоение эффективных спортивных достижений в волейболе.

Основными направлениями в своей педагогической деятельности как тренера, считаю:

  • Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к различным формам физкультурно-спортивной деятельности, с целью оздоровления.
  • Развитие массового детско-юношеского спорта (подготовка спортсменов массовых разрядов по волейболу).
  • Консультативная и методическая помощь педагогам общеобразовательных школ города и родителям в организации физического воспитания детей.

Основной проблемой, над которой работаю с 2009 года, является «Организация и методика учебно-тренировочной работы по волейболу с девушками 10-15 лет».

Своими задачами считаю:

В ходе апробации педагогического опыта разработала:

Методические разработки занятий с использованием современных образовательных технологий: « Передачи и прием мяча сверху и снизу двумя руками», «Обучение верхней прямой подаче»

Методическую разработку « Учебно-тренировочные занятия по волейболу
на этапе начальной подготовки »;

Карточки-задания с символическим описанием упражнений для работы на станциях при использовании метода круговой тренировки.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.

Представляя систему своей работы как инновационный опыт, я исходила из определения понятия «инновация». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности субъектов образовательной деятельности.

Необходимость в инновационной направленности своего педагогического опыта вижу в основных тенденциях современного развития общества и образования:

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, а инновация выступает средством обновления образовательной политики;

Во-вторых, изменение объема материала требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

В-третьих, изменяются требования к самому преподавателю. Изменение содержания образования, применение новых педагогических технологий и других инноваций требуют от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

Инновационная направленность педагогического опыта определяется следующими критериями:

1. Новизна . Эпоха «знаниевой» школы, когда знания давали, не задумываясь над тем, найдется ли им применение, ушла в прошлое. Я считаю, что сегодня важно учить тому, как добывать новые знания и эффективно применять их на практике, значимо не усвоение накопленного готового знания, а творческая самостоятельная работа с информацией с целью извлечения из нее необходимого знания.

2. Оптимальность , т.е. применяя инновационные технологии в системе работы, я достигаю результатов при минимальных затратах.

3. Результативность. Показателем эффективности применяемых мною методов и форм обучения в рамках педагогического опыта считаю стабильность результатов обучения, повышение познавательной самостоятельности и творческой обучающихся, развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

4. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Учитывая оптимальность (т.е. малозатратность) и эффективность применяемых форм и методов организации учебного процесса, я пропагандировала свой педагогический опыт первоначально для учителей ШМО, далее - ГМО в рамках педагогического марафона «Поделись опытом», имеются выступления на августовской конференции перед педагогическим сообществом.

2.4. Методологическая база педагогического опыта (подходы и принципы, положенные в основу проектирования опыта).

Методические подходы, используемые на занятиях с юными волейболистами.

Общепедагогические методы: наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств;

Принципы спортивной тренировки:

  • непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса;
  • максимальности и постепенности повышения требований;
  • волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
  • избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные;
  • моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Методика проведения секционных занятий по волейболу включает в себя следующие виды подготовки:

1. Теоретическая подготовка.

На теорию отводится 6 часов: 2 часа отводится полностью на отдельное занятие и 4 часа в виде 10-15 минутных бесед, до занятий.

2. Техническая подготовка

При обучении всем техническим приемам игры придерживаюсь следующей схемы:

  • Терминология приемов;
  • Демонстрация приемов (плакаты, фото, видео);
  • Объяснение техники приема с показом;
  • Практическое выполнение приема;
  • Использование упражнений (с мячом, партнером);
  • Работа на тренажерах, специальном оборудовании;
  • Выполнение упражнений с усложнением;
  • Выполнение технических приемов в условиях игры.

3.Тактическая подготовка.

Методы, используемые в процессе тактической подготовки аналогичны методам технической подготовки. При показе использую видеоматериалы, схемы, плакаты. Сложные действия разделяю на блоки из простых упражнений. Использую метод анализа действий (своих и противников).

4.Интегральная подготовка.

Методы: Совмещенных воздействий, игровой, соревновательный.

Средства:

  • Чередование упражнений для развития физ. качеств;
  • Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств;
  • Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях;
  • Многократное выполнение технических приемов подряд; то же – тактических действий.
  • Подготовительные к волейболу игры;
  • Учебные игры.

5.Психологическая подготовка.

Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой.

  • Выдержка, смелость, самообладание, решительность и дисциплинированность - для развития этих качеств, применяются упражнения связанные с риском и требующие преодоления чувства боязни, колебания.
  • Для распределения и переключения внимания полезны упражнения с несколькими мячами и различными перемещениями; упражнения, где требуется быстрое переключение внимания с объекта на объект, с одного действия на другое; развивать умение выделять наиболее важные объекты и второстепенные.

Вся работа направлена на гармоничное развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение основ техники волейбола, волевых и морально-этических качеств личности, формирование потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни. В дальнейшем происходит совершенствование технико-тактического арсенала волейболиста и приобретается соревновательный опыт с целью повышения спортивных результатов.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Повышение эффективности и качества физического воспитания детей находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:

  • возрастанием гиподинамии подростков, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки;
  • массовым падением интереса подростков к физической культуре в связи с появлением других, более сильных интересов.

Главная цель моей работы:

Формирование сборных команд девушек по волейболу г. Покачи, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на спортивных соревнованиях,

Популяризация игры в волейбол среди подрастающего поколения,

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  • системный подход к всестороннему развитию личности ребёнка;

Укрепление состояния здоровья; дальнейшее развитие физических: качеств, функциональной подготовленности; совершенствование технико-тактического арсенала волейболиста;

Приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов, воспитания специально психологических качеств;

Применение двигательного опыта в повседневной жизни.

Для достижения поставленных цели и задач использую различные методы, формы и средства в обучении, использую индивидуальный подход к каждому занимающемуся. В систему спортивной подготовки по волейболу я вовлекаю ежегодно максимальное число детей и подростков.

Российское спортивное движение базируется на научно обоснованной системе физического воспитания, в которой одно из основных мест занимают спортивные игры. Эти виды спорта способствуют наиболее полному и всестороннему развитию человека. Поэтому в современной спортивной школе используются новые методы, подходы, позволяющие совершенствовать технику и тактику волейболистов. В своей работе я применяю следующие методы:

Метод изменяемых форм, заключающийся в том, что техника совершенствуется в различных упражнениях: в паре с партнером, в учебно -тренировочной и соревновательных играх;

Контрольный метод, который максимально приближает совершенствование приемов к выполнению их в соответствующих условиях, близких к соревновательным;

Метод подводящих упражнений, состоящий в том, что путем применения специально подобранных упражнений облегчает усвоение и улучшает качество выполнения приема в целом и отдельных его деталей. Этот метод имеет 2 варианта: метод вспомогательных упражнений и специальных упражнений.

Для развития быстроты реакции обучающихся в сложных ситуациях, применяю тактику по комплексам, то есть, исходя из какой-либо ситуации в игре изучаю одновременно и атакующие, и защитные действия.

Применяя этапы совершенствования техники и тактики основных приемов и способов их подготовки, я одновременно провожу работу над совершенствованием физических качеств обучающихся.

Для совершенствования технических элементов непосредственно в процессе игры, применяю методы: демонстрации, словесный, разучивание по элементам, акцентированного внимания, эпизодов игры, дифференцирования. Таким образом, мною учитываются индивидуальные возможности и потребности каждого обучающегося, на основе которых выстраиваются индивидуальные пути обучения.

Для повышения эффективности процесса обучения так же использую все общепринятые дидактические принципы, а также новые идеи программированного обучения, как одну из форм реализации принципов последовательности и посильности. При обучении техническим приёмам игры главной задачей ставлю формирование эффективных динамических механизмов двигательной структуры (а не имитация таковых), реализующих основные условия эффективного решения двигательных задач волейболиста.

Основополагающим принципом эффективного обучения (без переучивания) структуре движений является принцип «только правильного выполнения» предлагаемых упражнений.

Для повышения эффективности процесса обучения двигательным навыкам игры в волейбол использую «опорные модели» технических приёмов. Они позволяют сформировать и закрепить в памяти обучающихся образы и вербальные формулы основных требований к структуре движений.

В своей работе подготовке юных волейболистов применяю различные виды обучения:

Словесный метод обучения.

Сообщаю учебную информацию, обучающиеся слушают, воспринимают, копируют способ действия и тем самым выполняют учебные задания.

Программированный вид обучения.

Предлагаю учебный материал, предварительно разбив его по частям. Обучающийся усваивает учебную информацию последовательно, по частям. Провожу контроль и самоконтроль.

Проблемный вид обучения.

Ставлю перед обучающимися проблему и выделяю ее основные части, заинтересовываю ребят. Обучающиеся осознают, понимают проблемную ситуацию, осуществляют поиск ответа, обеспечивают процесс разрешения проблемы, получают результат, усваивают знания, вырабатывают способ их приобретения.

Игровой вид обучения.

Присваиваю роли обучающимся, провожу игровой эксперимент. Получаем результат. Проводим обсуждение, делаем выводы.

Самостоятельный вид обучения.

Обучающийся самостоятельно находит, осознает, творчески преобразовывает, усваивает полученную информацию, применяет, вырабатывает способы формирования умений, знаний, навыков на практике.

Воспитывая юных волейболистов, применяю методы убеждения, методы, поощрения, методы наказания (замечания, устный выговор, разбор поступков в спортивном коллективе). В коллективе спортсмен развивается всесторонне- в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными коллективами. При решении задач по сплочению команды использую в своей работе выпуск стенных газет, провожу походы, вечера отдыха, создаю для ребят хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Проводя теоретические занятия в группе, знакомлю воспитанников с историческим опытом и элементами культуры волейбола. Ребята осваивают методические основы планирования, методов обучения, тактики, овладевают способами наблюдения, регистрации и обобщения тренировочных и соревновательных данных.

На учебных занятиях изучаю с воспитанниками различные элементы техники и тактики, они учатся исправлять ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми элементами, способами защиты, техническими действиями.

Большое внимание в практических занятиях я уделяю разминке. В разминку включаю различные упражнения: для крупных групп мышц, малых групп мышц, области грудино-ключичных сочленений, реберных дуг, суставов рук, ног, мышцы шеи, акробатические упражнения, упражнения с партнером, имитационные упражнения. Стараюсь приучать воспитанников выполнять удары левой и правой рукой, что позволяет увеличить силу мышц слабой стороны тела. Процесс противоборства волейболисты должны почувствовать с первых дней занятий, что позволит закрепить их интерес к игре.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Психологическая целесообразность тренировок заключается:

В учёте возраста учащихся с учетом сенситивных периодов развития физических качеств;

В выборе средств простых в двигательном отношении, дающих возможность каждому ребенку на каждом занятии испытывать успех;

В образовательно - тренирующей направленности занятий;

В определении уровней физической подготовленности, способных реально обеспечить ребенку пребывание в соответствующей группе, где учитывается индивидуальный, максимально посильный уровень трудности, что оптимизирует развивающую функцию обучения.

В процессе тренировок использую весь богатый арсенал психолого-педагогического воздействия: учитываю индивидуальные особенности обучающихся, дозируя нагрузку, не допуская переутомления, создаю доверительные отношения с ними, доброжелательную атмосферу, способствующую сохранению устойчивых знаний и умений. Считаю, что создание психологического комфорта способствует развитию личности ребенка. Ребенок – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта .

Назначение тренера - преподавателя педагог видит в обеспечении каждого воспитанника одинаковым доступом к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставлении программы, разноуровневой по сложности и субъективной по трудности усвоения материала, создании максимально благоприятных условий для раскрытия и развития физических и духовных способностей ребенка, опоре на широкие и гибкие средства и методы обучения, помощи в самоопределении ребенка.

Каждое занятие – это звено системы занятий, проводимых в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала, конкретных тем, которые, в свою очередь, должны быть взаимосвязаны между собой.

Во вводную часть каждого занятия педагог включает упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, которые способствуют развитию основных и специальных физических качеств, таких как быстрота реакции и ответных действий, наблюдательность, координация движения, быстрота. Подбор заданий, а также дозировка нагрузки определяется педагогом сугубо индивидуально. Это позволяет поддерживать мотивацию у девочек 10-15 лет на овладение таким сложным видом спорта как волейбол.

В основной части занятий волейбола решаются задачи освоения, закрепления и совершенствования техники игры, создаются предпосылки для освоения занимающимися новых технических приемов при помощи подготовленных и подводящих упражнений.

Специальная подготовка осуществляется с помощью упражнений, направленных на овладение техникой игры в волейбол.

По мере усвоения учащимися технических приемов волейбола педагог включает игры и эстафеты с включением отдельных элементов волейбола. Это способствуют более успешной подготовке девочек к игровой деятельности на площадке.

Основной целью спортивной подготовки является постепенное подведение их спортивному мастерству в наиболее благоприятном для этого возрасте. Задачи детского и юношеского спорта далеко не исчерпываются подготовкой мастеров спорта и разрядников, они значительно шире и включают в себя решение вопроса о гармоничном физическом и умственном развитии детей, укреплении их здоровья и повышении устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Для быстрого и лучшего усвоения знаний даются индивидуальные домашние задания на правила игры (упражнения для развития силы рук, туловища, ног, прыгучести, имитационные движения в выполнении подач, передач, нападающих ударов, блокирования).

Такой подход при организации занятий по физической подготовке и овладению техническими и тактическими приемами игры в волейбол дают стабильные высокие результаты (первые места на городских и зональных соревнованиях, вторые и третьи места – на окружном уровне), помогают в адаптации девочек в дальнейшей жизни.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта.

1.Проведение совместных занятий:

Совместно с учителем физкультуры провела открытый урок физкультуры в 10 классе

Статьи по теме: