Философия йогического учения. Философское учение йоги в индии Что такое Освобождение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Древнеиндийская философия

Введение

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир относят к периоду (2 тыс до н.э.), когда человек в процессе эволюции начал дифференцировать природу как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Человек стал воспринимать животный,растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности осмысливать действительность, а затем и делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире(философствовать)

Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в Индии и Китае.

Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской философии различают 4 периода: 1) XV -- VI вв. до н. э. -- ведический период; 2) классический, или брахмано-буддийский - с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.; 3) послеклассический - 10-18 вв.; 4) новая и современная индийская философия. К древнеиндийской философии относят ведический период и часть классического с 6 в.до н.э. до 2 в. до н.э.

Начала филосо ф ского мышления (Веды)

Ведический период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскрита "знание, ведение") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды (возн 2-1 тыс до н.э.) сыграли огромную роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды, их рассматривают в качестве предфилософских источников. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы. 1) Самхиты ("священное писание", религиозные гимны).2) Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма(брахман - жрец), господствовавшая до возникновения буддизма. 3) Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). 4) Упанишады. В это время возникли первые элементы философского сознания.

1. Ригведы ( 1.5 тыс до н.э.)

Это сборник религиозных гимнов. Заметны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов, сомнения в существовании богов:

Состязаясь, спойте прекрасную песнь,\\Восхваляющую Индру истинную,\\если она истинна.\\"Нет Индры, - иные говорят, - кто видел его?\\Кого воспевать нам?"\\Индра в древнеиндийской мифологии является повелителем разных божеств (дэвов) и одновременно повелителем молний, а также хранителем напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.В Ригведах можно прочитать гимн Пуруше: «Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша...\\Пуруша - это все, что стало и станет...\\Чем стали уста его, чем бедра, ноги?\\Брахманом стали уста его, руки - кшатрием,\\Его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра.\\Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,\\Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер,\\Из пупа возникло воздушное пространство,\\Из головы возникло небо.\\Из ног - земля, страны света - из слуха.\\Так распределялись миры.»

Упомянутые выше брахманы - это жреческая варна (группа). Кшатрии - варна военной аристократии. Вайшьи - варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры - низшая варна, не имеющая права на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных варн. Варны - группы впоследствии легли в основу кастовой системы. По древнеиндийской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я". Пуруша выступает в роли материального "заполнителя" Вселенной. Он повсюду одновременно существует, все заполняет. Одновременно Пуруша - космический разум: он "знаток вед", в него, "вложена мысль". Позднее (в Упанишадах) он отождествляется с мировой душой - Атманом.

2. Упанишады (1 тыс до н.э.)

Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание")- философские тексты,по форме представлявшие диалог мудреца-учителя с учеником или с человеком, ищущим истину. В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии. В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").

Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу.

Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня: низшее(можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным) и высшее(познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности. Приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям). Именно высшее знание дает власть над миром.

Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Выделяют сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. Подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние. Дается характеристика различных состояний человеческой психики - бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира.

В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями. Впервые высказывается идея переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма). Здесь выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время "питали" философскую мысль в Индии.

3. Бхагавад-Гита ( б ожественная песнь - одна из книг поэмы Махабхарату(18))

В отличие от Упанишад, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи(философия индийского дуализма) и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и независимом от нее чистом духе - пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом). Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит представления о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека; о гунах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало), определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.

Основные философские школы

К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок.

Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед. Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.

Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии

Веданта (“завершение вед”) (IV-II в.в. до н.э.)

Основные положения Веданты изложены Бадараяном(5 в нэ) в сочинении Веданта-сутры. В ней существует два направления - адвайта(осн Шанкара в 8в) и вишишта-адвайта(осн Рамануджи). Согласно Адвайте, в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности - Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачественен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведения - кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека - постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество. Согласно вишишта-адвайты, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа, и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека - освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.

Миманса (VI в. до н.э.)

Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.

Конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы(выполнение обрядов и подчинении запретам, налагаемым кастой). Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.

Санкхья (VI в. до н.э.)

Существует два первоначал во вселенной: материальное - пракрити (материя, природа) и духовное - пуруши (сознание). Материальное начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало - это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: духовного начала, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства “Я”. Тонкое тело является средоточением кармы и следует за духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.

Ньяя (III в. до н.э.) (осн Готама)

Существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы.Во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.

Вайшешика (с санскрита - “особенность) (VI-V в. до н.э.)

Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. “Субстанция”, “качество” и “действие” существуют реально. “Общность”, “особенность” и “присущность” - продукты умственной деятельности. Категория “особенность” играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Йога ("сосредоточение",.) (осн Патанджали II в. до н.э.)

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения - войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание). Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий.

Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

философия древнеиндийская буддизм йога

Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии

Джайнизм (VI в. до н.э,осн Вардхаман (9-8 вв. до н.э.),прозвище победитель ("Джина").

В основе Джайнизма лежит учение о таттвах(сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание). Две главные таттвы - это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Материя - одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором она живет.

Цель - жизнь, при которой возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

Буддизм (VII-VI в. до н.э.) осн Сиддхартха - Бумдда Шамкьямуни (просветленный)

Три положения: жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданий, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение “высшего просветления” - нирваны. Нирвана - состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в мире временно.

Локаята (Чарвака).

Возникновение данного учения связывают с мифическим мудрецом Брихаспати(божество молитвы).Все предметы состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. Единственный источник познания - ощущение. Органы чувств могут воспринимать предметы, так как они сами состоят из тех же элементов, что и предметы. На этом основании учение отрицает существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и, прежде всего бога, души, воздаяния за дела, рая, ада и т.д. Т.е. отрицает существование какого-либо другого мира, кроме материального.

Общие характерные чер ты индийских философских систем

Древнеиндийская философия имеет некоторые общие черты. Одна из этих черт - индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере растворен в коллективном творчестве, принявшем форму того или иного направления или школы. Эта своего рода "безликость" индийской философии, характерная и для других сфер индийской духовной культуры, была в эпоху древности и средневековья прямым выражением могущества нивелирующей традиции, которая определялась устойчивостью социально-экономических форминдийского общества в эту весьма длительную историческую эпоху. Та же "безликость" философской мысли в Индии неразрывно связана и с такой ее чертой, как крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, иногда датируемых в диапазоне не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре Древней Индии почти отсутствовала историческая наука, столь богато представленная в греко-римском мире, да и в Древнем Китае.

Другая отличительная черта индийской философии рассматриваемой эпохи - низкая связь с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения к научному знанию нет никакой философии, в том числе и философии древнего мира. Однако характер связи философии с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем мире. Отдельные элементы естественнонаучной мысли, отражавшие тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-мифологическую идеологию(жрецы, будучи профессиональными служителями религиозных культов, одновременно выступали в странах Древнего Востока главными носителями учености и знаний).Учитывая наличие такого рода знаний, основанных на общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных в этом отношении), можно понять, что исходным пунктом развития философской мысли в Древней Индии - да и в других странах древнего мира - стала религиозно-мифологическая мысль.

Особо важную роль в становлении философии как особой формы общественного сознания, ее выделения из мифологического лона сыграла математика (в несколько меньшей степени астрономия). Математика в Древней Индии, особенно такие ее разделы, как арифметика, а затем и алгебра, достигла очень больших результатов (достаточно указать на появление здесь позиционной системы счисления и введение нуля), превзошедших то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Однако эти достижения относятся в основном к первым векам нашей эры, когда философская мысль существовала уже много веков и когда определилась зависимость ее преобладающего идеалистического потока от религиозно-мифологической традиции. Индийская философия древности не сводилась только к этому потоку, а заключала в себе и ряд материалистических идей, положений и учений, для которых характерна более или менее тесная связь с естественнонаучной мыслью. Но в целом по сравнению с античной, греко-римской философией такая связь для индийской философии менее показательна.

Предметом первых философских размышлений становились не только явления природы, окружающей человека, но и мир самого человека и его отношениях с другими людьми, и его индивидуальное существование.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Древнеиндийская философия и ее школы. Духовный авторитет Вед. Ортодоксальные и неортодоксальные школы: веданта, миманса, йога и буддизм. Древнекитайская философия, ее тесная связь с мифологией. Важнейшие философские концепции: материализм и идеализм.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Становление философского сознания в Древней Индии. Основные идеи древнеиндийской философии. Культура индийской цивилизации. "Брахманский" период развития культуры. Мировоззрение последователей джайнизма. Буддизм как одна из древнейших мировых религий.

    реферат , добавлен 08.02.2010

    Характеристика ортодоксальных (веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога) и неортодоксальных (джайнизм,) групп философских школ древней Индии. Изучение сборников Самхиды: Ригведа, Упанишада, Бхагавад-Гита. Учения о четырех благородных истинах буддизма.

    реферат , добавлен 06.02.2010

    Изучение особенностей зарождения и развития философии Древней Индии. Веды - древнейший памятник индоарийской культуры. Джайнизм, буддизм, чарвака-локаята - главные философские учения в Древней Индии. Отличия шести древнеиндийских ортодоксальных школ.

    реферат , добавлен 21.11.2011

    Этапы возникновения философии в Древней Индии (ведийский, брахмано-буддийский, индуистский). Веды как древнейший памятник индийской литературы, их группировка. Характеристика неортодоксальных школ (учение Локаята, буддизм, джайнизм) и принципы их учения.

    презентация , добавлен 18.12.2016

    Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли. Направления древнеиндийской философии: ведическая культура, ортодоксальные и неортодоксальные школы. Учения древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2011

    Понятие индуизма как религиозной системы. Периоды развития индийской философии: ведический, классический, индуистский. Группы школ индийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные. Философские школы древней Индии: санкхья, йога, ньяя, вайшеншика.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2012

    Истоки, этапы и общие черты философии Древней Индии. Исследование отношений Бога и человека. Мыслители и мистики Востока. Буддизм и веданта как основные представители ортодоксальной и неортодоксальной школы. Роль упанишад в жизни индийского общества.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2019

    Философия эпохи сутр и эпического периода. Ведическое учение: йога, веданта, вайшешина, ньяя, миманса и санкхья. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии). Особенности древнеиндийской гносеологии. Учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.

    презентация , добавлен 03.11.2014

    О творении мира и космологии в трудах "Веды" и "Упанишады" Древней Индии. Оппозиция брахманизму. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. Содержание основных философских учений Древнего Китая: конфуцианства, даосизма, моизма и легизма.

Йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В индийской философии йога является одной из шести ортодоксальных философских школ.

Йог — это последователь религиозно-философского учения йога, изучающий духовные и физические практики с целью достижения самадхи — осознания своей истинной природы и духовного соединения с трансцендентной Реальностью.

Йога вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования. Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних Упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Философия классической йоги

Основой философии йоги является санкхья. Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием. Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу. Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное. Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера. После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

Существует множество различных школ йоги, однако можно назвать из них 4 основных направления:

  1. Бхакти – путь любви и преданности
  2. Джняна – путь знания
  3. Карма – путь действия
  4. Раджа – путь интроспекции

Бхакти йога

Бхакти — переводится с санскрита как любовь и преданность. Таким образом Бхакти-йога это связь с богом посредством любви и преданности. Основная практика этого вида йоги – глубокая медитация. Человек должен постоянно ощущать тесный духовный контакт со своим божеством, буквально соприкасаться с ним душами. Нужно сконцентрироваться на своём представлении о высоких качествах бога как личности, но не существа во плоти, а высокодуховной и высокоразвитой сущности. После этого человек должен осознать, что он представляет собой не просто смертное, временное материальное тело, но душу вечную и нематериальную.

Важным моментом практики Бхакти — йоги является непрерывное ежедневное повторение Махамантры Харе-Кришна, еще она называется Джапа-медитация. Для этого необходми приобрести либо сделать самому четки, состоящие из 109 бусин, где 109 бусина будет являться отправной.

Маха-мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Посредством данной практики человек постепенно восстанавливает когда-то утраченую связь с Богом. Эта практика считается Юга-Дхармой, т.е. самой авторитетной практикой в наступившую эпоху Кали-Юги.

Джняна йога

Джняна йога — это путь исследования, который направлен на преодоление ограничений интеллекта или логических способностей человека. Высшее осознание никогда не может возникнуть в результате рационального мышления. Джняна йога – это путь к интуитивному знанию, а оно является алогичным – ни логичным, ни нелогичным, превосходя и то, и другое.
На этом пути человек задается вопросами о сути бытия и своей подлинной природе. Для успеха на этом пути необходимы усилия, сосредоточение и полная поглощенность исследованием. Без этих качеств невозможно озарение. Под озарением подразумевается не получение стандартных ответов, а обретение интуитивного знания.

Для его успешной работы нужно тщательно придерживаться трех вещей:

1) ШРАВАН, или слушание: слушание священных писаний, философских рассуждений, и превыше всего, живых Мастеров духовности с личным опытом Реальности, которые могут передать свой жизненный импульс тем, кто вступает в контакт с ними, так как именно в обществе истинно пробужденной души человек пробуждается от своей долгой спячки.

2) МАНАН, или мышление: оно состоит в интенсивном и вдумчивом обдумывании услышанного и понятого, чтобы конкретизировать абстрактное и сделать интеллектуальные понятия пульсом сиюминутной жизни посредством тщательного упражнения различения, которое на каждом шагу отличает истину от лжи. Это приводит к освобождению души человека от петли эгоизма всеми возможными средствами по его команде. Это похоже на взбивание масла из пахты.

3) НИДХЬЯСАН, или практика: она состоит в перенесении центра тяжести с эфемерного и меняющегося “я” на постоянное и вечное “Я”, с окружности в центр своего существа. Это постепенно вызывает непривязанность к парам противоположностей — богатству и бедности, здоровью и болезни, славе и позору, удовольствию и боли и т.д. — в которых все имеют тенденцию плыть по течению в обычном ходе существования.

Карма йога

Карма-йога также известна как буддхи-йога - один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Карма-йога основана на учении « Бхагавадгиты » - священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Бога.

Раджа йога

Раджа йога (царская йога), также известна как классическая йога , которая базируется на « Йога-сутрах » Патанджали. Основная цель раджа-йоги - контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой «восьмиступенчатой йогой»:

  1. Яма - нормы поведения - самоограничение
  2. Нияма - следование религиозным правилам и предписаниям - полное посвящение себя духовным практикам
  3. Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма - контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  5. Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом низшие уровни ассоциируются с хатха — йогой , а высшие - принадлежат к раджа — йоге . Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма .

Хатха йога

Это направление йоги провозглашает единение духовного и физического. Располагая особыми практиками, оно позволяет достичь гармонии этих двух аспектов. Практика хатха-йоги базируется на таких составляющих:

  1. Пранаямы – специальные дыхательные упражнения, цель которых заключается в том, чтобы научить человека эмоциональному самоконтролю. В процессе выполнения пранаямы также осуществляется массаж внутренних органов.
  2. Асаны – выполнение упражнений в специальных позах в сочетании с особыми техниками дыхания и концентрацией внимания. Хатха-йога заключается в практике статических упражнений, которые могут выполняться на вдохе, выдохе или задержке дыхания. Асаны не следует делать на грани своих физических сил. Наоборот, они должны расслаблять, умиротворять. Важно, чтобы не возникало никакого дискомфорта. Появление приятных ощущений во время асан – показатель того, что прана по телу циркулирует правильно.
  3. Медитация. Ее главная цель – прислушаться к себе, сбросить все «лишнее», напускное. В процессе релаксации происходит физическое и психологическое расслабление, энергия направляется на духовное совершенствование человека.
  4. Шаткармы – упражнения и способы хатха-йоги, позволяющие очистить внутренние органы. Шаткармы – это общее название для очистительных практик. Перевести с санскрита можно как «шесть действий». Действительно, хатха-йога располагает шестью практиками очищения организма:
    1. Дхоути – техники для очищения пищеварительного тракта;
    2. Басти – тонизирование и промывание толстого кишечника;
    3. Наули (Лаулики) – специальные техники массирования области живота с целью укрепления органов брюшной полости;
    4. Нети – очищение и промывание носовых проходов;
    5. Капалабхати – набор из трех несложных техник, позволяющих очистить переднюю долю головного мозга;
    6. Тратака – укрепление оптических нервов и глаз, улучшение зрения, развитие внимательности с помощью техники пристального созерцания объекта.
  5. Правильное питание. В йоге этому аспекту уделено отдельное внимание. Чтобы быть здоровым и довольным жизнью, достаточно есть простую натуральную пищу и не переедать.

Практика хатха-йоги позволяет достичь разных целей: пробуждение Кундалини – особой энергии, сконцентрированной у основания позвоночника; восстановление или поддержание здоровья, долголетие; осознание своего высшего Я (атмана); достижение гармонии внешнего и внутреннего, состояния просветления (самадхи).

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе "Бхагавад Гиты" (переводится с санскрита как "Песня Бога"), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: "Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания - он тогда именуется "йогин". Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, - ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, - пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает". Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово "йога" отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В "Бхагавад Гите" есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): "Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой". Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: "Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении - так обретешь ты уносящую скорби йогу". В Катха Упанишаде йога поясняется так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений".

Йога - это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины...

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности...

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его "йога-сутры"

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • "Карма-йога" (1896 год).
  • "Раджа-йога" (1896 год).
  • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

"Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание - основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение...

Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

Под философией йоги понимается древнейшее учение о совершенствовании человеческого духа. Это учение пришло к нам от древней цивилизации Ариев. Йога - одна из школ философии (даршан) в Индии. Основные принципы йоги описаны в трактате «Йога сутра», автором которого является Патанджали. До нашего времени дошло очень мало информации об авторе, разные источники датируют «Йога сутру» в промежутках от 2-го столетия до нашей эры, до 2-го столетия нашей эры. Однако достоверно известно, что Патанджали не изобретал само учение. Первоисточником описанной им йоги является древнейший письменный трактат - Веды (2-е тысячелетие до н.э.), а также в упанишадах (6-3 век до н.э.), и в таких древнейших произведениях, как Махабхарата и Рамаяна (1 тысячелетие до н.э.). Во всех этих древних источниках есть упоминания о ключевых методиках йоги, но нет системы и упорядоченности. Патанджали был первым, кто обобщил и систематизировал все древнейшие знания о йоге в своем труде «Йога сутра» и по прошествие более двух тысяч лет его труд заслуженно считается классическим в теории йоги. «Йога сутра», как большинство книг написанных в то время, состоит из кратких высказываний – сутр, которые, скорее всего, выступали в качестве памяток для запоминания долгих устных рассуждений. Очевидно, для учеников Патанджали этого было достаточно, однако для последователей, которые не имеют возможности обратиться непосредственно к учителю, практиковать йогу только по этим сутрам невозможно. Поэтому существуют пояснения к «Йога сутре». Самые авторитетные из них были написаны философом Вьясе, написавшему свой трактат «Йога бхашья» в 5 веке н.э.

Философия йоги

Все сущее делится на две составляющие - Пуруша и Пракрити. Пуруша – это духовная составляющая, а Пракрити – материальная составляющая. Материя - это все то, что мы можем увидеть, услышать, почувствовать любым возможным способом и называется Пракрити. Другими словами, это практически все, начиная от молекул и заканчивая планетами и галактиками. Пуруша – вечный Дух или духовное начало, вне пределов материального мира, у него отсутствует конкретная форма, и человеку трудно его вообразить. Пуруша - наивысшая часть бытия и при этом обладает сознанием, в то время как в материи сознания нет. Однако не нужно путать Пурушу с представлением о Боге на западе. Тем не менее, в классическом варианте йоги существует бог – Иншвара, это воплощение Пуруши, но кроме него существует множество других божеств, а он считается главным среди них. Иншвара не создавал Землю и не главенствует над миром, но может соединять дух и материю. Существуют три основные силы, из которых состоит Пракрити (материя). Эти силы называют гуны. Гуна саттва – покой, гуна раджас – движение, гуна тамас – деградация. Пока духовное начало не влияет на материю - эти силы уравновешенны. Когда Дух и материя соединяются, силы начинают взаимодействовать и изменяться, образуя все существующее. При взаимодействии сил первое, что образуется - это идеальная основа вселенной (Будхи-махат). В дальнейшем образуются пять стихий: вода, земля, огонь, воздух и эфир. Из пяти стихий образуется все остальное, существующее в Пракрити. Очень важным моментом в этой философии является отсутствие времени. Йога рассматривает все существующее, как непрерывный процесс изменения, поэтому времени нет, но есть процесс изменения. То есть время - это изменение состояния материи. В отличие от Пракрити, Пуруша считается неизменным, поэтому он существует вне пространства и не зависит от времени. Пурушу сравнивают с наблюдателем, который следит за изменениями Пракрити.

Учение йоги о человеке

Основным моментом в философии йоги является то, что человек - это микро Вселенная внутри большой Вселенной, соответственно, также является результатом соединения Пурушу (духа) и Пракрити (материи). В результате взаимодействия Пурушу и Пракрити создается Будхи-махат идеальная основа Вселенной, в человеке происходит все точно также, только у каждого человека создается индивидуальная будхи. Далее в результате трансформаций появляются другие органы: органы действия, орган сознания, органы чувств. Все это относится к материальному и находится в индивидуальном будхи. Духовная часть человека, его Пуруша – это Дух, его истинное Я, которое никогда не изменяется и контролирует все процессы и изменения в нашей материальной части Пракрити. Учение йоги сравнивает Пурушу и Пракрити со слепым и безногим, которые потерялись в лесу и выйти могут, только объединив свои усилия.

Центральное учение йоги

Классическое учение йоги говорит о том, что конечной целью существования человека должно быть освобождение от материального. В стандартном состоянии человек способен воспринимать себя только с материальной точки зрения. Человек отождествляет себя со своими действиями (Я делаю), чувствами (Я чувствую), мыслями (Я думаю), но это все материальное и содержится в рамках Пракрити, по сути все это - результат взаимодействия сил (гун). А истинное сознание, истинное Я – это Пуруша. Всё материальное изменяется – наши близкие люди подвержены старению и смерти, повторяющиеся события не приносят первоначального удовлетворения, удовольствие всегда заканчивается, а эмоции изменяются с положительных на отрицательные. Человеку хочется постоянно получать удовольствие, а это невозможно. И чем больше удовольствие, которое получает человек, тем сильнее он разочаровывается, когда удовольствие заканчивается. Стремление к материальному влияет на Карму. Фактически, карма - это причинно-следственный закон, который утверждает, что все действия, совершенные человеком, влияют на то, каким будет его будущее. В Ведах этот закон трактуется таким образом: кто сеет добро – пожнет добро, кто сеет зло - тот пожнет зло. В отличие от западного понятия «судьбы», которая не зависит от человека, понятие «карма» полностью определяет будущее в зависимости от поступков человека, как хороших, так и плохих. Все наши стремления к материальному оставляют оттиски на нашей будхе. Каждый момент мы что-то делаем, думаем, говорим и это оставляет новые следы, и после смерти тела наш дух перерождается в новом виде в зависимости от того, какие отпечатки были оставлены в предыдущей жизни. Таким образом, происходит постоянный цикл перерождений (колесо сансары), и человек постоянно присутствует в материальной среде и постоянно должен страдать. Согласно учению, вырваться из круговорота перерождений можно только практикуя йогу и постепенно приходя к пониманию своего высшего бытия и отказа от стремления к материальному. Человек, которому удастся отказаться от материальных привязанностей, перестанет перерождаться, вырвется из круга сансары и будет существовать только в духовном мире в виде неизменного Духа, который равен богу Иншвари. Такое существование нельзя представить, но оно исключает страдание или неудовлетворенность. Однако с постоянно растущей популярностью йоги теряются ее первоначальные цели, и сейчас люди, практикующие йогу, стремятся больше получить в материальном мире, чем достичь духовного освобождения.

Статьи по теме: