Боевые искусства: секреты постижения. Искусство владения клинком

Если бы достигая тех или иных высот в своем деле, можно было передать другому обретенные навыки и умения, было бы все гораздо проще. Однако чтобы чем-то по-настоящему овладеть, нужно понять суть данного предмета, причем сделать это самостоятельно. Учитель должен понимать, что восприятие одних и тех же вещей у каждого человека происходит по-своему,поэтому его главная задача, как учителя, – разработать такой комплекс упражнений и даже философии, при следовании которым ученик с большей долей вероятности приобретет те навыки и понимание, которые и желал бы в нем видеть его учитель.

Единство физического и духовного воспитания: так ли оно необходимо?

В большинстве случаев, ученик старательно повторяет движения учителя и беспрекословно выполняет то, что ему говорят. Постигая искусство боя, он из всех сил стремится совершенствоваться в этом мастерстве, но при этом некоторых вещей он упорно избегает, предпочитая обходиться без них. Здесь имеется в виду духовная составляющая боевого искусства. Сегодня многие считают ее совершенно не обязательной для восприятия и относятся к ней, как к забавной причуде мастеров Востока и не более того. Тем не менее, значимость духовного аспекта в боевых искусствах еще никто не отменял. Хотя это и не подразумевает многочасовую неподвижность в позе лотоса с неизменным бормотанием мантры.

Чтобы не быть голословным, можно привести такой пример. Один каратист, чье имя попало в книгу рекордов Гиннеса, за одну минуту способен голыми руками разбить восемьдесят кокосов. Его ученик уверен, что научиться подобному вполне возможно, главное подобрать правильный комплекс физических упражнений. Благодаря ежедневным тренировкам он накачал большие мышцы, однако его личный рекорд по разбиванию кокосов составляет лишь двадцать штук в минуту. Почему так получилось, ведь сам рекордсмен уже не молод и не обладает столь фактурной мускулатурой? Впрочем, достаточно посмотреть видеозапись их выступления, чтобы заметить разницу: все удары учителя не просто красивы, но и выверены с предельной точностью, в то время как движения его ученика подобны маху колотушки.

Прежде чем начать…

Прежде чем приступать к постижению искусства боя, необходимо самому себе ответить на два вопроса: какую цель вы преследуете, и подходит ли вам выбранный вид искусства; помимо этого, важно определить, хватит ли у вас времени для занятий. На сегодняшний день выбор направлений боевых искусств довольно велик: вы можете сконцентрировать все усилия на постижении рукопашного боя (бокс, айкидо, карате, ушу, капоэйра, тхэквандо, борьба и т.д.) или остановить свой выбор на школе владения тем или иным видом оружия (ушу, кэндо, фехтование и т.д.). Среди них наверняка найдется то направление, которое придется по душе.

Уже приступив к занятиям, следует прислушиваться к внутренним ощущениям. На выбранном поприще не должно быть ничего, чтобы вызывало у вас негатив, внутренний протест, в противном случае успеха здесь вы не добьетесь. Впрочем, избавиться от неприятных ощущений иной раз помогает взгляд на вызывающий тревогу аспект с другой стороны.

Понимание – залог успеха

Количество людей, занимающихся различными видами боевых искусств, едва ли возможно сосчитать, однако вершин мастерства достигают лишь единицы. Почему же истинных мастеров, таких как Брюс Ли или основатель айкидо Уэсиба Морихэй, так мало? Ответ прост. Те, кто действительно добился успеха, прежде всего, стремился постичь себя в данном занятии, раскрыть в себе новые возможности. Именно подобное самосовершенствование и понимание сути постигаемого искусства позволили им расширить горизонты, как индивидуального мастерства, так и искусства в целом, а также создать новые стили и школы.

Каждый из этих мастеров открыл в свое время для себя один немудреный секрет: дальнейшее совершенствование возможно лишь, если следовать собственным видениям и представлениям о данном направлении искусства боя. Довольно часто новичок, приступая к обучению, имеет вполне четкие собственные представления о выбранном пути и о том, как его преодолевать. Однако, ближе знакомясь с традициями боевой школы, свое первоначальное мнение ученик начинает считать неверным и отказывается от него. Безусловно, следует постигать и те знания, которые вам передают, и сложившиеся традиции, но подавлять ваш собственный подход они не должны. Универсального рецепта, действуя в соответствии с которым, вы станете мастером, не существует – каждый его пишет для себя сам.

Несколько полезных советов

Тренировки с мечом полезны для овладения практически всех видов боевых искусств. Звучит это немного странно, тем не менее, данный навык позволит лучше понять суть и закономерности движений человеческого тела и нанесения ударов. Пытаясь овладеть мечом, стоит следовать некоторым принципам.

При нанесении точного удара мечом давление на его рукоять должно быть минимальным. Благодаря этому создается ощущение, что меч двигается сам, и при встрече с другим мечом, сильной отдачи в руку не будет.

Добивайтесь того, чтобы каждое ваше движение, будь то удар мечом или рукой, было предельно точным. Пытаясь изменить направление удара или притормозить его уже в процессе выполнения, что само по себе требует дополнительных усилий, вы снизите его эффективность. Понятно, что о красоте удара в данном случае речь не идет. Движение получается рваным и грубым. Выполнено хорошо считается движение в том случае, если оно завершается само собой, при этом не играет роли, достигло ли оно цели или нет.

Все должно быть осознано

Настоящий мастер наносит удары практически без замаха, начиная движение мгновенно. К этому и следует стремиться. В фильме «Убить Била 2» главная героиня с расстояния вытянутых пальцев тренировалась пробить рукой немалый по толщине кусок дерева. Это не кинематографическая выдумка, в тренировке Цигун присутствует подобная практика. Между двумя досками следует зажать стопку газет и стянуть всю конструкцию веревкой. Удары по этому импровизированному тренажеру нужно наносить до тех пор, пока не возникнет ощущение, что при ударе кулак раздувается. Таким образом, вы начинаете наносить удар не только рукой, но и собственной энергией.

Прежде чем начать движение, постарайтесь четко понять, что именно вы хотите сделать. Вспомним пример про разбивание кокосов. Учитель разбивал кокосы, в то время как его ученик бил по ним. Это в принципе разные вещи, при том что намерения схожи. Для тренировки вам можно предложить упражнение попроще: подбросьте газету в воздух или придержите на весу двумя пальцами и пробейте ее насквозь кулаком. Повторите то же самое, только всей поверхностью ладони. Далее следует брать бумагу более плотную и меньшего размера. Данное упражнение поможет сконцентрировать все ваши усилия на том, что следует сделать.

Это лишь малая толика принципов, способных помочь в овладении боевыми искусствами. Но чтобы они действительно оказались полезными, приступать к их применению на практике сразу после знакомства с ними не следует. Прежде всего, их следует понять, пропустить через себя, и тогда вы сможете открывать новые принципы для совершенствования вашего мастерства.

Как выиграть поединок

Если вы относитесь к бою, как к демонстрации ваших навыков, то вряд ли вам удастся его выиграть. Вы должны быть нацелены на победу над оппонентом, что возможно лишь в том случае, если вы не станете акцентироваться на разного рода мелочах. Каждый ваш удар должен выводить соперника из строя, при этом ваши движения должны быть предельно просты и точны.

Научитесь воспринимать ситуацию напрямую и в целом

Овладевая боевыми искусствами, вам предстоит научиться воспринимать окружающее пространство напрямую, отбросив при этом свои мысли и привычки. От этого зависит, насколько быстро вы сможете реагировать на действия противника, на то, что происходит вокруг. Так, можно успеть подхватить падающий со стола стакан, на который до этого вы не обращали никакого внимания.

Это может показаться похожим на рефлексы. Однако рефлексы – это ни что иное, как выработанная многократным повторением привычка однозначно реагировать на вполне определенную ситуацию. В данном же случае речь идет о способности на каждую новую ситуацию реагировать мгновенно.

Следует попытаться воспринимать любую ситуацию в целом, при этом не концентрируя внимания на отдельных частях тела соперника или деталях боя. Взглядом вы должны воспринимать одинаково все объекты, попадающие в поле вашего зрения, независимо от того, какое расстояние отделяет их от вас. Благодаря этому вы добьетесь того, что ваше зрение станет острее, а внимание – более цепким.

Какими должны быть тактика и стратегия поединка?

Подробно рассматривать в данной статье тактику и стратегию ведения боя не имеет смысла, не смотря на всю важность этого вопроса. Дело в том, что различия в этих понятиях могут быть довольно значительны в зависимости от того о какой школе, стиле или традиции идет речь. Например, большинство китайских боевых школ обучает плавности движений, обороне и сохранению баланса; в японских же, напротив, делается акцент на четкости движений, динамике и нападении. Более того, тактика и стратегия в немалой степени определяются вашими личными предпочтениями.

Единственный совет, который можно здесь дать, заключается в том, чтобы в любой ситуации оставаться собой, не позволяя обстоятельствам вести вас – ситуацию нужно подстраивать под себя или найти с ней гармонию. Подстроиться под ситуацию является вполне естественной реакцией, однако это не должно вас изменить. Не стоит также перед боем вводить себя в особенное состояние, менять взгляд на вещи. Сиюминутный успех возможен и при таком ведении боя, однако о действительно высоких достижениях в таком случае лучше забыть.

Следует ли сохранять внутреннюю дистанцию во время боя?

Нередко во время боя его участники устанавливают внутри себя дистанцию, закрываются от боя и друг от друга. Для человека естественно закрываться от боя – он грозит ему повреждениями или смертью. Однако если вы, занимаясь тем или иным видом боевого искусства, продолжаете закрываться от боя, значит, вы занимаетесь не своим делом. Выставляя дистанцию внутри себя, вы ухудшаете собственную реакцию, восприятие сути ситуации, и на серьезный успех при этом не стоит даже и рассчитывать. Чаще всего именно такая внутренняя дистанция является причиной преждевременных или наоборот запоздалых ударов.

Вступая в бой, его следует пропустить через себя, не закрываясь внутренне от него. У вас не должно вызывать страх то, что противник может оказаться к вам слишком близко. Для того чтобы вы смогли предугадать следующий удар соперника, верно среагировать на него, не стоит торопиться. Помните, что, попав во внутрь обороны соперника, у вас больше шансов нанести точный удар.

Подведем итоги

Данная статья призвана, главным образом, напомнить о сути боевых искусств, о которой сейчас часто забывают и без которой искусство боя становится поверхностным и безжизненным. К сожалению, в настоящее время многие о сути боя и искусстве его ведения даже не задумываются, стремясь лишь нарастить мышечную массу, научиться наносить сильные и болезненные удары и защищаться от ответных действий противника.

Конечно, данная тема не ограничивается представленной информацией, ведь большинство вещей следует открывать самому. На практике многое станет понятнее, но только в том случае, если практика будет осмысленна. Взрастить же на бедной основе свое мастерство едва ли получиться, подобно тому, как не добыть из яблока больше сока, чем содержится в нем.

Бой на мечах - катана

Меч во все времена был оружием статусным. Во всех странах простолюдин не мог носить меч. И потому бой на мечах был всегда привилегией высшей знати и избранных.

Простой люд носил с собой длинные ножи, дубинки, копья, кистени, топоры, алебарды всех мастей, тяжелые посохи. Но только меч был статусным оружием воина. Меч - не годится, для каких либо хозяйственных работ. Меч - предназначен только для одного - убивать.

Искусство боя на мечах - одно из самых древних воинских искусств в истории человечества. Такой вид битвы требовал немалой ловкости, отваги и умения, причем именно умение было наиболее востребовано. Без умения владеть мечом бой на мечах - гибельное дело для неумехи.

Не остались в стороне от этого и самураи. В Японии мечи появились в 8 веке нашей эры - в 710 году прообраз катаны - меча с изогнутым лезвием применил в Японии фехтовальщик Амакуни. По преданию, этот первоклинок катаны был выкован из нескольких железных пластин. С тех пор бой на мечах претерпел немалые изменения в Японии.

Оговоримся сразу - таким, как его обычно показывают в фильмах бой на мечах, и уж тем более бой с катаной, никогда не происходил. Многочисленные отражения ударов, повороты, бой с десятком человек, разрубание катаной засова ворот (Убийца сегуна) - это из области дешевых мифов о катане. Реальность была куда более прозаичная. Бой на мечах - это обычно один два, ну редко три удара, после чего один из противников выведен из строя. Разумеется речь идет о бездоспешном противнике.

Разрубание противника напополам - еще одна сказка о бое на мечах.


Вообще говоря, разрубить кого то на две половинки, задача практически нереальная, но даже полностью разрубить череп - задача не из легких. Твердость и острота клинка, тут, кстати, не имеют особого значения. Чем тверже клинок, тем он более хрупкий, при хорошем ударе он легко приходит в негодность, тем более, если им рубить кости черепа. Не спасет и зонная закалка клинка - лезвие выкрошиться как раз по линии закалки, натолкнувшись на твердое препятствие.

Во все времена, в Европе и в Японии, наиболее поражаемыми частями тела были кисти рук, запястья, голова, бедра. Это подтверждается и археологическими раскопками мест старых сражений. Как в Европе - отлично раскопаны места массовых захоронений времен войны Алой и Белой роз в Англии, времен датско-шведской войны в 16 веке, и времен воюющих провинций в
Японии.

Везде найдены характерные повреждения на скелетах - отсеченные кисти рук, надрубленные берцовые кости и надсеченные черепа.

Такие повреждения свидетельствуют о выборе целей для удара мечом, о приоритете целей.

Вообще следует отнестись к этим немым свидетельствам со всем вниманием. Ибо правильная оценка цели дает победу в бою. О чем конечно помнили профессиональные воины. Не лишне помнить об этом и при современном бое на мечах и катанах.

Во все времена бойцу с клинковым оружием - будь то меч или нож, нужно, во-первых, либо обезоружить противника, либо серьезно ослабить и замедлить его удар. Это достигается самым простым и эффективным способом - ударом по кисти врага. Такой удар, даже если и не отрубает кисть, все рано делает невозможным продолжение боя клинком. В разрубленной кисти с поврежденными пальцами оружие не удержать и уж конечно не нанести по противнику удар.

Второй по значимости удар - по ноге. Лишить противника возможности двигаться в бою, значит победить его. Подрубив или подрезав ему ногу вы получаете возможность вести бой на нужной дистанции и в нужном темпе, при неблагоприятном исходе, в конце концов, можете просто уйти.

Все разговоры о том, что человек на пораненной ноге бегает и прыгает так же как на здоровой, отметаю как полностью несостоятельные. Удар даже ножом в бедро, без рассечения подколенных сухожилий не только замедляет, но и обезноживает бойца. Не говоря уже о том, что от потери крови человек слабеет. Это - от удара ножом. При ударе мечом даже в мягкую часть бедра, повреждения мышц настолько сильные, что стоять на пораненной ноге воин не сможет.

Кроме бедра есть еще уязвимые части ноги, такие как подколенные сухожилия, коленная чашечка, глень, голеностоп, повреждение которых фатально для возможности ходить.

Не менее действенной целью является и голова противника.

Однако, нужно понимать, что просто так в голову вы никогда не попадете. Вам придется сначала убрать с дороги клинок врага, прежде чем выпадет шанс ударить в голову.

Соответственно это делается либо ударами по кисти, либо блокировкой вражеского меча.

Первый вариант в целом предпочтительнее для завязки боя. При правильном проведении приема вы ничем практически не рискуете, но возможно получаете возможность попробовать либо убрать вражеский клинок с позиции защиты, либо поразить кисть.

Удар по ноге можно в целом совместить либо с ударом по кисти - выполнив классическую двойку, либо с ударом по ноге.

Во втором случае первый удар наносится прямо в лицо, слегка снизу вверх, и когда противник отшатывается, защищаясь мечом, вы бьете его по ноге на собственном отходе. Этот прием одинаков в выполнении с ножом и мечом.

В целом важно понимать сам принцип развертывания боя как такового.


Начинать бой, не прощупав противника быстрыми ударами по кистям, нет особого смысла. В каждом поединке различают завязку боя, центральную часть и завершение. И те приемы, которые годятся для середины и завершения, не обязательно подходят для начала боя. Если противник вам не знаком, неизвестен его стиль ведения боя, то в завязке битвы следует прощупать его, посмотреть как он держит меч, какова его скорость удара и защиты, его манеру ходить и быстроту. Сам он, конечно, вам не покажет и потому для этого выполняются приемы разведки - быстрые удары, прощупывающие оборону врага и его стиль ведения боя.

По сути, в бою на мечах выявляется три основных этапа - завязка, ход боя и окончание. Окончание всегда связано с победой над противником, либо с выходом из боя без потерь или с минимальными потерями. Завязку боя на мечах мы кратко описали. Ход боя - вовсе не длительная фаза, как можно думать. Это надежное поражение противника одним двумя ударами, возможно с предваряющим


Фехтование с катаной - бой с мечом для самурая

Во все времена именно катана считалась символом самурая. Катана - чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути, являся коипей катаны. Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезие катаны испорилось бы после нескольких ударов.

Однако именно самурайский меч - катана стала по праву симолом самурая.

Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и яполния вступила в период феодальныхъ смут и междоусобных войн. Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава.

Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к XVI веку отнсится образование старейшей фехтовальной школой Японии - Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному исккуству владения мечом.

Основоположник школы Синкагэ-рю - самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования - нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю. Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их паринципы в
единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу - Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу - то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования катаной было не только осовение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила "Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной - это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент - быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом - это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными. Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны...... В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).

Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан - позиция с высоко поднятым мечом, Чудан - позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан - с мечом опущенным вниз. Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках однга с другой.

Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основх защиты - верхняя, средняя и нижняя.

Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариацийможет быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при ататке - бесчисленное множество.


Основа успешного фехтования катаной - это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси - видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу. То есть фехтование с катаной - это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на лице, мимике, жестах.

Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам сплав нового и старого - старых техник фехтования с катаной с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового - приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе. Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча - катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей - вакидзаси, и для ножей - танто.

Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную таткитку боя - не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и ататку. Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом - катаной, нодати, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия и механика доводят его мышечную память до совершенства. разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой.


Одна мышечная память для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок.

Школа фехтования Katana Club постоянно соврешенстует свои навыки, приемы и методики фехтования в Москве с катаной, вакидзаси/мачете, и ноже/танто. Мы открыты для новых приемов и стараемся общаться с другими клубами для обмена опытом и знаниями, создавая в то же время свою, уникальную базу знаний.

В Японии спочан входит в курс обязательной школьной программы на уроках физкультуры. Считается‚ что этот вид спорта воспитывает у детей смелость‚ целеустремленность и решительность. Но овладеть данными качествами не поздно и во взрослом возрасте!

Анна ДЮЖЕВА, фитнес-редактор:

«Помню, как в детстве мой папа пытался обучить меня базовым приемам самозащиты. Тогда я лишь заливисто хохотала и отчаянно молотила по воображаемому сопернику. А теперь понимаю, что даже минимальные навыки в этом деле важны. Впрочем, помимо правил техники безопасности на тренировке по спочану я также узнала, как управлять своими эмоциями и трезво оценивать ситуацию. Умение вовремя взять себя в руки, отбросить страх и сомнения, грамотно расставить противнику тактические ловушки, чтобы реализовать право на удар, особенно ценно в повседневной жизни для достижения высоких целей в карьере или устройства личной жизни. Сегодня атакуешь ты, а завтра могут атаковать тебя. Нужно быть готовым к любым неожиданностям. Разве не так звучит главный девиз успешных людей?!»

Каори КИМУРА, четвертый дан по кэндо и спочану, инструктор фитнес-клуба «Икс Фит Фьюжн»:

«Спочан (сокращенно от «спорт чанбара») - это современное искусство фехтования на травмобезопасных аналогах холодного оружия - поролоновых мечах. Впервые спорт чанбара появился в 1971 году благодаря японскому мастеру Танабэ Тэцундо как система вооруженной самообороны. В России восточное единоборство стало развиваться только в 2002 году. Соревновательный спарринг проводится до одного очка, выигрывает спортсмен, нанесший удар первым. Благодаря поролоновым мечам и защитному снаряжению (заниматься необходимо в шлеме) спочан называют простым и доступным боевым искусством. Обучиться ему могут люди любого возраста и физической подготовки. В ходе увлекательных поединков улучшается скорость реакции, выносливость и координация».

Упражнения

Боевая стойка

Встаньте напротив противника, правую ногу выставьте немного вперед. Правая рука чуть согнута в локте и держит меч, левая напряжена и лежит на бедре. Приготовьтесь к атаке!

«Мен» - удар по голове

Встаньте в боевую стойку. Сделайте правой ногой небольшой шаг вперед. Правой рукой выполните широкий замах мечом от плеча и нанесите сопернику удар по голове.

Для защиты шагните назад и поднимите меч над головой перпендикулярно оружию противника.

«Аши» - удар по ноге

Встаньте в боевую стойку. Сделайте правой ногой выпад вперед и, направив меч к полу, нанесите удар по ноге соперника. Для защиты опустите меч вертикально вниз, опережая таким образом удар противника.

«Котэ» - удар по руке

Встаньте в боевую стойку. Сделайте правой ногой небольшой шаг вперед и, слегка размахнувшись, нанесите удар по правому предплечью соперника.

Для защиты отступите назад, отводя правую руку в ту же сторону и прижимая запястье к туловищу.

«Цуки» - укол в корпус

Встаньте в боевую стойку. Сделайте правой ногой небольшой шаг вперед и атакуйте соперника коротким колющим ударом в центральную часть туловища.

Для защиты выполните небольшой размах мечом справа налево и отразите удар, поставив свой меч перпендикулярно оружию противника.

Регулярные тренировки по спочану оказывают положительное влияние одновременно и на тело, и на дух. На занятиях укрепляются все основные группы мышц, повышается самооценка и вырабатываются лидерские качества.

Статьи по теме: